Знать
22 августа 2023

Платок, коса, ножницы: как женские волосы демонизировали, воспевали и сексуализировали

Даша Суворова
Даша Суворова
Журналистка.
женские волосы
2

Волосы женщин всегда были в центре внимания. В разных культурах их сексуализировали, считали «греховными» и заставляли прятать. Унизить женщину можно было, просто отрезав её косу. При этом женщин обязали заботиться о причёске: завивать прямые волосы, выпрямлять кудрявые, убирать седину. Женские волосы стали одновременно гордостью и проклятием.

Что причёска могла рассказать о женщине

Раньше женские волосы были не просто частью образа. Они сообщали о возрасте, статусе и даже характере девушек и женщин.  

В Древней Греции по волосам отличали девиц от замужних женщин. Так, до брака девушки носили длинные волосы. Их либо распускали, либо низко подвязывали лентой или заплетали в толстую косу. Популярной была причёска «лампадион» — пучок на макушке, который напоминал маленький факел. «Лампадион» носили только девочки-подростки и (по легендам) богини-девственницы вроде Артемиды. Замужние женщины и гетеры убирали волосы под разные головные уборы и повязки.

В Европе XV века молодые незамужние женщины носили длинные распущенные волосы. Это говорило о девственности — обязательном атрибуте будущей невесты. После замужества женщины собирали волосы на затылке, а иногда заплетали их в замысловатые косы, вплетали ленты и жемчуг (он символизировал целомудрие). Такие причёски были чем-то вроде обручального кольца. Они означали, что женщина уже недоступна для поклонников. 

На Руси до замужества девушка носила одну косу. Её впервые заплетали в 13–16 лет — когда девочка становилась девушкой на выданье. Коса была главной девичьей гордостью — она символизировала молодость, красоту и «непорочность». Косу берегли, украшали цветными лентами и колокольчиками. Под венец девушка шла с распущенными волосами. А после свадьбы сваха заплетала волосы невесты уже в две косы. Этот обряд означал переход из девичества в новый статус — взрослой замужней женщины. Часто косу молодой жены укладывали вокруг головы. Такая причёска намекала на символ брачной жизни — кольцо.

Волосы и грех: как женщин обязали покрывать голову

Женские волосы во многих религиях ассоциировали с соблазном и вожделением. Женщину с распущенными и непокрытыми волосами считали грешницей. При этом на мужчин, которые слишком заботились о своей шевелюре, тоже смотрели косо. Внешний вид должен был соответствовать полу и не привлекать лишних взглядов. 

В христианстве

Христианок обязывали покрывать голову ещё во времена Нового Завета. Апостол Павел в своём первом послании Коринфянам подчеркнул: «Всякая жена, молящаяся с открытою головою, постыжает свою голову. Ибо это то же, как если бы она была обритая. Если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». По одной из версий, Павел советовал христианкам покрыться, чтобы их не спутали с блудницами и язычницами. В то время в Коринфе непокрытыми ходили служительницы языческих храмов. 

Наставление Павла поддержала ранняя Церковь. Например, раннехристианский теолог Тертуллиан советовал всем женщинам и девушкам покрываться, чтобы уберечься от мужских взглядов. Только так они могли сохранить девственность — главную ценность каждой христианки. А ещё Тертуллиан осуждал женщин, которые завивали и всячески украшали свои волосы. Он считал, что это мешает спасению. Христианке надлежало укладывать волосы с «достойной простотой».

Средневековые художники изображали с непокрытыми волосами грешниц и соблазнительниц. Такие были, например, у библейской Евы. Длинные и распущенные, они символизировали нескромность и «женскую слабость» (то, что в итоге привело к грехопадению). При этом в эпоху Возрождения с распущенными волосами изображали самую праведную женщину — Деву Марию. Её распущенные волосы — признак молодости и девственности. Они лишний раз напоминали зрителю о библейском чуде: непорочная Мария зачала и родила Иисуса Христа. 

В исламе

Современные мусульманки покрывают голову хиджабом. В узком смысле так называют головной убор, который закрывает волосы, лоб, уши и шею. Когда-то хиджаб не был обязательным. Считается, что во времена пророка Мухаммеда покрывались только его жёны и женщины из высшего общества. Это символизировало их статус. Кроме того, у Мухаммеда были враги, которые могли навредить ему или его семье. Поэтому его жёны закрывали лица, чтобы их не узнали.

