Смотреть
22 июня 2023

Самостоятельная, но не совсем. Как меняется образ сильных женщин в российских сериалах?

Что (и кто) мешает женщинам на экране быть сильными и независимыми

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
героини российских сериалов
4

Мы привыкли видеть в зарубежных сериалах много сильных и ярких героинь. «Убивая Еву», «Острые предметы», «Большая маленькая ложь», «Утреннее шоу», «Ход королевы» — список можно продолжать долго. А как с этим обстоят дела в российской индустрии? Авторка «Избы» Саша Подольникова на конкретных примерах рассказывает, как создатели пытаются показывать независимых персонажек и почему это не всегда получается.

С чего всё начиналось

С конца 90-х на телевидении один за другим появлялись сериалы, которым суждено было стать культовыми. В основном  — истории про работу полиции:  «Улицы разбитых фонарей», «Каменская», «Тайны следствия». Они были чем-то близким и понятным для зрителя, недавно пережившего суровую «бандитскую» эпоху.  Женские персонажи в таких сериалах — смелые и неординарные, занимаются не типично «женской» детективной работой.

Единственная женщина в опергруппе

Кадр из сериала «Улицы разбитых фонарей»

В 1998 на экраны вышли «Улицы разбитых фонарей», посвящённые будням сотрудников петербургской полиции. Лейтенант Анастасия Абдулова — единственная женщина в мужском коллективе. И это само по себе необычно. В «Улицах», как и в других криминальных историях, женщины обычно или жертвы, или свидетельницы преступлений. Абдулова же их расследует.

Недавняя выпускница юрфака, она инициативна и горит своим делом. Кстати, изначально её персонажа планировали сделать мужчиной и переписали сценарий в последний момент. В первых сериях ей отводились небольшие сюжетные линии, но потом героине «разрешили» вырасти в полноправного члена опергруппы. Правда, хорошее на этом заканчивается. В работе Абдулову часто используют как наживку для поимки бандитов. А когда речь заходит о сложных вопросах, она буквально смотрит в рот коллегам-мужчинам. Отношение к женщине в этой «мужской» профессии выдаёт даже ракурс, с которого её снимают. Героиня часто стоит за спинами коллег на втором плане.

Нетипичная героиня своей эпохи

Кадр из сериала «Каменская»

Новое тысячелетие принесло с собой прорыв. Сериал «Каменская» стартовал в самом конце 1999 и показал — на телевидение пришли женщины, решающие проблемы самостоятельно.

Следовательница Анастасия Каменская (её сыграла Елена Яковлева) подчёркнуто профессиональна. У неё сильный аналитический ум. С ней вынуждены считаться коллеги. Её побаиваются преступники. Она отдаёт много времени карьере и не занимается условно «женской» работой по дому. За стирку, готовку и уборку отвечает муж. Более того, героиня совершенно не придаёт значения внешнему виду: носит удобную практичную одежду и не красится. Для начала нулевых такой ход выглядит прогрессивно. За это стоит поблагодарить сценаристку проекта Александру Маринину. «Каменская» основана на серии её романов. Маринина долго работала в правоохранительных органах и не понаслышке знает, как работается женщине в этом очень маскулинном мире.

Женский идеал с мужской точки зрения

Кадр из сериала «Тайны следствия»

В 2000 «Тайны следствия» подхватили эстафету у «Каменской» и предложили зрителю ещё один образ полицейской. Мария Швецова в исполнении Анны Ковальчук не сходила с экранов больше двадцати лет.  В истории она сильный профессионал с уникальным чутьём следователя. При этом, в отличие от героини Яковлевой, будто бы сошла с подиума. Швецова обладает безупречным вкусом и никогда не появляется на публике без макияжа.

Интересно, что в первых нескольких сезонах её внешний вид был стильным, но строгим. Ближе к концу проекта он изменился. Наряды стали традиционно феминными и не всегда удобными. Вероятно, сказалось появление в сценарной команде мужчин. Например, Мария могла пойти на задание в открытом вечернем платье.

Создатели пытались сделать из неё идеальную героиню. У неё и красота, и ум, и карьерные успехи, и полный порядок в личной жизни. Мужским вниманием она не обделена. В последних сезонах проекта романтических сюжетных линий было едва ли не больше криминальных. Поэтому феминистской оптике пришлось потесниться, уступая место «женскому счастью».

Какие тенденции в изображении сильных героинь сегодня

Жизнь без розовых очков

Есть в сегодняшней индустрии проекты, которые меня очень вдохновляют. Женщины в них — цельные персонажки, способные справиться с проблемами самостоятельно. Такой тип героини воплощает Яна Троянова в популярном ситкоме «Ольга». Она живёт непростую жизнь: одна воспитывает сына и дочь, с утра до вечера работает и параллельно решает проблемы, которые без устали подкидывает эксцентричная семья.

Ольга привыкла не думать о своём комфорте и во всём полагаться на себя. Ждать помощи ей неоткуда. Поэтому, когда в её судьбе появляется настоящая любовь, она не ждёт от неё чуда. Героиня смотрит на вещи максимально трезво и ни в какие сказки не верит. Опыт подсказывает, что на мужчин надеяться не стоит. Отцы её детей растворились в неизвестности. Собственный отец то и дело остаётся без работы, и его постоянно надо выводить из запоя. Поэтому ей сложно осознать, что новый возлюбленный — счастливое исключение.

В этом смысле «Ольга» очень реалистична. Разочарование и отсутствие иллюзий — та цена, которую героине назначили за силу. И неудивительно, что шоураннеры решили выдать ей «компенсацию» и наградить верным и честным мужчиной. Ольге предстоит узнать, каково это — иметь порядочного партнёра. А ещё научиться принимать помощь и понять, что жертвовать собой ради других необязательно. Но готовность справляться с трудностями самостоятельно никуда не денется. А это важное и ценное качество.

Без розовых очков живёт и героиня Анны Михалковой в сериале «Обычная женщина». Только линия у неё вовсе не комедийная. Чтобы расплатиться с космическими долгами, в которые пришлось влезть из-за мужа, Марине приходится открыть нелегальный бизнес и стать сутенёршей. После убийства одной из проституированных женщин под угрозой оказывается не только финансовое благополучие, но и жизнь её семьи. Решать эти проблемы Марина будет одна.

Я выбираю себя

Героиня Любови Аксёновой в комедийном сериале «Настя, соберись!», напротив, жертвовать собой не хочет. Измена мужа и внезапное увольнение из архитектурной фирмы круто меняют её жизнь. Можно было подумать, что это подтолкнёт Настю к внешним изменениям. Например, она станет по-другому одеваться и, как героиня популярных когда-то мейковер-шоу, преобразится, став красивее, чем когда-либо. Тогда её невзгоды исчезнут как по волшебству. Однако авторы ломают этот шаблон. Настя прислушивается к себе и полностью пересматривает планы на будущее. И вот оказывается, что героиня не хочет детей — это просто было навязанной установкой. Да и время, которое раньше уходило на семейный быт, можно посвящать себе.

Персонажка мобилизует силы и отправляется покорять карьерный олимп, продвигая себя как независимую специалистку. Ей придётся сталкиваться с сексизмом заказчиков, доказывать свою компетентность, ночи напролёт работать над проектами. А ещё решать психологические проблемы из-за диссоциативного расстройства личности. И у неё это получится. Отношениям здесь места не остаётся. Но Насте они пока и не нужны.

Нет любовной линии и в первом сезоне сериала «Почка» (в главной роли также Любовь Аксёнова). Все действия главной героини Натальи Кустовой подчинены одной цели — выжить. Мужчина ей не нужен, ей нужна донорская почка. Она её достанет любой ценой. Кажется, это первый российский проект, настолько лишённый сентиментальности. Поэтому выглядит свежо и смотрится на одном дыхании.

«Почка» научила зрителя ещё кое-чему: сильная героиня не равно хороший человек.

Кустова — человек откровенно неприятный. Открыто берёт взятки, ни во что не ставит близких и думает, что всё на свете можно купить. Но с другими «хорошими» героинями её роднит несгибаемая воля и то, что силу она черпает в самой себе.

Вот тебе мужчина, он всё решит

Есть и проекты, которые заставляют грустить. В них вроде бы есть сильные независимые персонажки, но быть сильными до конца им не позволяют. В какой-то момент сценаристы услужливо «подбрасывают» мужчину, который спасает в сложной ситуации.

