Если бы вы были единственным свидетелем аварии, вы бы помогли пострадавшему? А если бы выяснилось, что этот пострадавший — человек, чьи взгляды вы презираете всей душой? Именно эти вопросы ставит фильм «Урок любви». Его можно будет увидеть на российско-итальянском кинофестивале «RIFF: Избранное», который пройдёт в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске в ноябре и декабре. Посмотрели картину и делимся честным отзывом.
О чём фильм «Урок любви»
Симоне Сегре — хирург еврейского происхождения. Всю жизнь у него были непростые отношения с отцом: тот прошёл войну и концлагерь, которые ожесточили сердце пожилого мужчины. И хотя отец Симоне умер, сын до сих пор таит обиду на него — за холодность и суровость, и на нацистов — за то, что сломали жизнь близкому человеку.
Однажды Симоне отправляется на спортивное занятие и видит, что неподалёку на дороге произошла авария. Герой — единственный свидетель произошедшего и к тому же врач, поэтому он спешит помочь пострадавшему. Но когда расстёгивает рубашку водителя, то видит под ней татуировку-свастику. Мужчина в ужасе отшатывается. Истекающий кровью водитель гибнет.
Спустя несколько дней Симоне узнаёт, что погибший входил в группировку местных неонацистов. А ещё что у него остались дети — дочь 27 лет и двое сыновей 17 и 9 лет. Мужчину начинает мучить жгучее чувство стыда. И он решает встретиться с семьёй человека, чьи взгляды ему глубоко противны, — чтобы попытаться искупить свою вину.
Кто снимал фильм и снимался в нём
Итало-польская драма увидела свет в 2020 году. В оригинале она называется Non Odiare — «Не возненавидь» (под таким названием картину можно найти и на русском языке).
Историю про ненависть и её последствия снял итальянский режиссёр Мауро Манчини. Российскому зрителю он не слишком известен, так как практически все мини-сериалы и документалки, над которыми работал Мауро, не доезжали до отечественного кинопроката. Но с Non Odiare вышло иначе. Этот фильм заслужил признание зрителей и критиков по всему миру: картину оценили аж на 171 (!) кинофестивале. На престижном Венецианском фестивале фильм удостоился сразу пяти наград — особенно хвалили исполнителей главных мужских ролей.
Роль Симоне досталось Алессандро Гассману — актёру с внушительным портфолио из итальянских драм и комедий. Одни из самых интересных его проектов — фильмы «В семье не без священника», где Алессандро сыграл обаятельного священнослужителя, и «Мой брат — супергерой», где актёр исполняет роль отца, в чьей семье ожидают ребёнка с синдромом Дауна. Обе картины, кстати, можно посмотреть на русском языке.
Главную женскую роль в «Уроке любви» исполнила Сара Серайокко — она играет дочь погибшего неонациста. На её счету награды Берлинского кинофестиваля и Globo d’oro — итальянской кинопремии, которую считают местным аналогом «Золотого глобуса».
Каким получился фильм «Урок любви»
История о сложных чувствах
«Урок любви» не делит мир на чёрное и белое. Мнение, что одни люди достойнее других и потому кто-то заслуживает жизни, а кто-то смерти, очевидно, проблематичное. Но его разделяет не только неонацист, водитель разбившегося автомобиля, но и главный герой Симоне — ведь в противном случае он спас бы жизнь незнакомца. Однако хирург этого не делает, после чего сталкивается с муками совести.
Когда Симоне узнаёт, что у погибшего есть семья, которая после смерти отца оказалась на грани финансового краха, он снова встаёт перед выбором. Не вмешиваться или попытаться искупить свою вину? Ситуацию осложняет ещё и то, что речь не просто о помощи невинным детям, чьи взгляды ещё не сформировались. Старший сын погибшего — подросток, который тоже входит в неонацистскую группировку, и подобраться к нему ближе для Симоне означает вновь пережить внутренний конфликт.
Хирург узнаёт, что дочь покойного по имени Марика ищет работу уборщицей, и решает нанять её. Умная и милая девушка оказывается приятной собеседницей, и вскоре персонаж осознаёт, что испытывает к ней романтические чувства. Выражать их или нет — ещё одна проблема. К тому же Симоне с удивлением осознаёт, что дочь не спешит рассказывать про политические взгляды своего отца. Для Марики умерший в первую очередь был заботливым папой, который был готов на всё ради своих детей.
Взглянуть на объект ненависти с другой стороны и обнаружить в нём неожиданные черты — непростая задача, и именно это предстоит сделать всем героям фильма. Смотреть на эту борьбу с собой и на слом ориентиров крайне занимательно.
Героиня, не поддающаяся ненависти
Симоне противны нацистские взгляды. А старшему сыну погибшего, Марчелло, противны евреи. Когда он узнаёт, что его сестра (итальянка, о ужас!) работает на одного из них, Марчелло взрывается. Подросток угрожает хирургу и получает презрение в ответ. В итоге Марчелло и его соратники избивают Сегре, но тот не отказывается от сотрудничества с Марикой и тем самым подливает масла в огонь.
Кажется, все мужчины в этом фильме готовы съесть друг друга. И единственный персонаж, не подверженный играм ненависти, — Марика. Она же единственный женский персонаж.
Девушка долгое время была далека от дел семьи — жила в другом городе, работала секретарём в бухгалтерской фирме. Но трагедия заставила её вернуться к братьям и отказаться от прошлой жизни. Она любила отца и любит мальчиков и потому готова ради близких на всё. Если надо отбросить снобизм и стать уборщицей, чтобы обеспечить семью, Марика готова это сделать. И её не волнуют предрассудки и возможный дискомфорт.
Эта героиня вызывает глубокое уважение. Создателям, правда, не удалось уйти от тропа «единственная женщина в фильме становится любовным интересом главного героя», но саму Марику способность к искренним чувствам явно не делает хуже.
В общем, ничего нового: мужчины в очередной раз затеяли войну, а женщина встаёт на сторону здравого смысла и разгребает последствия.
Впрочем, видеть, что сторону адекватности и непредвзятости в картине представляет именно женский персонаж, приятно.
Диалоги, где о самом главном не говорят вслух
«Урок любви» построен на паузах и разговорах, которые могут оборваться в любой момент. Это неспешное повествование, герои которого погружены в свои чувства и не торопятся с ними разобраться. После аварии Симоне приходит домой и очень долго моет руки, словно пытаясь очистить себя от гнетущих мыслей. Когда Марика делится с хирургом, что у неё хорошее образование, но она вынуждена работать уборщицей, зрителю показывают, как девушка с отсутствующим взглядом долго натирает духовку — нет сомнений, что в этот момент она сожалеет о прошлой жизни.
Фильм буквально держится на умолчаниях и словах, которые витают в воздухе, но так и остаются непроизнесёнными. Плюс для любителей мелких деталей и глубокого психологизма и минус для зрителя, привыкшего к более динамичным сюжетам.
Разговор о том, что значит быть толерантным на самом деле
Первый комментарий под статьёй «Горящей избы» про толерантность — «Отписываюсь». Не каждому человеку легко принять инаковость другого, ценность чужой жизни и возможные последствия собственной неприязни. Оттого фильм о ненависти особенно актуален в 2022 году — его героям предстоит решить, что для них означает быть толерантными и насколько каждый из них к этому готов.
А вместе с тем над вопросом могут поразмышлять и зрители. И возможно, открыть в себе что-то новое.
Станьте первым, кто оставит комментарий