Смотреть
16 марта 2023

Какой получилась семейная драма «Солнце моё» с Полом Мескалом, которую многие (и мы!) очень ждали

Симона Андрисенко
Симона Андрисенко
Авторка «Горящей избы».
Рецензия на фильм солнце мое

16 марта в российский прокат вышел фильм «Солнце моё» о взаимоотношениях молодого отца с одиннадцатилетней дочерью. Отца играет Пол Мескал — звезда сериала «Нормальные люди». Эта работа — полнометражный дебют режиссёрки Шарлотты Уэллс, который собрал восторженные отзывы критиков и номинации на престижные премии. Авторка «Горящей избы» Симона Андрисенко посмотрела фильм до премьеры и делится впечатлениями.

О чём фильм «Солнце моё»

Действие разворачивается в 90-е годы. Одиннадцатилетняя девочка Софи приезжает с отцом Калумом на каникулы в турецкий отель. Их отдых знаком многим, кто бывал хоть раз в подобном месте: шведский стол, часы в безделья на шезлонге у бассейна, редкие выходы в городские магазинчики. Мама и папа девочки живут не вместе, поэтому в обычной жизни с отцом Софи проводит мало времени. На отдыхе Софи и Калум иногда бесят друг друга, иногда не понимают. Но при этом очевидно, что они близки и не хотят, чтобы отдых заканчивался и им пришлось расставаться.  

Отец и дочь всё время снимают друг друга на камеру. Именно эти записи много лет спустя будет пересматривать Софи. Будучи взрослой женщиной, она заметит детали в поведении отца, на которые в детстве не обращала внимания. И счастливое воспоминание о летнем отдыхе с папой обретёт новые краски. 

Кто работал над фильмом  «Солнце моё»

«Солнце моё» — дебютная работа 35-летней шотландской режиссёрки Шарлотты Уэллс. В интервью Уэллс рассказывала, что сначала хотела снять более прямолинейную ленту о молодом отце, которого все принимают за брата его дочери. Но в итоге режиссёрка оставила лишь ключевые образы из первого замысла. Уэллс создала нелинейное повествование и несколько планов действия: прошлое, в котором Софи ещё ребёнок; несколько коротких сцен настоящего, в котором Софи взрослая женщина; а также эпизоды, снятые на камеру Софи и её отцом тем самым летом.

Уэллс называет ленту «эмоционально автобиографичной». В картине режиссёрка попыталась отрефлексировать собственные воспоминания об отце и отношениях с ним. Хотя она подчёркивает, что в её жизни не было такой ситуации, как у героев картины. Даже видео с отцом у неё не осталось, поэтому для вдохновения она использовала свои старые семейные снимки и фотографии членов съёмочной группы.

Главную героиню сыграла тринадцатилетняя актриса Фрэнки Корио. Её выбрали среди восьмисот претенденток на эту роль. Партнёром Фрэнки по площадке стал Пол Мескал. Чтобы между актёрами возникли доверительные отношения, они две недели вместе провели на турецком курорте до начала съёмок. А чтобы актёры прочувствовали атмосферу 90-х, режисёрка собрала каждому из них плейлист с песнями того времени.

Почему фильм «Солнце моё» очень ждали

Премьера картины состоялась на Международной неделе критиков во время Каннского кинофестиваля 2022 года, и там она получила приз жюри. Затем лента побывала более чем на тридцати международных фестивалях, получила четыре номинации BAFTA и даже отметилась на «Оскаре». Американская киноакадемия номинировала Пола Мескала в категории «лучшая мужская роль». «Только что получивший премию BAFTA за свой прорыв в телевизионном сериале „Нормальные люди“ Мескал доказал, что неотразим и на большом экране», — заключил в своей рецензии критик Variety Гай Лодж. 

Кадр из фильма «Солнце моё»

Национальный совет кинокритиков США посчитал «Солнце моё» одним из лучших фильмов 2022 года, а британские издания Sight and Sound и Guardian назвали его лучшей картиной года. Критикесса Фионнула Халлиган посчитала Шарлотту Уэллс «одним из самых многообещающих новых голосов в британском кинематографе». Гай Лодж описал картину как «чувственную и остро трогательную».

Чем интересен фильм «Солнце моё»

Соседство реалистичных историй о взрослении и кризисе среднего возраста 

Отношения между Калумом и Софи не идеализированные, но при этом и не гиперболизированно драматичные. Папа и дочь могу веселиться и дурачится, проявлять нежность и заботу, не понимать друг друга. Когда Софи звонит маме рассказать о своих каникулах, то замечает, что папа иногда странный. В свою очередь, Калум может быть раздражён поведением дочери, когда та продолжает его снимать несмотря на просьбы выключить камеру. Сочетание этих разных, но таких нормальных состояний заставляет верить в отношения на экране. При этом лента не сосредоточена только на общении героев друг с другом. И папа, и дочка переживают свой внутренний конфликт. 

