Смотреть
6 марта 2023

«Она нечаянно нагрянет»: какой получилась романтическая комедия «При чём тут любовь?»

История о том, что героям нужен не столько партнёр, сколько сепарация.

Симона Андрисенко
Симона Андрисенко
Авторка «Горящей избы».
Изображение

8 марта в российский прокат выходит британская романтическая комедия «При чём тут любовь?». Это история о двух друзьях детства, которые ищут свою любовь. Они живут в Лондоне, но принадлежат к разным культурам и религиям, поэтому их способы поиска личного счастья очень различаются. Симона Андрисенко посмотрела фильм перед премьерой и делится своими впечатлениями. 

О чём фильм «При чём тут любовь?»

Зои и Казим дружат с детства. Они росли в Лондоне в домах по соседству, играли в домике на дереве, впервые поцеловались. Сейчас им уже около 30 лет, она режиссёрка-документалистка, он врач. Личная жизнь обоих пока не устроена. Зои регулярно ходит на тиндер-свидания и знакомится с мужчинами на вечеринках, но хорошего парня пока не встретила. Девушка не грезит семьёй и детьми. Она хочет найти человека, с которым «можно посмотреть сериал от начала до конца». Казим ни с кем не встречается, строит карьеру и проводит время с родителями. У него другая стратегия: он решается на договорной брак.

Зои — англичанка, а вот Казим, хотя и родился в Лондоне, по национальности пакистанец. В стране его предков традиция вступать в брак с человеком, выбранным родителями, всё ещё существует. Бабушка и дедушка Казима, его родители и даже брат так устроили свою личную жизнь — и все они, кажется, счастливы. Зои в шоке от идеи друга. Как можно жениться, если ты даже не встречался лицом к лицу с невестой до свадьбы? В шоке от этого и продюсеры, с которыми работает Зои. И поэтому они дают девушке добро на съёмку нового проекта.

Зои не верит, что можно найти своё счастье таким «рациональным» способом. Однако вместе с семьёй Казима она начинает путь по поиску идеальной спутницы для своего друга, тщательно документируя все этапы происходящего. 

Кто работал над картиной

Снял картину индийский режиссёр Шепкар Капур. Он особенно известен по лентам «Елизавета» и «Золотой век» с Кейт Бланшетт в главной роли. Добившийся признания в Болливуде Капур стал работать на Западе с международными звёздами, был номинирован на «Золотой глобус» и BFTA. Капур давно не выпускал полнометражные фильмы в качестве режиссёра, и «При чём тут любовь?» станет первой работой более чем за 10 лет. 

В главных ролях в ленте снялись Лили Джеймс и Шезад Латиф. У Латифа, как и у его героя в картине, пакистанские корни, а родился и вырос он в Лондоне. Кроме того, второстепенную героиню — маму Зои — сыграла британская актриса, обладательница двух «Оскаров» Эмма Томпсон.

Чем фильм интересен

Сделан большой акцент на отношениях с родителями

Удивительно, но в романтической комедии на первый план выходят отношения с родителями, а не с партнёром. 

Мама Зои в исполнении Эммы Томпсон постоянно напоминает дочери о «тикающих часиках». В одной из сцен она признаётся Зои, как гордится её успехами, самостоятельностью и независимостью. А потом добавляет то самое «но» — не хватает мужчины рядом. Мамин интерес к личной жизни дочери нездоров. Она постоянно спрашивает Зои о кавалерах из дейтинг-приложения, при соседях возводит руки к небу и молит богов послать её девочке семейного счастья. Она даже позволяет себе без ведома дочери организовывать для неё свидание.

Зои и сама не в восторге от того, что на очередном свидании кавалер не запал ей в сердце. Девушка пытается заглушить неудачи в жизни выпивкой и сексом на одну ночь, а потом плачет в ванной. В какой-то момент она даже решается перестать бороться с обществом в лице мамы и начать отношения с хорошим парнем, которого мама ей и выбрала. Но идея обречена на провал. 

Родители Казима желают для сына лучшего — в их понимании. Они не интересуются, чего хочет их сын, ведь полагают, что знают это лучше него самого. Вместе с ним они идут в брачное агентство и выбирают невестку по критериям и характеристикам, словно породистую лошадь. Казиму от этого некомфортно, но он не может прямо выразить своё несогласие. Налицо не пройденная сепарация от родителей, ведь он, взрослый, самостоятельный мужчина, даже не может признаться в том, что курит. Скрывая вредную привычку, Казим, как пятнадцатилетний подросток, прячется в домике на дереве. Персонаж разрывается между долгом перед семьёй и собственными желаниями. При этом чего он на самом деле хочет, кроме абстрактного счастья и любви, до конца не ясно. Но он, очевидно, не хочет разбить сердце близким, поэтому поступает так, как они велят.

Квинтэссенцией темой отцов и детей становится линия сестры Казима. О том, что у Казима есть не только брат, но и сестра, зрители узнают ближе к середине фильма. Оказывается, семья не общается с ней несколько лет, потому что она захотела пойти не по прописанному родителями сценарию. Теперь о ней не принято говорить, её скрывают, как скелет в шкафу. Родители, для которых счастье детей якобы превыше всего, вычеркнули из жизни дочь, счастье которой не вписывалось в традиции их семьи.

Поднимаются социальные проблемы

Фильм аккуратно пытается говорить о теме расизма и неприятия иного. Казим несколько раз делает акцент на том, что, хотя они с Зои и соседи, они никогда до конца не смогут понять друг друга. Например, когда Казим заезжает за Зои и её мамой по дороге в аэропорт, мама недоумевает, зачем им отправляться так рано. Казим лишь немногословно уточняет, что его ждёт более тщательный досмотр. Но кажется, что для англичанки в годах эта проблема так и остаётся непонятой. Казим подчёркивает, что к нему всегда будут относиться как к чужаку в этой стране. А если случится очередной теракт, то его и всех «небелых» будут равнять под одну гребёнку. Возможно, попытка Казима жить по заветам родных — это попытка обезопасить себя, быть поближе к своим, не выделяться, ничего не менять в привычном укладе. 