В священной мусульманской книге Коран нет чёткого указания об одежде женщин. Хотя один из стихов предписывает мусульманам общаться с жёнами пророка через «завесу»: «О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу. Если вы просите у них (жён Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец».

В этом контексте «завеса» была ответственностью мужчин, а не жён пророка. Однако позднее наставление истолковали шире. В итоге оно полностью разделило мусульманских мужчин и женщин.

Коран не упоминает именно женские волосы, но призывает к скромности и целомудрию. Со временем в исламских странах женскую скромность возвели в абсолют. Например, в конце 70-х женщин Афганистана обязали носить бурку — одежду, которая прикрывает не только голову, но и всё тело и даже лицо.

В иудаизме

В еврейской культуре обнажённую женскую голову считали непристойной наготой. А каббалисты верили, что непокрытые волосы излучают энергию, которая привлекает демонов.

В Талмуде (еврейском своде правил и предписаний) сказано, что замужние еврейские женщины не могут появляться на публике с непокрытыми волосами. Обнажённую голову считают «позором для дочери Израиля». Этот запрет связывают с ветхозаветным учением о неверной жене. Женщину, которую заподозрили в измене, должен был проверить священник. Для этого придумали испытание «горькой водой», которая «наводила проклятие» на изменщиц. Перед испытанием священнику следовало обнажить голову обвиняемой. Так появилась идея, что непокрытые волосы замужней женщины — унижение.

Некоторые замужние иудейки покрываются и сегодня. Так они выполняют предписание «цниют» (внешней скромности). Ортодоксальные женщины носят традиционный парик — шейтель. Многие из них не показывают своих настоящих волос даже дома.

Как женщин наказывали отрезанием волос

Во времена охоты на ведьм волосы удаляли у женщин, которых подозревали в колдовстве. Им брили голову и всё тело: инквизиторы верили, что под волосами ведьма прятала «суеверный амулет» или «ведьминскую метку» (якобы сам Дьявол отмечал её особым знаком). Такие унизительные стрижки применяли на допросах вплоть до XVII века. По сути, они были психологической пыткой.

В средневековой Европе женщинам отрезали волосы ещё и в качестве «позорящего наказания». Сохранились рисунки с такими сюжетами. На одной из них беременную женщину удерживают двое мужчин: один её избивает, второй отрезает волосы. Предположительно, таким образом женщину наказали за «блуд».

Позорящие наказания, связанные с волосами, практиковали и на Руси. Например, невесте могли отрезать косу, если после первой брачной ночи на простыне не было крови. Не «сохранить себя» до свадьбы считалось большим позором. Правда, к XIX веку наказания стали менее суровыми: согрешившей девушке просто запрещали девичью причёску.

К ХХ веку позорящие стрижки не исчезли. В Ирландии женщин подвергли им в 1920-е годы — во время войны за независимость. Над ними издевались обе стороны конфликта: и солдаты IRA (ирландской республиканской армии), и британцы (особенно члены военной организации «Чёрно-пегие»). В дом женщины врывались, её выволакивали на улицу за волосы и тут же грубо отстригали их. Порой солдаты использовали очень тупые ножницы, а ещё могли полоснуть жертву по руке бритвой или изнасиловать. Таким образом наказывали за «сговор с врагом».

После Второй мировой войны многих француженок обвинили в «братании» с нацистами-оккупантами. Таких женщин называли «горизонтальными коллаборационистками». Их публично брили, чтобы наказать и унизить. Причём у расправы был практически сексуальный подтекст. Женщину раздевали, на её груди рисовали свастику, а затем она шла обритая через гудящую и улюлюкающую толпу. Зеваки могли потрогать и даже ударить виновную. C 1943 по 1946 год через карательную стрижку прошло минимум 20 000 женщин разных возрастов и профессий. Исследователи отмечают, что многих осудили из-за слухов — их реальную вину так и не доказали.

Как патриархат обязал женщин ухаживать за волосами

Американская исследовательница Роуз Вайц в своей книге «Дочери Рапунцель» отметила, что уже к середине XII века мода в Европе победила набожность. Капитализм постепенно вытеснил религию: для мужчин красивые жёны стали выгоднее скромных. C их помощью подчёркивали социальный статус: раз женщина следует моде и украшает себя, значит, у её мужа много денег.