Софи стоит на пороге подросткового возраста. Она всё ещё ребёнок, которому нравится играть, но при этом ей интересно наблюдать за тем, как ведут себя подростки. Она тянется к их компании, следит за тем, как молодые люди флиртуют, обнимаются, целуются. Ей тоже хочется попробовать. 

Кадр из фильма «Солнце моё»

Калуму вот-вот исполнится 31 год. О его жизни зрители почти ничего не знают. Он рано стал отцом, но было ли рождение дочери запланировано, был ли парень к этому готов? Также неизвестно, почему он расстался с матерью Софи, чем сейчас занимается и какие у него планы на жизнь.

Внешне Калум крайне спокоен и сдержан, он веселится и шалит с Софи, никогда не ругает её. Но при этом герой полон боли: когда он остаётся один, из него вырывается агрессия, в другие моменты он плачет навзрыд. В коротком разговоре с инструктором по дайвингу Калум говорит, что не думал, что доживёт до 30 лет, и не надеется дожить до 40. Звучит обречённо и даже пугающе. Неизвестно, что происходит в жизни Калума, но ясно, что ему очень плохо и он тщательно скрывает это от дочери. Хотя Софи и подмечает странности папы и чувствует напряжение между ними.

Долгие крупные планы вместо диалогов

Фильм длится больше полутора часов, но событий на экране происходит совсем немного. По своей медлительности и даже некоторой медитативности фильм «Солнце моё» напоминает ленту прошлого года «Камон Камон» с Хоакином Фениксом. Но в ней главный герой намного больше общался со своим племянником. Диалоги Калума и Софи коротки и часто обрывочны. Например, в фильме дважды есть эпизод с видеозаписью, на которой девочка пытается выяснить у отца, каким тот представлял в её возрасте свою взрослую жизнь. Мужчина не отвечает и просит остановить съёмку.

Кадр из фильма «Солнце моё»

Близость между героями есть, но передаётся она отнюдь не словами. В ленте много планов, которые фиксируют нечто непроговорённое между отцом и дочерью. Вот Софи и Калум держатся за руки, вот папа укладывает спать уже задремавшую Софи, или, наоборот, Софи укрывает одеялом уснувшего отца. В едва заметных жестах — поглаживание, наклон головы, крепкое и долгое объятие — чувствуется любовь и нежность героев друг другу, которую они не хотят или не могут передать словами.

О многом зритель будет догадываться, но не узнает наверняка

Уэллс рассказывала в интервью, что они с оператором Грегом Оке попытались создать у зрителей впечатление, что главной точкой зрения в фильме является взгляд взрослой Софи на тот летний отдых в турецком отеле. Получается, что эта история — воспоминание.

Пересматривая плёнку с отдыха, 30-летняя Софи понимает, что с отцом было не всё в порядке: ему было плохо, больно, страшно. И именно поэтому в её воспоминаниях появляются эпизоды, которые она точно не могла видеть, но которые оказались доступны зрителям — моменты, когда Калум плачет или злится на себя. Зрители точно не понимают, почему всё это происходит с мужчиной. Но ведь и маленькая Софи не видела и не осознавала проблем отца. А повзрослевшая Софи может лишь предполагать, что тогда чувствовал Калум, и дополнять этим свои воспоминания.

Кадр из фильма «Солнце моё»

Ясно, что каникулы Софи подойдут к концу, она вернётся обратно к маме. Но что дальше будет с её отцом после этого путешествия? Встречались ли они ещё после летнего отдыха? Сохранили близость или перестали общаться? Есть ли отец в жизни взрослой Софи? У критиков встречаются догадки о том, что Калума уже не просто нет рядом с Софи, но и нет в живых. Например, в рецензии The New York Times высказано предположение, что вся лента показывает траур девушки по отцу. 

Чего ожидать от просмотра

Перед зрителями разворачивается эмоциональная, но сдержанная по средствам выражения драма. Тем, кто любит долгие диалоги, экспрессивную рефлексию героев, может быть трудно воспринимать происходящее. Или даже скучно. Чтобы уловить изменения состояний героев, приходится внимательно следить за их мимикой, жестами и взглядами. Но любителям размеренных картин такое придётся по вкусу.

Фильм «Солнце моё» может достучаться до каждого, кто готов погрузиться в воспоминания о детстве. Хотим мы того или нет, будучи взрослыми мы переосмысляем свой детский опыт. Поэтому история Софи и Калума откликнется многим. Когда я смотрела картину, я вспоминала свои каникулы в похожем турецком отеле 14 лет назад. В моей памяти они отложились как максимально ленивые и беззаботные. Но таким ли они были для моей мамы? И как часто вообще в детстве мы могли понять, что чувствуют наши родители? Как часто они скрывали от нас свои переживания?

К финалу фильма многие вопросы остаются открытыми. Но создатели будто бы и не планировали давать ответы. Взамен зритель получает ощущения и эмоции: радость, лёгкость, нежность вперемешку с напряжением и тревогой. Вполне возможно, что каждый зритель достроит в воображении свою историю Калума и Софи в зависимости от личного опыта. 

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий