Смотреть
21 июня 2023

Почему фильм «Моё преступление» — это вызов противникам #MeToo? Рецензия «Горящей избы»

Манифест сестринству от Франсуа Озона.

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
фильм моё преступление

22 июня компания A-one выпускает в прокат картину французского режиссера Франсуа Озона «Моё преступление». Фильм рассказывает о молодой актрисе, которую обвиняют в убийстве известного продюсера. Суд оправдывает девушку. Благодаря громкому процессу она становится знаменитой и делает карьеру. Но на пике славы выясняется, что героиня, возможно, солгала следствию. Авторка «Горящей избы» Саша Подольникова уже посмотрела фильм и делится впечатлениями.

🔥 Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы». Подписывайтесь!

О чем фильм «Мое преступление»

Мадлен молода и полна амбиций. Она мечтает о головокружительной актёрской карьере и живёт в самом подходящем для этого месте — Париже середины 1930-х. Но её упорно не замечают. Мадлен играет второстепенных героинь в театре и едва сводит концы с концами. А арендодатель угрожает выселить их с подругой из квартиры за неуплату.

Однажды удача вроде бы ей улыбается. Именитый продюсер приглашает её в свой особняк обсудить новую роль. Оказывается, он планировал предложить ей роль любовницы в обмен на покровительство в профессии. Защищаясь от попытки изнасилования, Мадлен хватает со стола револьвер и стреляет. Так она расскажет полиции. Продюсер умирает от пулевого ранения, а девушка оказывается под следствием.

Подруге героини, адвокатке Полин удается убедить суд, что это была самооборона. Обвиняемую оправдывают. Благодаря громкому делу Мадлен становится популярной. Её наперебой приглашают в кино- и театральные проекты. И вот однажды на пороге её дома появляется некая Одетт. Женщина утверждает, что это она настоящая убийца, а Мадлен просто украла её славу. Карьера звезды оказывается под угрозой, а зрителю предстоит распутать клубок из манипуляций и тайн.

Кадр из фильма «Мое преступление»

Кто работал над фильмом «Моё преступление»

Франсуа Озон едва ли нуждается в представлениях. Сложно представить более известного и любимого зрителями современного французского режиссера. Картины Озона завоевывали награды и номинации крупных европейских киносмотров. Их ежегодно показывают престижные фестивали, а пользователи кинопорталов ставят им высокие оценки. Последние «лавры» режиссёр получил буквально несколько лет назад. В 2019 году картине «По воле божьей» о педофилии в католической церкви присудили Гран-при жюри Берлинского кинофестиваля. «Моё преступление» увидело свет тоже в Берлине.

По давней традиции сценарий режиссер написал сам. На этот раз — по мотивам французского водевиля «Школа налогоплательщиков». Главная героиня здесь признаётся в преступлении, которого не совершала, и неожиданно становится суперзвездой. Озон не впервые работает с «лёгкой» литературой. Например, в основу его мелодрамы «Ангел» легла любовная новелла писательницы Элизабет Тейлор. А недавняя драма «Лето 85» снята по янг-эдалт-роману Эйдена Чемберса. На музыкальный хит «8 женщин» и комедию «Отчаянная домохозяйка» режиссёра и вовсе вдохновили пьесы, которые принято называть «бульварными».

Фото со съемок

«Моим преступлением» Озон завершает своеобразную трилогию, начатую в «8 женщинах» и «Домохозяйке». Он вновь с юмором исследует положение женщины в обществе. Эксцентрическая комедия, считает режиссёр, — лучший для этого жанр.

После пандемии, локдауна и других депрессивных вещей я очень хотел снять именно комедию. Мои предыдущие фильмы ставили под сомнение патриархат и говорили о женской силе. Новая картина тоже отражает то, чего добился феминизм за последние годы.

Франсуа Озон

в интервью изданию Variety

Почему «Моё преступление» стоит смотреть

Актуальный разговор о харассменте в индустрии кино

Пресса неспроста называет «Моё преступление» фильмом о том, что происходит в мире c наступлением эпохи #MeToo. Действие разворачивается почти столетие назад, но сюжет актуален как никогда. Женщины осмеливаются говорить о харассменте и сексуализированном насилии, но у абьюзеров находятся защитники. Так, обвинитель на суде над Мадлен пытается доказать: она совершила убийство вовсе не из-за самообороны и «спровоцировала» нападение. А ещё пускает в ход мизогинные оскорбления и настаивает, что женщины «по своей природе» несут в себе опасность. Трудно не заметить в этом параллель с сегодняшним Голливудом. Десятки женщин обвинили Харви Вайнштейна в домогательствах. Однако даже среди его знаменитых коллег были те, кто не поверил жертвам. Они выступили на стороне продюсера — одного из самых влиятельных людей кинобизнеса.

Кадр из фильма «Моё преступление»

Сейчас ситуация изменилась к лучшему. Тем не менее кинематографисткам пока не удаётся добиться гендерного равенства. По данным свежего исследования Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, правят бал в индустрии всё ещё мужчины. Им принадлежит больше руководящих постов в кинокомпаниях. Они занимают режиссёрские кресла и принимают судьбоносные для проектов решения.

Поэтому порой забываешь, что персонажи «Моего преступления» живут в 1930-х. Газеты называют главную героиню бездарной. Журналисты уверяют: она оговорила известного человека ради славы. Тем временем в фильме нет ни единого намёка на отсутствие у Мадлен таланта. Напоминает сотни комментариев в соцсетях под публикациями об очередном скандале с изнасилованием.

«Она сама ничего собой не представляет и обвиняет его для хайпа!» — кричат пользователи.

Манифест сестринства и женской солидарности

Озон доказывает: мужчина может говорить на темы, которые действительно волнуют женщину. Он не позволяет себе объективацию и неизменно относится к персонажкам с эмпатией. В его фильмах много женщин. Это уязвимые, страстные, сильные и смелые героини, отстаивающие право на независимость.

В фильме с криминальным, хотя и комедийным, сюжетом легко удариться в патриархальный троп и заставить героинь конкурировать между собой. Но в «Моём преступлении» они не соперничают, а помогают друг другу. Подруга Мадлен отважно и красноречиво защищает её в суде. Адвокатка даёт отпор сексистским нападкам обвинителя. Её речь тоже выглядит как хлёсткое обвинение в адрес общества. «Женщинам вы даёте столько же прав, сколько детям, но за ошибки наказываете, как взрослых», — эти слова запоминаются надолго.

Кадр из фильма «Мое преступление»

И даже когда к Мадлен приходит забытая всеми актриса Одетт, требующая деньги в обмен на молчание, сюжет элегантно избегает соперничества. Героиня проникается сочувствием к бывшей звезде немого кино. Продюсеры буквально выкинули ту на обочину, как ненужную вещь. И Мадлен находит способ реанимировать её карьеру.

Мастерство режиссёра, похожего на себя и совершенно другого

Озон никогда не повторяется в сюжетах. Его истории разворачиваются на полях Первой мировой, в провинциальном французском городке 80-х или в бурлящем жизнью Париже 30-х. При этом он сохраняет себя. Как и в других картинах, в «Моём преступлении» режиссёр остроумно сочетает комедию с драмой. Несерьёзное идёт бок о бок с серьёзным. Бойфренд Мадлен — из состоятельной семьи. Отец лишил его денег, и он отчаянно пытается их раздобыть, однако пойти работать ему в голову не приходит. Но так и быть, ради их с Мадлен счастья он готов жениться на другой и завладеть её состоянием! Спасать возлюбленного приходится главной героине. И параллельно решать свои проблемы, ведь ей грозит тюрьма.

Мастерство Озона — в том, что зритель забывает, что смотрит не просто лёгкую и смешную историю. Вернувшись в реальность, он понимает, что это был разговор на важную тему. О равенстве, справедливости и сочувствии.

Кадр из фильма «Мое преступление»

Фильм радует фирменными сюжетными поворотами. Как и в «Бассейне», «8 женщинах», «Франце» и «Двуличном любовнике», Озон жонглирует разными точками зрения и вариантами развития событий. Заставляет сомневаться в увиденном. Водит зрителя по лабиринтам мотиваций героев. Кто из них лжёт? Зачем? Эта сцена — реальность или чьё-то воображение? Зрителей ждёт любопытный квест.

Неочевидная феминистская история

Тем, кто не знаком с Озоном, фильм может показаться не феминистской историей, а её полной противоположностью. Например, в попытке разобраться с шантажом Мадлен отправляется к другому известному человеку и пытается его соблазнить. Это можно расценить как намёк. Что, если она собирается манипуляциями «спровоцировать» ещё одно убийство и получить новую порцию денег и славы? Но у поступка обнаружится двойное дно. Он оказывается тонким сюжетным ходом.

Есть и другой неочевидный нюанс. Он также связан с привычкой режиссера запутывать зрителя. Когда выяснится, что Мадлен не совершала убийства, защищаясь от насильника, у части аудитории появится почти законный повод возмутиться и воскликнуть: «Женщины лгут и оговаривают мужчин ради карьеры!» Однако финальные сцены разобьют это убеждение. Так что «Моё преступление» — ещё и шанс перевоспитать противников #MeToo.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий