Смотреть
24 ноября

Женщину от абьюза спасёт только чудо: каким получился хоррор о домашнем насилии «Сёстры»

Симона Андрисенко
Симона Андрисенко
Авторка «Горящей избы».
3

24 ноября в прокат выходит фильм «Сёстры» с Ириной Старшенбаум и Никитой Ефремовым. Это хоррор о женщине, которая столкнулась с домашним насилием. Девушка Аня пытается сбежать от мужа-абьюзера, но тот запирает её в квартире. Когда Аня теряет всякую надежду на помощь от окружающих, она обращается к потусторонним силам. Авторка «Горящей избы» Симона Андрисенко посмотрела фильм перед премьерой и делится честным отзывом.

О чём фильм «Сёстры»

Аня и Андрей в браке уже несколько лет, у них есть маленький сын, красивая и уютная квартира. У них годовщина, и вечер они хотят провести вдвоём. «Что бы я без тебя делала», — говорит Аня мужу, когда тот рассказывает ей, как всё организует. «Этого мы никогда не узнаем», — отвечает Андрей. Как только муж уходит на работу, Аня начинает собирать вещи и вместе с сыном покидает квартиру. Но побег не удаётся — на улице их встречает Андрей. Он забирает ребёнка, сумку и максимально спокойно, вежливо и даже добродушно просит Аню вернутся домой. Женщина повинуется. До финала картины она уже не покинет квартиру. 

Аня хочет уйти от мужа, потому что Андрей её бьёт. Но у неё нет ничего: денег, работы, близких, сил. На форуме в интернете она находит женщину, которая рассказывает ей легенду о сёстрах — женщинах, которые защищают пострадавших от насилия. И когда Аня совсем отчаивается, сёстры приходят в её дом, чтобы помочь.

Кто работал над картиной

Лента «Сёстры» — дебютная полнометражная работа режиссёра Ивана Петухова. Он работал продюсером, снял несколько короткометражек, в том числе фильм «Подарок» с американской актрисой Умой Турман в главной роли. Креативным продюсером выступила Ирина Старшенбаум. Она же исполнила роль главной героини Ани. А её мужа сыграл актёр Никита Ефремов.

По словам режиссёра, снять картину о домашнем насилии он решил благодаря социальным сетям и реакции людей на очередную новость об абьюзе. 

«В каждом посте на тему домашнего насилия обязательно находятся люди, причём и мужчины, и женщины, которые до сих пор пишут пресловутое „а что она сделала, чтобы он её не бил?“, и „напросилась“, и „мужик ни с того, ни с сего не станет…“. В каждом. Я ходил по их профилям, видел их фото с детишками и цветочками, семейными праздниками и отпусками и не понимал, как они не понимают. Вот с этих комментариев и чувства несправедливости, вызванного ими, всё и началось».

Режиссёр фильма Иван Петухов

Что понравилось

Насилие без единого удара

Фильм про домашнее насилие практически не показывает физический абьюз. На главной героине есть синяки, но зрители не увидят, как она их получила. Режиссёр объясняет, что намеренно ушёл от прямолинейности при изображении насилия. Благодаря этому создаётся эффект неоднозначности, и зрители сомневаются: а точно ли был абьюз или она всё выдумала?

«Как и в сети любая новость о бытовом насилии встречает массу скепсиса и недоверия в обсуждениях, так и внутри фильма мы ведём зрителя путём этих сомнений: „говорит о насилии, а следов нет“, „следы есть, но не сама ли она? Вон она какая нервная“. „Сёстры“, кроме прочего, ещё и отражение коллективного восприятия темы зрителем, и, каким бы неприятным ни было это отражение, с обратной его стороны — мы сами».

Режиссёр фильма Иван Петухов

Уходя от прямого и жёсткого изображения бытового насилия, создатели ленты всё же оставляют зрителю подсказки, по которым можно понять — в этой семье всё же что-то происходит. Например, в первые минуты ненавязчиво показывают разбитое кулаком зеркало или трещину от удара в двери. Постепенно таких подсказок станет всё больше и больше. В финале сомнений остаться не должно.

Нетипичный актор насилия, которому некоторые зрители могут сопереживать

Кажется, что Никита Ефремов создан для того, чтобы играть притягательных злодеев. Андрей — спокойный, вежливый, воспитанный, красивый, заботливый. Разве может такой мужчина причинять любимой женщине страдания? Может быть, ему просто не повезло жить с психически нестабильной женщиной? Пока она занимается селфхармом, устраивает истерики и чуть не поджигает квартиру, он работает, проводит время с сыном и так хочет, чтобы у них всё наладилось. Именно поэтому после показа «Сестёр» находятся зрители, которые возмущаются: «А почему Аня весь фильм с таким недовольным лицом ходит?» 

В качестве актора насилия зрителю предлагают не пьяного грубого амбала, а спокойного и красивого интеллигента. Оказывается, что такие тоже могут причинять боль. Причём не только физическую. Андрей — абьюзер широкого спектра. Он манипулирует ребёнком, запрещает жене работать, забирает у неё ключи и документы. И мотивирует всё это заботой о ней.

Жёсткость и двуличность натуры героя передаётся через детали и несостыковки в его поведении. Сначала он говорит своей супруге, что только он может позаботиться о ней, без него она пропадёт. А уже в другом эпизоде со слезами на глазах утверждает, что это не сможет жить без неё. Андрей в ответ на обвинения Ани в насилии утверждает: «Это ты с собой сделала», а затем просит прощения. Только за что извиняться, если он ни в чём не виноват? Постепенно образ героя дополнится новыми деталями: как он общается с ребёнком, с матерью. А ближе к финалу он всё же выплеснет свою агрессию. Но это не коснётся Ани.

Типичная пострадавшая от насилия, которую некоторые зрители могут возненавидеть

Что происходит с Андреем, о чём он думает, что делает, когда покидает квартиру, зритель так и не узнает. Перед ними только Аня в исполнении Ирины Старшенбаум — идеальная хозяйка, которая готовит красивые блюда и держит квартиру в абсолютной чистоте. И при этом сама не расчёсывается, не красится, не может переодеть пижаму целый день, не улыбается, вздрагивает от прикосновений.

Аня бросается из крайности в крайность: она хочет сбежать и при этом покорно возвращается в дом. Просит о помощи первых попавшихся людей, но когда ей её предлагают — говорит, что всё не так плохо. Аня надеется на пособничество мистической силы и даже готова убить мужа, но в решающий момент всё же отказывается — надеется, что они ещё раз поговорят с Андреем и он всё поймёт.

Кадр из фильма «Сёстры»

Подобная двойственность делает Аню неприятной героиней. Женщины, которые не проживали сходный опыт, могут осуждать её. «Нормальная мать взяла бы ребёнка и убежала, а этой, значит, нравится находиться в позиции жертвы», — заявила одна из зрительниц на показе. А отсутствие видимого насилия на экране не позволит некоторым мужчинам сочувствовать ей. «Что за глупая баба», — скажет один из них и захихикает, когда после очередного неудачного побега Аня решит поджечь себе руку. 

Авторы картины не пытаются сделать из Ани героиню. Это слабая женщина, у которой уже нет сил на сопротивление. Потому что она пять лет терпит систематическое домашнее насилие. Потому что она боится позвонить в полицию и остаться без ребёнка. Потому что она домохозяйка, без работы, имущества и денег. Потому что она не знает, что существуют фонды и НКО, которые помогают таким женщинам. И единственный выбор, который у неё есть, — терпеть и ждать, пока что-то случится с ней, или убить мужа, который не позволяет ей уйти.

Что не понравилось

Нестрашные мистические элементы

Создатели позиционируют ленту как пост-хоррор: пугают не скримеры и чудовища, а сюжет и переживания героев. Действительно, дёргаться от испуга во время просмотра не приходится. И это может понравиться тем, кто боится классических ужастиков. В этой ленте страх будет постепенно нагнетаться музыкой, медленным повествованием и долгими тяжёлыми сценами. А ещё будет угнетать узкое пространство квартиры, из которой не может выбраться героиня, серость и чёрный снег за окном.

Когда встречаешь в описании слово «хоррор», то всё равно испытываешь определённые зрительские ожидания. Например, на развитие мистического элемента. Ждёшь, что потусторонние силы начнут вершить свой страшный суд и изменят окружающую обстановку. Однако те самые сёстры — женщины, облачённые в чёрные одеяния, — лишь ненадолго появляются в фильме. И вернувшийся с работы муж пугает Аню и, кажется, зрителей, куда больше, чем сёстры. Женщины в чёрных рясах становятся символом поддержки для пострадавшей от насилия героини, а не полноправными участницами событий.

Кадр из фильма «Сёстры»

Непроработанные второстепенные персонажи

В фильме немного персонажей, но не все они кажутся достаточно проработанными. Например, мать Андрея много лет не замечает или не хочет замечать того, что происходит в семье её сына. Но в финале она решает помочь Ане. Как произошла эта перемена с героиней, непонятно. 

В истории появляется парень Юра — первая любовь Ани. Он много лет назад уехал из родного города, а теперь вдруг решил вернуться и поговорить. Его мотивация неясна, выступает он только как функция — двигает сюжет, запускает череду конфликтов. А потом просто исчезает.

Такой же функцией становится Митя — сын главных героев. Ребёнок по сюжету необходим: именно из-за него женщина не может уйти от актора насилия, а тот, в свою очередь, имеет рычаг давления. Однако хочется увидеть, как сам ребёнок, живущий в ситуации постоянного насилия, воспринимает происходящее. Ему страшно? Ему грустно? Какие эмоции он испытывает по отношению к родителям? О его переживаниях зритель лишь немного узнает — и то со слов бабушки. Даже в финале мы не поймём, как мальчик реагирует на то, что папа больше не живёт с ними. 

Стоит ли смотреть фильм «Сёстры»

Фильм стоит посмотреть потому, что редко на большом экране целую ленту посвящают теме домашнего насилия. У создателей «Сестёр» получилось авторское кино с актуальным социальным подтекстом. Они намеренно не показали физическое насилие, ушли от классической «чернухи» и экспериментировали с жанрами, объединяя ужасы, психологический триллер и социальную драму.

В итоге получился неожиданный эффект. Пока все ожидали чего-то ужасного от мистических сестёр, главным ужасом оказалось обыденное домашнее насилие. Возможно, поэтому многие люди как в фильме, так и в реальности, не хотят обращать внимание на происходящий рядом с ними абьюз — настолько страшно на это смотреть.