22 февраля в прокат выходит ромком канадской режиссёрки Моньи Шокри «Природа любви» — участник программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Его героиня София — утончённая интеллектуалка. Случай сталкивает девушку с грубоватым строителем Сильвеном. Казалось бы, у двоих нет ничего общего. Но это не мешает чувствам разгореться. Саша Подольникова посмотрела фильм до премьеры и делится впечатлениями.
О чём фильм «Природа любви»
София с лёгкостью может объяснить, что думали о любви великие философы. Она каждый день рассказывает об этом на занятиях в университете, а вечера проводит на богемных тусовках с партнёром Ксавье и друзьями-интеллектуалами.
Однажды Софии приходится всерьёз усомниться в собственных философских познаниях. София и Ксавье нанимают плотника для ремонта загородного дома. Сильвен харизматичен, но простоват. Высокие материи ему откровенно чужды, а элегантным посиделкам за бокалом вина он предпочитает походы в пивную. И всё же София не может выбросить его из головы. Да и частые неизбежные встречи на «строительном объекте» этому не способствуют.
Эта страсть оказывается взаимной и очень сильной — чего не скажешь об отношениях Софии и Ксавье. Встреча с Сильвеном заставляет Софию вновь пуститься в исследование любви — на сей раз практическое. И заодно пересмотреть свои взгляды на социальную иерархию и простых людей рабочего класса.
Кто работал над фильмом «Природа любви»
Это третья полнометражная работа Моньи Шокри — она же написала сценарий. Внимательный зритель помнит её по роли в мелодраме «Воображаемая любовь» главного «вундеркинда» современного кино Ксавье Долана. После этой картины о необычном любовном треугольнике Шокри снималась в самых разных проектах — от нежной фантазийной драмы «Соколиное озеро» до зомби-хоррора «Голодные». Несколько лет назад Монья шагнула на территорию режиссуры, не забывая сниматься в собственных фильмах — прямо как открывший её публике Долан.
Со времён «Воображаемой любви» в проектах Шокри всегда есть место комическому — будь то драма о позднем взрослении «Девушка моего брата» или «Няня», история «перевоспитания» отъявленного сексиста. Но смешное в них всегда перемешано с серьёзным: размышлениями о дружбе, созависимости и социальной несправедливости.
Съёмочная группа — от продюсеров Нэнси Грант и Сильвена Корбея до оператора Андре Тюрпена — тоже «переехала» из фильмографии Долана. Вместе они работали над лучшей его картиной «Мамочка». Там же во второстепенной роли промелькнул сыгравший Сильвена Пьер-Ив Кардинал. А исполнительница роли Софии Магали Лепин Блондо появилась в других долановских картинах, в том числе в фильме — номинанте Канн «И всё же Лоранс». Сама Шокри сыграла в «Природе любви» подругу Софии Франсуазу. Такой основательный бэкграунд заставляет ожидать чего-то приятного и вдумчивого.
Почему стоит смотреть фильм «Природа любви»
Романтический сюжет не мешает ему быть социальным кино
Как и любой уважающий себя франкофонный фильм, «Природа любви» прячет под жанровой оболочкой неудобные вопросы. Шокри интересует не довольно банальная фабула — короткий роман на стороне заскучавшей в браке героини. Мелодраматизм здесь нужен, чтобы картину посмотрела широкая аудитория. На деле фильм препарирует социальный аспект романа Софии и Сильвена.
Герои принадлежат разным вселенным: она — из культурной элиты, он — рабочий парень. Проще говоря, интеллигенция и народ. А со взаимопониманием у этих двух классов всегда было туго.
При всей страсти к возлюбленному у героини то и дело проскальзывает недовольство: Сильвен слишком много сквернословит, не читал даже обязательную школьную программу по литературе, громко смеётся и носит аляповатые рубашки. Но София готова (или думает, что готова) с этим мириться и правда верит в общее будущее. Её высоколобые друзья смотрят на этот союз иначе: как на экзотическое приключение, каприз, эксперимент, но не как на равные отношения. И даже имя героя запоминают далеко не сразу.
На первый план уродливо выступают предрассудки, которые мешают снобам увидеть за грубоватыми манерами Сильвена человека — искреннего и добродушного. Глядя на него сверху вниз, как на забавную зверушку, те взахлёб обсуждают, сколько бед принесли миру правые радикалы. Не замечая, как сами делят людей на странные категории и «правеют» на глазах. Гуманизм, о котором они пылко ведут речи, остаётся красивым словом из книг, которых Сильвен никогда не читал.
В какой-то момент в компании даже появляется локальный мем «просто, как Сильвен» (в оригинале фильм так и называется). Приятели находят его ужасно остроумным — и это наводит на грустные мысли об истинном отношении интеллигенции к народу.
Здесь показывают женский взгляд на чувственность
Хорошее французское кино избаловало нас уважительным взглядом на женскую телесность и сексуальность. После «Портрета девушки в огне» Селин Сьямма другой взгляд зрителю уже не «продашь». В этом «Природа любви» не подвела: для Шокри женское тело не фетиш и не объект. Здесь в сексе женщина вполне субъектна, может говорить о том, что ей нравится, и с полным правом получать удовольствие. Выглядит это максимально интимно и чувственно. И для таких сцен, оказывается, даже не обязательно раздевать актрис — за весь фильм мы ни разу не видим героиню Лепин Блондо полностью обнажённой (в отличие от героя Кардинала). Возможно, стоит рассказать об этом мужчинам-режиссёрам вроде Абделатифа Кешиша, которые охотно эксплуатируют в кадре женские тела.
Параллельно со страстным романом Софии и Сильвена в фильме развивается небольшой вставной сюжет — героиня читает студентам лекции. Она рассказывает, как на любовь смотрели разные мыслители — Платон, Шопенгауэр и феминистская писательница белл хукс. Рассуждает, сколько в любви плотского и духовного и где пролегает граница между желанием и вожделением. Впрочем, это скорее не философский ликбез, а попытка разобраться в хитросплетениях собственных чувств.
Это визуальный деликатес
«Природа любви» красиво снята и порадует эстетов — заслуга камеры Андре Тюрпена. Оператор успел поработать чуть ли не на всех фильмах Ксавье Долана, и это чувствуется в игре со светом и манере выстраивать рамки кадра. Этим фильм живо напоминает о ближайшей «родственнице» кино — живописи. Каждая из сцен — маленький визуальный деликатес, будь то отражение силуэта в овальном зеркале, как в старинных портретах, или лежащие в объятиях друг друга герои, как на полотнах рококо.
Что может смутить
Штампы и не самая впечатляющая драматургия
Редкий ромком обходится без клише. Не миновала эта участь и фильм Шокри. Недавние незнакомцы София и Сильвен через двадцать минут после встречи пьют в баре и откровенничают. Незадолго до этого София внезапно начинает рыдать в присутствии героя — из-за того, что ремонт дома потребует больших усилий, чем ей казалось. И разумеется, когда они выходят на улицу, столь же внезапно начинается дождь и неизбежно добавляет ситуации романтики.
Эти сюжетные ходы похожи на костыли: заметно, что их вклинили специально, чтобы двигать сюжет. Особенно в первой трети фильма: дальше действие раскачивается благодаря любовной интриге и идёт куда бодрее. Хотя и преимущественно с помощью слов: поступков герои совершают немного, так что драматургию выдающейся не назвать. Основное экранное время занимают реплики — колкие, остроумные, нежные, забавные, очень в духе франкофонного кино.