Смотреть
29 мая

«Брак — это форма порабощения». Каким получился фильм «Монтессори: Воспитание любовью»

Дарья Полещикова
Дарья Полещикова
Редакторка «Горящей избы».
кадр из фильма «Монтессори: воспитание любовью»

30 мая в российский прокат выходит фильм «Монтессори: Воспитание любовью». Он рассказывает о жизни и работе Марии Монтессори — создательницы уникальной педагогической методики. Даша Полещикова посмотрела байопик до премьеры и делится впечатлениями.

О чём фильм «Монтессори: Воспитание любовью»

Фильм описывает небольшой период из жизни этой великой женщины. Идёт 1900 год. Мария Монтессори руководит особым заведением по уходу за нейроотличными детьми. Большинство людей думают, что эти дети необучаемы, однако Мария считает иначе. Она верит, что благодаря правильным методикам, специальным пособиям и любви близких дети с особенностями смогут сдать школьные экзамены и адаптироваться в обществе.

Мария Монтессори упорно занимается с чужими детьми, однако не может воспитывать своего собственного сына Марио. Она родила мальчика вне брака и вынуждена отдать его кормилице. Так она защищает не только свою репутацию, но и честь ребёнка. Каждые выходные Мария ездит в деревню к сыну и с грустью наблюдает, как он всё сильнее привязывается к кормилице и забывает родную мать.

Отец мальчика — коллега Марии, Джузеппе Монтессано. Он любит Монтессори и предлагает пожениться. Однако женщина не готова связать себя узами брака и пожертвовать карьерой ради семьи.

Создание и команда

Фильм «Монтессори: Воспитание любовью» — режиссёрский дебют француженки Леи Тодоров. В оригинале фильм называется «Новая женщина». Это название символично, потому что отражает взгляды самой Марии Монтессори. Она считала, что «новая женщина будущего будет иметь равные с мужчинами права и обязанности, <...> выходить замуж и рожать детей по собственному выбору, а не потому, что ей навязывают супружество и материнство».

Главную роль исполнила итальянская актриса Жасмин Тринка. Её можно увидеть в лентах «История моей жены», «Декамерон» и байопике «Сен-Лоран. Стиль — это я».

Также в фильме снялись Лейла Бехти («Париж, я люблю тебя») и Раффаэле Эспозито «Комиссар Монтальбано»).

Почему стоит посмотреть фильм «Монтессори: Воспитание любовью»

Снова вспомнить о важности гендерного равенства

Современным взглядом смотреть на судьбу Марии Монтессори жутковато. Она училась в мужской гимназии и проводила перемены в пустом классе: девочкам было неприлично общаться с мальчиками. В медицинском университете единственной девушке-студентке не позволяли посещать занятия по анатомии, потому что она не могла при мужчинах смотреть на обнажённые трупы. Чтобы освоить курс, Марии приходилось заниматься в морге в одиночестве, по вечерам. Она добилась возможности работать с особенными детьми и тестировать свои идеи, однако не получала за это зарплаты, хотя трудилась больше коллег-мужчин. Не имея собственного заработка, Мария не могла забрать к себе сына, хотя очень страдала из-за разлуки с ним.

Кадр из фильма

Конечно, за прошедшие сто лет многое в жизни женщин изменилось. Однако и современному обществу есть куда стремиться. До сих пор существует список профессий, недоступных для женщин. Мы получаем меньше мужчин за аналогичную работу. Домашние дела и уход за детьми всё ещё ложатся на женские плечи, а мужские декреты остаются чем-то экзотическим. И фильм про Марию Монтессори в очередной раз подчёркивает, как это абсурдно и несправедливо. 

Понаблюдать изнутри за системой Монтессори

Основная идея педагогической системы Марии Монтессори заключается в том, что в удобной и богатой впечатлениями среде дети развиваются сами. У ребёнка должна быть мебель подходящего размера, чтобы он мог сам двигать свой стульчик, удобно сидеть за столом, доставать до полок с книгами, карандашами, пирамидками, кубиками. Задача взрослого — не мешать и направлять ребёнка, если это понадобится.

Кадр из фильма

Сегодня такие советы кажутся очевидными. Но во времена Монтессори это было революцией. И в фильме подробно показано, как Мария придумала свои пособия — пирамидки, кубики, сортеры — для занятий с особенными детьми. А потом привезла эти «игрушки» нормотипичным детям — своему сыну и его молочным братьям и сёстрам. И им помощь взрослых уже не понадобилась. Они увлечённо возились с пособиями Монтессори, постепенно обучаясь различать формы и цвета, считать и читать.

Понять важность любви и принятия

Основная линия сюжета строится вокруг обучения особенных детей. Фильм начинается с того, что француженка Лили привозит к Марии свою дочь Тину. Нейроотличная девочка является обузой для матери, и Лили хочет пристроить её куда-нибудь. Однако Мария Монтессори объясняет, что её заведение — это школа, а не приют. Она начинает заниматься с Тиной и постепенно налаживает связь между девочкой и её матерью.

Кадр из фильма

Значительную часть фильма мы наблюдаем за особенными детьми и подростками, которых играют нейроотличные актёры. Мы видим, как они упорно учатся совершать самые простые действия: висеть на турнике, подниматься по ступенькам, строить башни из кубиков. Они радуются своим успехам, когда вдруг удаётся прочесть новое слово или решить математический пример. Тонко воспринимают музыку и танцуют под неё.

Мария Монтессори считала, что самая важная часть её педагогической системы — это не занятия или пособия, а любовь. И байопик получился именно про любовь и принятие людей, независимо от их особенностей.

Что в итоге

Не стоит ждать от фильма «Монтессори: Воспитание любовью» захватывающей истории с яркой завязкой, остросюжетной кульминацией и неожиданной развязкой. Это типичный байопик, который не спеша рассказывает о жизни всемирно известной женщины-педагога. 

Самое ценное в фильме — это не сюжет, а атмосфера. Она пронизана любовью, терпимостью и уважением. Создателям удалось так снять людей с особенностями, что их жизнь вызывает не жалость, а любопытство. Интересно разобраться, как нейроотличные дети воспринимают мир и откуда черпают силы, чтобы познавать его.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий