Смотреть
16 февраля 2023

Каким получился фильм «После Янга» — научная фантастика о семье, памяти и человечности

Когонада, режиссёр корейского происхождения, отвечает на вопрос: мечтает ли робот стать человеком?

Валерия Чебитько
Валерия Чебитько
Редакторка «Горящей избы»
фильм после янга

16 февраля A-one выпускают в российский прокат фильм «После Янга». Это чуткое, неторопливое сай-фай-кино о людях и роботах, искусственном интеллекте, семье и человечности. А также о том, какую роль в нашей жизни играет память. Лера Чебитько посмотрела фильм и рассказывает о своих впечатлениях.

🔥 Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы». Подписывайтесь!

О чём фильм «После Янга»? 

«После Янга» — научно-фантастическая драма, снятая Когонада, американским режиссёром корейского происхождения. Действие разворачивается в США. В мире, помимо обычных людей, существуют также техносапиенсы: они выглядят как люди, но продаются в специальных магазинах и выполняют роль домашних помощников. В семье Джейка и Киры тоже такой есть. Его зовут Янг, и он играет роль старшего брата для их дочери Мики. 

Мика — неродной ребёнок Джейка и Киры. Они удочерили её, когда она была совсем малышкой. По происхождению Мика китаянка, и, чтобы у неё сохранялась связь с родной культурой, они и купили Янга, запрограммированного рассказывать факты о Китае. Янг и Мика проводят очень много времени вместе, поэтому, когда он ломается, для девочки это становится большим ударом. Джейк обещает, что сделает всё возможное, чтобы его починили. 

Что чувствуют роботы 

Когда речь заходит об историях, где фигурируют новые технологии, само собой напрашивается сравнение с сериалом «Чёрное зеркало». Но хит Netflix по большей части концентрировался на том, как прогресс повлиял на жизнь и ценности людей. Когонада в центр сюжета ставит робота и его «чувства». 

Янг всего лишь один из многих. Когда подобные ему ломаются, есть два варианта развития событий: заменить одну из двенадцати деталей или же, если с деталями всё в порядке, отправить на переработку и купить нового. Потому что Янг — бездушная машина-помощник. Единственная его отличительная черта — он культуральный техносапиенс. 

Интересно, что на роль Янга, запрограммированного знать культуру и историю Китая, Когонада взял Джастина Х. Мина. Он известен по роли Бена в «Академии Амбрелла». Джастин — американский актёр корейского происхождения. И в этом тоже есть определённый смысл — робот Янг никогда не задумывался о том, насколько он человечен, но сомнения в нём вызывало, китаец ли он. А людям, которые работали над его созданием, кажется, и вовсе было всё равно: главное, что внешность азиатская. 

Кадр из фильма «После Янга»

Ко всему прочему, Янг не новая, а подержанная модель. До того как попасть в семью Джейка и Киры, он успел пожить ещё в нескольких. По большей части для потенциальных покупателей это ни на что особо не влияет, кроме цены. Но что насчёт самого Янга? Воспоминания — вот что делает его человечным. 

Во всех техносапиенсов встроены банки памяти — роботы могут записывать по несколько секунд каждого дня. Моменты, которые они считают достойными памяти. И когда Джейк погружается в память Янга, он может своими глазами увидеть, что Янг считал для себя важным. Это воспоминания, связанные с Микой, с их семьёй, с предыдущими хозяевами и с кем-то, к кому он, возможно, испытывал подобие романтических чувств. 

История о семье   

Во многом это семейная история. Джейк, Кира, Мика и Янг — семья. Мика называет Янга братом, Джейк в одной из сцен — сыном. И, конечно, то, что Янг сломался, они все воспринимают не как потерю помощника, а как потерю члена семьи. С другой стороны, жизнь Джейка и Киры всё же усложняется после поломки Янга. Ведь до этого техносапиенс забирал и отвозил Мику в школу, развлекал по вечерам, проводил с ней время, пока родители заняты. В какой-то момент Джейк осознаёт, что даже не знал о некоторых привычках дочери. 

В то же время фильм задаётся вопросом: а что есть семья? Могут ли называться семьёй люди, которые не близки друг другу по крови? Мика знает, что она приёмная, так же как знает, что где-то в мире существуют её настоящие родители. Но Янг наглядно объясняет ей, что Кира и Джейк и есть её настоящие родители, а семьёй могут быть люди совершенно разного происхождения. Даже если кто-то из них робот, а кто-то — человек. 

Эстетика в каждом кадре 

Фильм «После Янга» — медитативное неспешное кино, в котором, несмотря на заявленный жанр научной фантастики, нет закрученного сюжета, неожиданных поворотов, восстания машин и напряжённого саспенса. Мир во вселенной фильма спокойный, тихий, умиротворённый. Так же как и сами герои. 

Кадр из фильма «После Янга»

Особая роль отводится природным пейзажам. Периодически зрителю показывают кадры зелёных лугов, гор, деревьев, лесов и цветов. Да, люди могут не водить самостоятельно машины. Любое видео можно посмотреть через специальные очки. Для связи с друзьями, знакомыми и членами семьи можно использовать видеозвонки. Но от этого мир не превращается в один большой мегаполис, сверху донизу заполненный изобретениями прогресса. 

Несмотря на то что события разворачиваются в США, в фильме много деталей отсылают к азиатской культуре. И это не только фан-факты о Китае, которыми периодически делится Янг. В семье Джейка едят палочками. И он, и Кира очень любят рамён. Сам Джейк  — большой фанат китайского чая. Он зарабатывает на жизнь тем, что его продаёт. Сцены, в которых он этот самый чай заваривает, невероятно красивые. Вообще, весь фильм «После Янга» — сплошная эстетика. Каждую сцену хочется остановить и рассмотреть детально, будь то семейный ужин или кадры музыкального концерта.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий