В третьем сезоне подкаста «Дом с огнём» мы общаемся с обычными девушками, которые живут необычной жизнью. Гостья второго выпуска Лена живёт и путешествует в автодоме вместе со своими животными: глухой кошкой и золотистым ретривером. Она рассказывает, как сделала свой вэн уютным и удобным.
Материал написан по мотивам 2-го выпуска 3-го сезона «Дома с огнём». Если вам удобнее слушать, включайте подкаст.
Мне пришлось построить собственный автодом из-за животных
Я очень люблю животных и очень люблю путешествовать. К сожалению, ни у нас, ни за границей люди не рады животным в отеле или на съёмной квартире, особенно если речь идёт об огромной собаке. Поэтому я решила построить свой дом на колёсах.
Я не смогла купить готовый автодом, потому что он обычно предназначен для компании из четырёх человек. Там много спальных мест и огромная обеденная зона. Я же путешествую одна, поэтому мне вместо дополнительных раскладных кроватей хотелось иметь, например, вместительный шкаф для одежды и моего сапборда. Так появился проект автодома, который заточен под меня и моих животных. В нём всего два обеденных места, зато много пространства под кроватью для моей собаки, куда выведен кондиционер, чтобы ей не было жарко. Для кошки сделаны специальные лазы в её туалет и кабину, чтобы она не требовала в шесть утра открыть дверь и пустить её смотреть на дальнобойщиков.
Самое главное, что моя комплектация позволяет мне стоять в лесу неделю или две. Я редко путешествую по старинным европейским городкам и изучаю музеи: не очень это люблю. Я обожаю горы и лесные озёра, когда вокруг совершенно никого нет. Для этого дом должен быть полностью автономным.
Я могу одна прожить в лесу две недели
Вода хранится в специальном баке на 100 литров. Если использовать её экономно, этого количества хватит на шесть душей и восемь запусков посудомоечной машины. Да, у меня есть посудомойка: тут объединились моя лень и желание экономить воду. Если мыть посуду руками, за один раз тратится 15–20 литров. Посудомоечная машина использует на такой же объём посуды всего пять литров.
Электричество я получаю тремя способами.
— От солнечных панелей. Как раз сейчас я меняю старые панели на новые, более мощные.
— От розетки. Зарядиться можно на специальных кемпингах, на заправках и даже в квартирах на первом этаже. Обычно мне не отказывают в обмен на сувенир, оплату или улыбку.
— От генератора через альтернатор во время движения машины. Проще говоря, когда я еду, лишняя энергия накапливается в аккумуляторе и заряжает вэн.
В лесу при комфортной температуре воздуха, когда не нужен ни обогрев, ни кондиционер, я могу автономно простоять две недели. Энергия тратится только на мелочи: зарядку техники, посудомойку, фумигатор от комаров. Если я стою на парковке под палящим солнцем, кондиционер может сожрать всю энергию часа за четыре.
В моём вэне всё устроено так, как я мечтала
Всем, кто подумывает о своём автодоме, я рекомендую сначала взять автодом напрокат и отправиться в тестовое путешествие. Но я выбрала более дорогой вариант: купила свой вэн и первое время ездила в нём без отделки. Сначала у меня стояла только кровать и аккумулятор для зарядки техники. Так я доехала из Питера до Сочи и объездила весь юг России. Второй тестовый заезд я делала зимой, поехала на Эльбрус. За это время поняла, как расставить вещи, сделать автодом удобным именно для меня. Например, я увидела, что мне не нужна огромная кухня: я не готовлю сложные блюда. Если мне вдруг захочется борща, я всегда могу пойти в кафе.
Ещё я поняла, что провода должны быть спрятаны. У меня много техники: дроны, камеры, go-pro. Когда я ездила без мебели, провода путались и мешались. В финальном варианте я предусмотрела сейф, внутрь которого выведена розетка. Теперь я храню там технику и одновременно заряжаю её. Провода не торчат и не теряются. Также я спроектировала комфортное рабочее место. Я работаю онлайн и много сижу, поэтому мне важно, чтобы было удобно.
Ошибок в планировке у меня нет — всё так, как я мечтала. Дело в том, что я долго продумывала свой дом. В мечтах я проживала все моменты путешествия. Например, представляла, как захожу в дом, и надо помыть лапы собаке. Так появился душ на входе.
В России инфраструктура пока отстаёт от европейской
В Европе автодома давно популярны. Многие ездят и живут в них годами. В России же бум начался только с пандемией. Удалёнка позволила многим работать в путешествии. Домов на колёсах становится больше, но инфраструктура пока отстаёт.
Например, у меня есть бак для отработанной после душа и мытья посуды воды. Я не могу в городе создавать под собой лужу, поэтому собираю всю грязную воду, чтобы слить её позже. В Европе оборудованы специальные места для этого и на кемпингах, и просто вдоль трасс. В России такого не предусмотрено. Приходится сливать воду на обочину за городом, хотя это и неправильно. Я стараюсь делать это культурно и использую только биоразлагаемые моющие средства, чтобы не вредить природе.
Надеюсь, что у нас с годами появится инфраструктура для путешествий и больше возможностей доехать до красивых мест. И что процесс будет идти с двух сторон. Правительство организует урны, места для слива отработанной воды, удобные стоянки, соответствующие действительности карты. А люди будут убирать за собой мусор после пикников и выездов на природу.
Моя собака ведёт себя в машине как послушный ребёнок
В 2019 или 2020 году я купила первую машину, тогда ещё небольшую, и решила поехать в Карелию. Животных было не с кем оставить, и я решила взять их с собой. Мне повезло: с первой секунды и кошка, и собака спокойно вели себя в машине.
Моя кошка любит ходить на поводке. Она трусишка, далеко от вэна не уходит, хотя с удовольствием охотится на бабочек и наблюдает за всем вокруг. Она привязана ко мне и к собаке. Если мы рядом, у неё всё хорошо, где бы мы ни находились.
Собаке, в отличие от кошки, могут надоесть длинные перегоны. Поэтому я долго и активно гуляю с ней по утрам и делаю перерыв в середине дня, чтобы поиграть. Она ведёт себя в машине как послушный ребёнок: спокойно едет, спит, мультики не требует.
Однажды на меня чуть не напал финский дальнобойщик
Я никогда не жалела, что отправилась в путешествие в доме на колёсах, хотя тёмные моменты были. Однажды на меня попытался напасть дальнобойщик. Когда я была в Финляндии, русофобный водитель хотел выбить мне окна. На моё счастье, я услышала, как он выключил двигатель, вышел из машины и пошёл с лопатой в мою сторону. На парковке были только он и я. Поэтому я решила не проверять, чем закончится дело: просто прыгнула за руль и уехала. Именно из соображений безопасности у меня раздвижная перегородка между кабиной и салоном: мне не нужно выходить на улицу, чтобы сесть за руль.
Я стараюсь следовать разумным правилам безопасности. Не останавливаюсь там, где нет интернета. Стараюсь парковаться либо в очень людных, либо в совсем уединённых местах. Например, на парковке для дальнобойщиков, где много других водителей и машин, вполне безопасно. А если я решила переночевать в лесу, меня не должно быть видно с дороги. Ещё я всегда паркуюсь носом по направлению к выезду: так я смогу быстро уехать в случае необходимости.
Мне не хочется убеждать людей, что все должны жить в автодомах: все разные. Кто-то живёт в маленькой квартире, а кому-то нужен большой дом. Одним уютнее в деревне, а другие не представляют себя без мегаполиса и продуктового под боком. А я люблю жить в автодоме. Мне нравится просыпаться, открывать дверь и видеть озеро, в которое мы с собакой прыгаем вместо утреннего душа. Или любимую кофейню, где я могу купить кофе и свежий круассан. За дверью моего вэна целый мир.