Смотреть
6 июня 2023

Ярко, но сумбурно: каким получился фильм «Голова-жестянка» о перипетиях подростковой жизни

Экранизация одноимённого young-adult романа.

Валерия Чебитько
Валерия Чебитько
Редакторка «Горящей избы»
голова-жестянка

8 июня в прокат выходит фильм «Голова-жестянка» — подростковая мелодрама о первой влюблённости, злости, обидах и юности, которая прощает всё. В основе фильма лежит одноимённый роман Серафимы Орловой. Редакторка «Избы» Лера Чебитько посмотрела фильм до премьеры и делится впечатлениями. 

О чём фильм «Голова-жестняка»

Главная героиня — шестнадцатилетняя Женя, среди друзей и знакомых получившая прозвище Жесть. Во многом благодаря непростому характеру. Она не стесняясь говорит всё, что думает, даже если кого-то это может обидеть или задеть. Женя отдалилась от подруг, ругается со старшим братом, грубит родителям, а ещё выводит на эмоции своего одноклассника Приходько (один раз даже дошло до драки).  

Раньше Женя и Приходько встречались, но отношения разрушились из-за одного случая, после которого парень замкнулся в себе, а у Жени осталась травма ноги. Что это за случай — история умалчивает, но ясно, что жизнь обоих подростков после этого изменилась. И с одной стороны, Женя хочет восстановить общение, а с другой — каждый раз, когда они видятся, не может сдержать циничных комментариев и подколок. 

Кто работал над фильмом 

В основе фильма лежит одноимённая повесть молодой писательницы и драматурга Серафимы Орловой. В 2018 году книга стала лауреатом премии Владислава Крапивина. Через историю первой подростковой влюблённости, которая сталкивается с действительно сложным испытанием, автор говорит: даже в самой страшной ситуации не всё потеряно и есть будущее. 

За экранизацию повести взялся режиссёр Иван Капитонов, до этого работавший в основном над фильмами ужасов. Он режиссировал фильм «Ледяной демон», работал над сценариями к «Русалке. Озеро мёртвых» и «Приворот. Чёрное венчание», а также продюсировал нашумевший сериал о вампирах в советском лагере «Пищеблок». «Голова-жестянка» — его первая романтическая мелодрама, ещё и о подростках. Более того, Серафима Орлова — его ученица, и, по её собственному признанию, Капитонов стал прототипом одного из персонажей. 

Что понравилось 

Главные герои-подростки

В российском кино не так часто выходят картины, ориентированные на подростковую аудиторию. Можно не задумываясь назвать с десяток западных фильмов о перипетиях школьной жизни, а о том, что происходит в российских школах с российскими школьниками, снимают редко. А если и берутся, то это либо социальная драма вроде «Все умрут, а я останусь» или «Класс коррекции», либо что-то не очень похожее на реалии жизни подростков — скорее на то, как эту жизнь представляют взрослые режиссёры и сценаристы. Например, фильм «Королева» 2021 года. 

«Голова-жестянка» — одновременно светлая и честная история, которая чутко передаёт мир шестнадцатилетней девочки, запутавшейся в себе. С одной стороны, Жесть оправдывает своё прозвище — сложно подобрать другое слово, которое бы так точно описывало её характер. С другой стороны, она очень ранимая и романтичная личность: смотрит на мир сквозь призму фантазий, подмечает необычные детали, размышляет о вещах, которые некоторым окружающим кажутся странными. 

Приятно наблюдать, что тенденция брать на роль подростков актёров, которые уже разменяли третий десяток, уходит: девятнадцатилетняя Варвара Володина очень органично смотрится в роли школьницы. Пару ей составил Олег Чугунов, полюбившийся зрителям после экранизации комиксов о Майоре Громе. Им удалось передать весь спектр непростых отношений, которые связывают Жесть и Приходько. 

Летняя история о юности 

Действие картины разворачивается в городе Сочи — много солнца, аккуратные разноцветные домики, прячущаяся за раскидистыми деревьями, и, конечно, море. Много моря! Поэтому, несмотря на то что герои каждый день ходят на уроки, от фильма веет летним настроением. И духом юности. 

Иван Капитонов использует много интересных визуальных приёмов и ходов. Периодически из реальности, которая слепит яркими красками, зрителя переносят в голову главной героини. А там — необъятный мир фантазий, настоящий космос. Порой можно увидеть построение кадров, характерное для фильмов Уэса Андерсона. Всё это добавляет фильму дерзости и даже какой-то хулиганистости. 

Ещё один интересный приём — как и книгу, фильм поделили на «главы», названия которых появляются в самых неожиданных местах: на ступенях эскалатора, на уличных вывесках, на стенах в комнате героини. И так как фильм, по сути, идёт от первого лица, создаётся впечатление, что зритель листает личный дневник Жести, в котором она обнажает свои эмоции — злость, радость, грусть, растерянность и разочарование. 

Что не понравилось  

За визуальными приёмами потерялся сюжет 

Как ни странно, но сюжет «Головы-жестянки» приобретает более-менее осмысленные очертания только к концу фильма. На протяжении всей картины до конца не ясно, а о чём именно эта история и к чему зрителя приведут в финале. Понятно, что рано или поздно зрителям расскажут, что же произошло между Женей и Приходько, но почти два часа фильма — большое лоскутное одеяло. Периодически возникает вопрос: этот лоскуток точно нужен, чтобы получилась полная и понятная картина? 

Если в книге главы — это отдельные истории, которые лучше раскрывают героев и их взаимоотношения, чтобы к последней странице у читателя не осталось вопросов, то использовать этот же приём в фильме с ограниченным хронометражем не кажется удачной идеей. Некоторые сцены даже выглядят лишними. Например, не очень понятно, как на развитие сюжета повлияла история со сгоревшим мясом. 

По итогу получилось много сюжетных кусочков, которые сами по себе интересны. Хочется узнать, что там дальше и как развернётся та или иная линия. Но все они как будто обрываются и так и остаются в подвешенном состоянии. А в финале возникает вопрос: а почему всё закончилось именно так? Как вообще герои к этому пришли? И шли ли они к этому вообще? 

Очень много героев

Жизнь Жести — карнавал взаимодействия с разными людьми. Зрителей знакомят с её родителями, старшим братом, одноклассниками, бывшим возлюбленным, подругами и даже наставником. И с каждым из них у неё своя непростая история. 

Из-за отношений с Приходько она отдалилась от подруг. Из-за несчастного случая её родители негативно настроены к Приходько и находятся в конфликте с родителями парня. Со старшим братом у неё по классике жанра в принципе всё сложно. А ещё есть милейший дедушка, одноклассник, оказывающий знаки внимания, случайно встреченная на улице женщина... И конечно, он — наставник, руководитель кружка робототехники. Аннотация обещает, что именно он повлияет на то, что Жесть переосмыслит своё поведение. И вот если бы об этом не написали, то эта, как заявлено, основная сюжетная линия, потерялась бы среди других. 

С руководителем кружка робототехники Женя знакомится случайно, заглянуть к нему на занятия решает ближе ко второй половине фильма. Сближение их получилось довольно быстрым и скомканным: когда мужчина успел проникнуться симпатией к новой ученице, а главное, почему вдруг выделил среди других и решил поучаствовать в её жизни, остаётся загадкой. 

И так происходит практически с каждой, казалось бы, важной сюжетной линией. Отношения с братом переданы сумбурно. Конфликт родителей, который превращает Жесть и Приходько в этаких Ромео и Джульетту, затух, не успев разгореться. Наметившийся к концу фильма любовный треугольник, который, видимо, должен был добавить остроты, но прошёл как-то мимо… В конце фильма зрителю показывают, как сложилась жизнь героев, с которыми Жесть как-то взаимодействовала, и про некоторых из них даже не скажешь, что они были важны. 

Стоит ли смотреть 

«Голова-жестянка» — фильм о превратностях подросткового возраста с приятным саундтреком и красивой картинкой. Он пропитан духом юности и в целом оставляет после себя ощущение, будто зритель вернулся на несколько лет назад, в школьные годы. Да, сюжетных линий много, и некоторые не до конца раскрыты, зато герои выглядят свежими и живыми, а завязка — нетривиальной. 

Но надо быть готовыми к тому, что это история от лица девочки-подростка с жёстким характером: иногда она позволяет себе весьма грубые высказывания и может бросить комментарий и по поводу чужой внешности. Например, назвать художницу Фриду Кало страшной. С одной стороны, это максимально раскрывает её характер, с другой — хочется спросить: а действительно ли это было так необходимо? 

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий