Недавний скандал с Бьянкой Цензори на Гремми — не единственный скандал из-за «голого» платья. (Почти) обнажённое тело всегда было платформой для высказываний: от откровенно сексистских до манифестирующих женскую свободу. Разбираемся, как менялось отношение к «голым» образам в истории.
Первые «голые» платья — совсем не голые
Трудно поверить, но феномену «голых» платьев больше ста лет — и первые из них современному человеку покажутся закрытыми. Более того, ранние известные «голые» образы не были связаны с ковровыми дорожками.
В 1908 году на скачках в Париже появились три девушки, одетые возмутительно по меркам начала XX века. На них не было ни корсета, ни нижних юбок, ни сорочки — платья на тот момент действительно казались «голыми». В газетах их назвали «платья-директории» с отсылкой к периоду после Французской революции — платья действительно совершили революцию в мире моды, хотя на взгляд современного человека они выглядят вполне обычно.
Это был прорыв — и показательно, что первые «голые» платья создала женщина. Это была Жанна Маргейн-Лакруа — дизайнерка и наследница модного дома своей матери. С распространением «женского вопроса» с конца XIX века был слышен запрос на более реалистичное представление о женском теле: корсет предполагал невозможно узкую талию и широкие бёдра, сковывал движения, а многослойность одежды приводила к обморокам в жару.
С исчезновением корсета женскому телу впервые стало удобно.
Первая мировая и вовсе поменяла женский гардероб: после неё перестали каждый день носить платья в пол, о нижних юбках и вовсе забыли, и в целом одежды на женщинах стало гораздо меньше. Женский стиль стал более андрогинным — и это снова был шаг в сторону удобства.
И вместе с тем разговор об эмансипации изменился: да, женщины смогли голосовать, у них появилась собственность — но часть вопросов, не решённых до сих пор, осталась. «Голые» платья помогали привлекать к ним общественность: это учла актриса Голливуда Мэй Уэст при постановке своей первой пьесы «Секс». В ней поднимались проблемы секс-работниц — а костюмы были такими же откровенными, как и тематика.
Старый Голливуд и монетизация женского тела
Как и многое, что создавалось для эмансипации женщин, «голое» платье в какой-то момент стало использоваться против них же. С течением времени оно становилось всё более «голым» — и далеко не всегда это говорило об удобстве.
В Голливуде поняли, что секс привлекает внимание — а значит, и может продать практически всё.
Так что с конца двадцатых и до семидесятых появились десятки, если не сотни «голых» платьев — одно откровеннее другого: Клара Боу в «Моей капризной леди», Джин Харлоу в фильмах «Красная пыль» и «Ужин в восемь», Джен Мейнсфилд на той самой фотографии с Софи Лорен — обо всех этих образах говорят годами.
Но кульминацией в распространении «голых» платьев старого Голливуда стало появление Мэрилин Монро на дне рождения президента Джона Кеннеди в 1962 году. Когда актриса пела Happy Birthday, Mister President, она казалась полностью обнажённой: платье было из ткани, специально подобранной под цвет её кожи. А закрывали всё то, что видеть не надо, россыпь страз и накидка из белого меха (её Мерилин Монро почти сразу сбросила).
Как ни странно, это даже не первая подобная модель: дизайнер Жан Луи придумывал подобные модели для Риты Хейворт и Марлен Дитрих. Однако сильнее всех «выстрелило» именно платье Мэрилин — и вот почему. Невероятная популярность актрисы строилась на том, что её образ сексуализировался очень откровенно — ещё откровеннее образов других актрис. Мерилин не отделяли от ролей слегка распущенных обаятельных пустышек, несмотря на драматический талант, и воспринимали как сексуальное украшение фильма, а не как человека.
На дне рождения Джона Кеннеди на одном украшении было другое — кажется, именно так появление Мэрилин Монро восприняли окружающие мужчины. И это объяснимо: к 1962 году о феминистском посыле «голых» платьев забыли — они воспринимались только как способ удовлетворения мужского взгляда.
Снова борьба женщин за себя: Шер и Роуз МакГоуэн
Через десять лет после скандального выхода Мэрилин Монро по миру уже полным ходом шла вторая волна феминизма: женщины устали от традиционных ролей, им хотелось сексуальной свободы без сексуализации. И борьба за тело (и за платье!) продолжилась новыми эпатажными образами известных женщин.
В авангарде феминистского движения семидесятых стояла Шер — и трудно вспомнить её «одетые» выходы. Но один известен особенно: в 1974 она появилась в платье от дизайнера Боба Маки на Met Gala.
Платье стало кульминацией развития стиля Шер семидесятых. К тому времени она уже отвоевала право носить юбку-макси с коротким топом — неслыханно откровенный наряд по тем временам. Диве было этого мало: она решила повергнуть публику в шок и полностью поменять представления о выходах звёзд. И это удалось — певицу в платье поместили на обложку журнала Time, где раньше, по воспоминаниям дизайнера платья Боба Маки, были только политики и учёные. И даже попытка запретить журнал во многих городах США не помешала росту его популярности.
После Шер многие звёзды стали использовать «голые» образы на ковровых дорожках как средство для высказываний. В 1998 году звезда сериала «Зачарованные» Роуз МакГоуэн появилась на церемонии MTV Video Music Awards в платье из бисерной сетки спереди и нескольких ниток с бисером сзади. Тогда актрису заслатшеймили, но на самом деле наряд был совсем о другом: премия MTV VMA была первым публичным выходом Макгоуэн после изнасилования продюсером Харви Вайнштейном, а голое платье — попыткой вернуть контроль над своим телом.
Роуз — одна из первых актрис, обвинивших Вайнштейна в сексуальном насилии. После неё были ещё десятки, началось движение #MeToo, а Харви Вайнштейна приговорили к 23 годам в тюрьме — сейчас, впрочем, приговор обжалуется. Но в 1998 году ей было важнее справиться с травмой от изнасилования самой — и помогло в этом платье.
«Я подумала: “О, Голливуд, ты хочешь тело, которое можно использовать и выбросить? У меня есть такое для тебя!”»
Что сейчас?
А вот непонятно. С одной стороны, мы видим Кьяру Ферраньи, которая произносит феминистский манифест на открытии музыкального фестиваля «Сан-Ремо-2023» в платье, где стразы и вышивка уже ничего не прикрывают — только подчёркивают. С другой — Бьянку Цензори, которой явно некомфортно находиться в платье-сетке. С третьей — Ким Кардашьян в 2022 году в уже упомянутом платье Мэрилин Монро. Об этом выходе до сих пор спорят: это переосмысление женской сексуальности, дань уважения Мэрилин или просто порча музейного имущества?
Разница между образами Ким, Бьянки и Кьяры — всего пара лет, и каждый из них несёт в себе новый посыл. Эти посылы разные — хотя платья похожи. И здесь видно, как влияют на образы политическая ситуация, желание или нежелание женщины выглядеть определённым образом, её восприятие в медиа, взгляды и многое другое.
Даже при сравнении двух недавних «голых» скандалов — с Бьянкой Цензори и Ким Кардашьян — видно, как по-разному они видят себя и как по-разному видят их. Да, выходы обеих женщин вызвали скандалы — но Ким прокомментировала свой наряд сама, а за Бьянку это сделал её муж — и спустя некоторое время заявил в X, что «властвует над своей женой». И понятно, что полный контроль над женским телом и в целом над женщиной — большая беда, чем испорченное платье.
В 2025 году право женщины выбирать, как ей одеваться — и в принципе, право на её собственное тело, — всё ещё предмет споров. А сам факт того, что откровенную одежду на женщине могут воспринимать как политическое высказывание — звоночек. Тем более если это высказывание направлено против женщины.
Станьте первым, кто оставит комментарий