Кажется, «Содержанки» — не самый удачный пример для поиска независимых героинь. Большинство из них живёт за счёт политиков и бизнесменов. Сюжетная линия Лены Широковой (роль исполнила Дарья Мороз) преподносится как альтернативная. Широковой нравится работа в полиции. Свои ум и проницательность она используется не для того, чтобы найти богатого бойфренда. И всё-таки эта участь её настигает.

Полюбив состоятельного человека, она теряет независимость. Бросает дело жизни. Чтобы не скучать, начинает светскую жизнь, хотя это ей вовсе не по душе. И главное, подчиняется чужой воле. «Ты моя женщина, я твой мужчина», — заявляет жених Лены, запрещая ей самой решать свои проблемы.

Кадр из сериала «Обычная женщина»

Ещё один похожий проект — «Обычная женщина». На первый взгляд, это тот проект, где перед зрителями не одна, а несколько вправду независимых героинь. Второй сезон подарил нам чудесную сюжетную линию полицейской Веры Мартыновой. Девушка расследует очередное жестокое преступление и пускается во все тяжкие, не расставаясь с бутылкой алкоголя. У этого саморазрушения есть причина: много лет назад кто-то так же убил её сестру. Преступление так и не раскрыли, и надежды на справедливость почти не осталось.

Круг страданий разрывает появление нового коллеги. Он влюбляется в Веру и выходит на убийцу. А заодно помогает Вере ухаживать за больной матерью и настойчиво просит бросить пить. За героиню радостно, но всё-таки это выглядит неправдоподобно. Как «бог из машины» —  так древние греки называли странную развязку пьесы, когда высшая сила появлялась из ниоткуда и решала проблемы героев. Но почему высшей силой обязательно должен быть мужчина?

Что (и кто) мешает создавать независимых героинь

Во время учёбы в киновузе я узнала о негласных правилах и табу, которые существуют в индустрии. Например, что большие телеканалы вряд ли возьмут в производство историю, где героиня не обретает пресловутое «женское счастье». «Это просто не будут смотреть», — сказал мне несколько лет назад продюсер такого канала.

Так что глобально сильных женщин на экраны не пускает патриархат.

Киновед и ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра кинообразования и экранных искусств ВГИКа Светлана Смагина считает, что отношение мужчин-кинематографистов к женским персонажам всё ещё снобистское. Однако мир меняется. Феминизм постепенно отвоёвывает место для женщин. В индустрию приходит много продюсерок, режиссёрок и сценаристок. Так появляются проекты с героинями, которым важны не только отношения и семья, но и профессия и саморазвитие.

Сами кинематографистки настроены оптимистично. В конце 2021 года «Кинопоиск» собрал на круглый стол женщин, которые делают российское кино прямо сейчас. Среди них была, например, режиссёрка Наташа Меркулова — авторка фестивальных хитов «Человек, который удивил всех» и «Капитан Волконогов бежал». И Оксана Карас, известная своими проектами «Доктор Лиза» и «Мёрзлая земля».

Участницы пришли к выводу, что патриархальные скрепы в индустрии уже трещат. Правда, если за рубежом ситуация более благоприятная, на отечественных экранах женщина пока вынуждена доказывать простые вещи. Что она свободна выбирать, чем заниматься в жизни. Что не обязана становиться матерью. В общем-то, быть добрым и приятным для всех человеком тоже не обязана. И сериалы — подходящее поле для такой работы. По сравнению с полнометражными фильмами, здесь меньше творческих ограничений и проще договориться о важной для истории сюжетной линии.

Комментарии
Алексей Поповский
22.06.23 17:01
Основная проблема - неумение рассказать хорошую историю )
Edvard Bleyk
23.06.23 10:37
Основная проблема сильных и независимых, в том что они сильные за счёт мужчин, и независимы от мозгов
Natalya Avdeeva
23.06.23 11:27
Это мудешники вроде тебя стремятся казаться крутыми за счет других и независимы от мозгов.
Edvard Bleyk
23.06.23 13:52
Пишет ОЖП со смартфона, или компьтера, придуманного и сконструированного мужчинами😄