Другая социальная тема — договорные браки. Для Зои, ребят, с которыми она делает этот фильм и зрителей реальной картины, вероятно, станет большой неожиданностью, что эта традиция всё ещё существует в современных странах. Для кого-то брак по договору становится счастливым — брат Казима искренне любит свою жену, которую для него присмотрели родители. Однако в фильме мы встретим и несчастливые договорные союзы. Из-за давления общества некоторым молодым людям приходится притворяться, врать, отказывать от тех, кого они действительно любят. И если у мужчины ещё есть хоть какая-то самостоятельность и право голоса, девушек эта традиция превращает в заложниц. Они либо повинуются воле родителей, либо навлекают на себя их проклятие.

Что не понравилось

Некоторые сюжетные линии обрываются или не раскрываются

Мы подробно узнаём о работе брачных агентств и внимательно следим за трёхдневной церемонией бракосочетания в Пакистане. Но некоторые герои (избегаем спойлеров) разводятся, расстаются, узнают об изменах партнёров — и подаётся это как данность. Например, будет сюжетный поворот, который серьёзно повлияет на жизнь одного из главных героев. Короткий разговор в спальне, без деталей и подробностей — и вот уже персонаж принимает решение, в его истории начинается новая глава. Но почему так случилось? Что он чувствовал? Как решался на изменения? Зрители ничего не узнают. 

Создатели картины игнорируют важные детали и подробности, но при этом создают сюжетные линии второго, третьего и десятого плана. В картине к ним несколько раз возвращаются, но в итоге они обрываются. Так, зрители несколько раз видят главную героиню в гостях у её лучшей подружки. То она читает сказки её дочерям, то застаёт её со слезами на глазах — та узнала об измене мужа. Ближе к финалу ленты мы вновь увидим Зои в компании подруги и её мужа. Кажется, они не расстались? Или планируют? Отношения явно натянутые. Но главный вопрос — зачем зрителю вообще знать об этой паре и о том, что там у них происходит?

Историю одной из самых ярких второстепенных героинь просто прерывают на самом интересном и драматичном моменте. О ней в другом эпизоде спросят даже сами персонажи фильма. В ответ они получат лишь: «Она не придёт». Только во время титров зрители увидят короткую вставку с ней и продолжением её истории.

Персонажам не хватает глубины

Мамы Зои и Казима зациклены на браке своих чад. Хочется узнать, а волнует ли их в этой жизни что-то ещё? Например, у мамы Зои драматичная личная история: муж ушёл к молодой девушке. Возможно, такая озабоченность личной жизнью дочери — лишь попытка компенсировать свои проблемы. Возможно, ей страшно, что Зои останется одна или повторит её судьбу. Весёлая, яркая, харизматичная героиня наделена только одной функцией — бесить дочь расспросами про женихов. А этого для актёрского потенциала Томпсон кажется недостаточно.

Касается это не только второстепенных героев. Казим рефлексирует над своими решениями и действиями лишь пару раз в разговорах с Зои. В остальные же моменты он руководствуется двумя простыми формулами «так принято» или «так не принято». Зрителям не объясняют, откуда у него берётся внутренняя сила на перемены. Понятно, что необходимо соответствовать ромкомовским стандартам — герой обязан начать слушать своё сердце. Но рост персонажа в этом незаметен. Человек, всю жизнь живший по наставлению родителей, начинает рушить привычные устои просто потому, что иначе дальше сюжет не продвинется.

Любовная линия неправдоподобна 

Романтическая комедия, парень и девушка на постере, два главных героя, которые ищут любовь. Этот классический набор определяет зрительские ожидания: должна случиться любовь. У фильма были неплохие шансы выйти за рамки типичных ромкомов и поиграть со стереотипами. Он даже мог обмануть ожидания зрителей и показать, что настоящие чувства не укладываются в примитивный сюжет. Сделано этого не было, любовь, конечно же, случилась. Но как — остаётся загадкой. Герои, которые на протяжении всей картины были друзьями, пытались поддержать друг друга или ссорились из-за недопониманий и — более того — вообще не разделяли взгляды друг друга на отношения, вдруг понимают, что испытывают друг к другу чувства. Да, красиво, когда в ромкомах любовь нечаянно нагрянет. Но в истории Зои и Казима это выглядит очень нелогично. Трудно поверить в искру, бурю, безумие, когда знаешь долгую предысторию их отношений. Невольно хочется задать вопрос, вынесенный в название картины: «А действительно, при чём тут любовь?»

Стоит ли смотреть фильм

Заход у фильма хороший — герои разных культур пытаются подобрать универсальный рецепт счастья. Реализация хромает — любовь появляется ни с того ни с сего, словно бог из машины. А люди, которые весь фильм не могли услышать друг друга, вдруг поняли и безусловно приняли своих близких.

В финале картины каноны жанра соблюдены: дети и родители примиряются, главные герои следуют зову сердца, а не долгу, образуется счастливая пара. Happy end. Однако кажется, что форма становится важнее содержания. В попытке подогнать историю под стандарты ромкома создатели теряют много смысловых деталей. Те, кто ожидают полную психологизма историю о принятии своих чувств, могут разочароваться в поверхностности. А любителям классических романтических комедий будет недоставать вздохов, поцелуев и метаний влюблённых.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий