Знать
14 апреля 2023

«Зая! Скажи ему, пусть включит Майкла Джексона!». История одной ночи, одной встречи и одной бездомности

По данным «Ночлежки», благотворительной организации, которая помогает людям выживать на улице и выбираться с неё уже более 30 лет, на улицах Петербурга живут до 60 тысяч бездомных людей. Четвёртая часть из них — женщины. Одних на улицу приводит домашнее насилие, других — смерти и предательства близких, третьих — зависимость, долги и болезни. Но как бы то ни было, никто не выбирает такую жизнь самостоятельно и осознанно.

Этот текст — победитель журналистского конкурса «Есть проблема»
В феврале благотворительная организация «Ночлежка» запустила конкурс для журналистов «Есть проблема» на тему бездомности. «Горящая изба» поддержала номинацию «Женская бездомность» и публикует работу Маши Калинкиной.

Те, кто хоть раз пытался помочь кому-то, кто оказался на улице, знают, как тяжело люди соглашаются принять помощь, если речь не о деньгах или еде. Эти отказы рождают один из самых страшных стереотипов о том, что бездомность — личный выбор, что так проще. Я поделюсь историей одного вечера, который познакомил меня с одним из множества тех людей, которые легко сливаются с неживым городским пейзажем, которых принято обходить стороной, которые «сами виноваты». Историей о том, как страшно довериться незнакомцу и как трудно выбрать из двух зол: холода и неизвестности.

Сперва неясно даже, человек это или кто-то просто забыл на остановке куртку.
Но в куртке кто-то есть. Кто-то, кто спит, или без сознания, или умер за неделю до Нового года у метро «Приморская». Рядом стоит стакан ещё дымящегося чая и лежит откушенная и капающая соусом на снег под лавкой шаверма. Человек лежит неподвижно, зажав голову локтями, поджав к груди колени.

Нужно что-то сказать: извините, пожалуйста? очнитесь? 

— Вы спите на морозе, вы замёрзнете.

Но человек не шевелится. Прикасаться страшно и неясно, можно ли. Часто ли мы дотрагиваемся до незнакомцев? Не особенно. Кожа холодная, и трудно разобрать — это оттого, что уже поздно, или потому, что на улице мороз. Толкаю в плечо. Ещё раз. И ещё. Человек недовольно мычит, отмахивается — мимо.

— Вам холодно, проснитесь, не надо на улице ночевать.

Ловко придумано: не надо. Конечно, не надо, но что ты можешь предложить, кроме проговаривания очевидного? Кое-что всё-таки могу. Недалеко от Приморской в холода открывается «Пункт обогрева» . Армейская пятидесятиместная палатка. Странная времянка, похожая на скинию из картинок в учебниках истории. За палаткой вдалеке — Финский залив, башня-кукурузина, подсвеченные жилы вантового моста, стадион «Газпрома». Адрес палатки: Шкиперский проток. Ориентир — снегоплавильный комбинат. Чёрта с два найдёшь, проще говоря.

— Поднимитесь, пожалуйста, холодная лавка. Помочь вам?

Мычание дружелюбнее. После первых прикосновений к коже на шее, где под ухом бьётся жилка, не страшно уже взять покрепче за рукав и с силой потянуть. Человек обретает форму. На нём чёрная короткая куртка, чёрная вязаная шапка. Чёрные джинсы и рабочие ботинки. Всё довольно чистое, если не брать в расчёт рукав, который сонно окунулся в бережно оставленную кем-то, кто был здесь до меня, шаверму.

Человек смертельно пьян. Шатается, мутно ловя глазами мои глаза. Лицо оплывшее, тяжёлое, хронически сонное.

— Как вас зовут?

— *Бормотание*

— Татьяна Александровна?

И расслышать не могу толком, и поверить, что передо мной женщина. Возмущённо вскрикивает в ответ и снова проваливается из сознания куда-то, где теплее и не надо вспоминать собственное имя.

— Так как зовут вас?

— Яна, *****, Александровна!

— Яна Александровна, тут рядом «Пункт обогрева». Там можно переночевать. Это бесплатно, слышите? Мороз сейчас. Вы тут лежите. Холодно. Давайте я вас отвезу?

Яна Александровна не понимает ни слова. Смотрит то мимо меня, то насквозь. То вдруг начинает хохотать беззубым ртом, то сосредотачивается и сжимается вся. Её вот-вот вырвет. Нет, обошлось. Сплёвывает под ноги. Ладонью опирается на лавку и отдёргивает руку — лавка ледяная. Мы с ней исполняем этот нелепый диалог добрых двадцать минут. Метро закрыли. Яна Александровна непреклонна, и я готова оставить её тут. Я злюсь и ужасно устала. Она надоела мне до чёртиков своими качелями от «Зая! Спасибо!» до «Что ты, *****, хочешь от меня?»

— Я хочу домой. А ты?

— Зая… я тоже хочу.

На «ты» проще. Яна ловит, наконец, мой взгляд и, путаясь в словах, спрашивает, куда надо ехать, кто там ждёт, что там будет. Слишком сложно. Про палатку, про «Ночлежку», про «не понравится — уйдёшь».

— Там работают мои друзья, Яна. Поедешь к моим друзьям?

— Поеду.

Такси приезжает за пару минут. Яна поднимается с горем пополам, повисает на моём плече. Кое-как переставляет ноги по снежной каше. Господи, только бы не тканевые. Только бы не тканевые кресла в машине. Штаны у Яны мокрые. Как же ей должно быть холодно. Как же я буду объясняться с таксистом...

— Яна, милая, только тихонько, я тебя прошу. Семь минут помолчи, пожалуйста. Нам ехать семь минут. Не шуметь и не блевать, слышишь меня?

Яна делается серьёзной. Складывает красные от холода большой и указательный пальцы кольцом. Показывает мне дрожащий ОК. Открываю дверцу, запихиваю её на заднее сиденье, обтянутое кожзамом. Живём. Трогаемся. Первая минута пошла.

— Волонтёрите?

— Вроде того… Знаете этот адрес?

— Ага, возят периодически.

Открываем настежь окна, чтобы впустить свежий воздух, чтобы выпустить кислый узнаваемый и стыдный запах, чтобы Яну совсем не укачало в неожиданном тепле.

— Зая! Скажи ему, пусть включит Майкла Джексона!

— Яна! Пожалуйста! Мы договорились же с тобой. Ты обещала! Тихо, блин!

Яна снова собирает пальцы в ОК и заваливается набок. Навигатор показывает четыре минуты до прибытия.

— Спасибо вам.

— Это вам спасибо.

Объясняю, что ехать надо прямиком под кирпич, что дороги там нет, но есть колея, наезженная КАМАЗами, которые везут тонны снега с городских улиц на снегоплавильный комбинат.

— Вас подождать, может? Вы долго тут?

Я не знаю. Увидев брезентовые полы палатки, Яна цепляется за мою руку, трясёт головой: «Зая! Нет-нет-нет!» Да, зая, быстро не получится.

Яна третий человек, которого я привожу сюда. И первая женщина в моём небольшом списке. Главная проблема всегда — объяснить, куда и почему надо идти. Объяснять холод не нужно, про опасности ночёвки на улице мои знакомцы знают и без меня. А вот понять, почему там, неизвестно где, безопаснее, чем здесь, пусть на холоде, зато и на свободе, в самом деле непросто. Я бы тоже не пошла. Подбирая каждый раз слова и объяснения, понимаю, что ни упоминание «Ночлежки», ни разговоры про отапливаемую палатку не помогают. Помогает сказать: там мои друзья, там тепло и безопасно. Там в девять накормят ужином и нальют чая. Помогает перейти на «ты» и не обещать ничего лишнего. Только тепло и безопасность, только то, за что я могу поручиться. А ещё помогает готовность оставить человека, когда силы на уговоры закончатся. Первое правило любой помощи: оцени свои силы. Вписывайся, если уверен, что потянешь. Выписывайся, если чувствуешь, что всё. Помогает помнить, что никто и никому ничего не должен.

Яна висит на моём рукаве, заглядывает в глаза и дрожит на холоде после тёплого салона такси.

— Зая, я не хочу!

— Пойдём вместе?

— Ты не боишься?

Из палатки выходит человек. Закуривает.

— Первый раз здесь?

— И да, и нет. Вот девушку привела. Не страшно же там, скажите? Яна, послушай.

— Не бойся! Там места почти нет. Ложись у входа, я пойду. Мне через четыре часа на работу. Я пойду. Я подремал уже. Оставайся.

Кидает в снег недокуренную сигарету, поправляет рюкзак за спиной и уходит в сторону многоэтажек. Не успеваю ничего сказать, но Яна смотрит ему вслед и, кажется, примеряет на себя, что можно так же уйти, если будет плохо.

Внутри палатки тепло и темно. На столе дежурного горит лампа, лежит незаконченный кроссворд.

— Добрый вечер. Я к вам Яну Александровну привела. А как вас зовут?

— Владислав.

— Слава! Как моего братика, зая! Славка... Славка умер. Славка хороший. Умер. Зая!

Вместе с Владиславом усаживаем перепуганную Яну на мат напротив печки.

— Зая! Зая, что это?!

В глазах ужас. Яна глядит на ревущую теплушку, вытягивает перед собой красную опухшую и по-детски маленькую ладонь.

— Это печка. Печка гудит. Чтобы тепло. Не бойся. Давай чай пить? Чай хочешь?

Владислав наливает в стаканчик кипяток из термопота. Кидает чайный пакетик. Ставит подальше от непослушных Яниных рук, чтобы не ошпарилась. Яна стягивает с головы шапку. Волосы у неё коротко-коротко стриженные. Стриг кто-то жестокий: где-то вырваны клоки, ободрана кожа; где-то торчат слишком длинные, пропущенные машинкой, волосы. Без шапки она совсем похожа на мальчишку. Яна ворочается и матерится, стягивает дутую куртку, уменьшаясь в размерах почти до ребёнка. Я прошу быть потише — рядом ещё три десятка тех, кому некуда идти. Кто-то всхрапывает, кто-то перешёптывается, кто-то, кажется, молится или бредит.

Владислав записывает имя и дату рождения Яны. Спрашивает про место последней регистрации. Яна вздрагивает, встревоженно и тихо зовёт уже привычным «зая», прося, чтобы за неё заступились.

— Давайте вы у неё утром спросите, хорошо?

— Хорошо.

Из обрывков разговора понимаю, что постригли Яну в рабочем доме. Таких десятки в городе. Или сотни? Тысячи? Обычные квартиры в многоэтажках, коттеджи в дачных посёлках — если не знаешь, никогда не догадаешься. В рабочие дома ведут объявления на столбах и остановках: «Помощь зависимым. Жильё. Ежедневные выплаты». Те, кто однажды доверился таким объявлениям, едва ли легко примут чью-либо помощь в следующий раз. Особенно женщины. Если складывается удачно, то в рабочих домах они убирают, стирают, готовят, красят, штукатурят за еду и копейки, если складывается иначе — ко всем названным обязанностям добавляется сексуальное рабство. Те, кто умудряются выбраться, не повредившись умом, больше никому не доверяют. Яна пошла со мной, и мне хочется верить, что ей повезло, что то из многих зол, которое заставляет сознание рассеяться и больше никогда не вспоминать себя, обошло её стороной.

Яна шарит руками по мату, по куртке, проверяет, на месте ли телефон. На месте ли руки и ноги, лицо, голова. На месте ли она сама, целиком. Когда пальцами добирается до стриженой макушки, начинает тихо плакать.

— Зая, у меня были волосы мамкины. Белые-белые. Такие волосы. Мамка очень хорошая была. Они меня постригли, зая, они, ***** меня науродовали, зая!

Яна переходит на крик. Глажу по голове. Волосы мягкие, совсем детские. Прошу быть тише.

— Отрастут, моя хорошая. Не зубы, отрастут. Покрасишь. Захочешь белые — будут белые. Захочешь — рыжие, как у меня. Захочешь вообще зелёные.

— Зелёные!

Яна заходится таким хохотом, что в углу кто-то отвечает приглушённым матерком. Яна зажимает смеющийся рот рукой. Радостными глазами смотрит мне в глаза. Не промахивается. Другой рукой берёт стаканчик с чаем и шумно отхлёбывает. Что-то спрашивает у Славы. Мне надо идти. Что я ей скажу? Что мне пора домой? Что у меня есть дом? Слава видит мои метания. Снова подходит с планшетом и начинает расспрашивать, хочет ли Яна есть, надо ли переодеться. Убегаю. Из палатки слышится обиженное «зая!»

Дорога заметена. Мимо, качаясь, тащатся нагруженные снегом машины. Даже этот холод можно отогреть и растопить, надо же. Я иду по чьим-то следам. Может, парня, который ушёл на работу, оставив Яне своё место, может, кого-то, кто тоже привёл человека с улицы. Таких, кажется, очень много. Каждый делает несколько своих шагов, таща на рукаве того, кто попал в беду. Кто-то же оставил рядом с Яной шаверму и стакан с чаем; кто-то же возил в машине с дерматиновыми сиденьями потерянных незнакомцев; кто-то же прошёл первым по сугробам, чтобы следующему было легче шагать.

P. S. В джексоновской Smooth Criminal вместо Annie мне теперь, конечно, слышится «Яна». И видятся её пальцы, сложенные в ОК. 

Евгения Корнева
14.04.23 22:15
Ухх, слёзы на глазах
В сети появилась нейросеть, которая стирает бывших с фотографий
ТЕСТ: Какая вы песня Аллы Пугачёвой?
Каст сериала «И просто так» покинула ещё одна актриса
Три способа развить креативное мышление
Над Лондоном летала гигантская Мардж Дурсль из «Гарри Поттера». Что происходит?
Главное о правах женщин за неделю: туалетное равенство в Амстердаме и борьба с сексизмом в российском спорте