Постепенно мода стала открыто диктовать женщинам, что им делать с волосами. В начале ХХ века жуткой популярной стала короткая стрижка «боб». Её носили известные американские актрисы вроде Мэри Пикфорд, и о ней мечтали все девушки. Мода на короткие волосы не упростила их жизнь, а наоборот: заставила регулярно ходить в парикмахерскую и тратить на волосы больше денег. Тогда же в моду вошла горячая завивка, повторить которую дома было невозможно.

Пока белые девушки завивали свои волосы, темнокожие всячески пытались их выпрямить. Реклама внушала им, что очередное чудо-средство превратит «уродливые кудри» в «мягкие и шелковистые прямые волосы». Часто такие средства вредили волосам, но на них всё равно тратили последние деньги.

В XXI веке от женских волос не отстали. По словам фем-исследовательниц, их до сих пор сексуализируют и критикуют. В отличие от мужчин, женщины должны непрестанно заботиться о своих волосах. Реклама намекает им, что идеальная шевелюра — объёмная, блестящая и густая. А общепринятым бьюти-стандартом остаются длинные, гладкие и прямые волосы (желательно блонд). Афроамериканские кудри до сих пор считают менее женственными. И чтобы стать «красивее», афроамериканки используют химические релаксанты — средства, которые выпрямляют вьющийся волос, разрушая связи внутри его стержня. 

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются женщины любой расы, — стигматизация седины. Волосы седеют у всех — и у женщин, и у мужчин. Это естественный процесс, и хотя натуральная красота — тренд XXI века, женскую седину критикуют. Всё дело в том, что для общества идеальная женщина — вечно молодая и подтянутая красотка.

Как женские волосы стали символом протеста 

В 60-е и 70-е годы западные феминистки коротко стриглись и не брили волосы на теле. Так они протестовали против конвенциональных стандартов красоты, которые ограничивали свободу женщин.

Иногда стрижка становилась личным протестом. Например, в конце 60-х голову побрила ямайско-американская певица Грейс Джонс. Позднее она написала в своей книге: «Мне нравилось, что мою короткую стрижку воспринимали как угрозу. Из-за неё я выглядела конфтронтационно (по-бунтарски). Моя бритая голова сделала меня более абстрактной, менее привязанной к расе, полу и племени. Я была темнокожей, но не темнокожей; женщиной, но не женщиной; американкой, но ямайкой; африканкой, но чем-то из научной фантастики».

В конце 80-х с бритой головой ходила и другая популярная певица — ирландка Шинейд О’Коннор. Шинейд всегда носила довольно короткие волосы. Но сбрила их совсем, когда руководители звукозаписывающей студии попросили сменить андрогинный стиль на более женственный. Шинейд отказалась надевать короткие юбки, отращивать волосы и краситься. Она хотела прославиться благодаря таланту, а не своей сексуальности. 

В 2022 году волосы снова стали символом женского протеста. В сентябре в Тегеране погибла 22-летняя Махса Амини. Её задержали и жестоко избили из-за неправильного ношения хиджаба. После смерти девушки по стране прокатилась волна протестов. Иранки сжигали хиджабы на улицах и отрезали свои волосы на камеру. Их поддержали женщины по всему миру. В знак солидарности символически постриглись известные французские актрисы — Жюльет Бинош, Изабель Юппер, Марион Котийяр. 

Шведская евродепутатка Абир Аль-Сахлани обрезала волосы ножницами прямо во время выступления на ассамблее ЕС. При этом она сказала: «Пока Иран не станет свободным, наш гнев будет больше, чем гнев угнетателей. Пока женщины Ирана не будут свободны, мы будем стоять вместе с вами». А ещё озвучила лозунг протестантов: Jin, Jiyan, Azad — «Женщина, жизнь, свобода».

Комментарии
kristina miller
15.09.23 00:11
Интересно было бы в противовес почитать и про мужские волосы - уделялось ли им вообще внимание в мировой культуре? В чём отличия от восприятия женских волос?
Tin Tin
25.11.23 13:23
На самом деле женские волосы действительно обладают силой. И женщина энергетически намного сильнее мужчины. Мужики всю жизнь боялись женщин, поэтому всячески их унижали и принижали, чем занимаются и по сей день.