Знать
11 августа 2021

Что считалось красивым в XX веке и как это повлияло на современность: спорт, анорексия и гламур

Привлекательность была тесно связана со спортом и худобой.

В XX веке стандарты красоты стремительно менялись: на это влияли войны, развитие индустрии моды, медиа и появление интернета. Разберём на примерах, как менялся женский идеал с Первой мировой войны до современности и почему.

Этот текст — часть спецпроекта «Стандарт красоты»

Стандарт красоты — условный эталон, который формируется под влиянием вкуса и исторической ситуации. Часто этот идеал подаётся как нечто незыблемое, но если изучить историю, становится ясно, что понятие привлекательной внешности постоянно менялось. Рассказываем, как трансформировалось восприятие красоты в разные времена.

Восток и свободные одежды

1910-е

Девушки Гибсона / The Weaker Sex / Wikimedia Commons

Перед Первой мировой войной в Америке появился новый идеал — девушка Гибсона. Образ создал американский иллюстратор Чарльз Гибсон, который опубликовал в журнале изображения девушек в разных ситуациях: они плавали, читали, катались на велосипедах или гуляли в одиночестве, оставаясь при этом довольно привлекательными. 

У девушки Гибсона была фигура с пышной грудью, узкой талией и широкими бёдрами. Также у девушки Гибсона была тонкая шея и высокая, слегка растрёпанная причёска. Завершал образ томный взгляд и чувственные полные губы. Девушки носили длинные платья, показывая лишь лодыжки — это считалось очень сексуальным. 

В Европе в моду вошло немое кино — девушки стали подражать известным актрисам и наносить яркий макияж. Также большой ажиотаж вызвали парижские гастроли балета Дягилева, «Русские сезоны». Публика была впечатлена экзотическими восточными костюмами — греческими хитонами, рукавами кимоно, сандалиями. Так в Европу пришла мода на античность и Восток — женщины носили шаровары, одежду с богатой вышивкой и были похожи на одалисок из гарема. 

Примерно в это время женщины наконец освобождаются от корсета. В этом прослеживается влияние американской танцовщицы Айседоры Дункан — она уже в 1903 году танцевала в полупрозрачной рубашке античного кроя, украшенная лишь шалью. 

Айседора Дункан. Arnold Genthe / Wikimedia Commons

Благодаря, в частности, ей в моду в Европе и в России вошла одежда со строгими линиями и свободными формами, похожая на туники Древней Греции — платья новых фасонов не сковывали фигуры и свободно струились до пола. 

В России в тот период в целом копировали западную моду — носили платья с завышенной талией и делали высокие причёски. Длинные волосы собирали в пучок и потом прикалывали к ним шляпу большими булавками. В моде были шарфики и боа.

Дерзкие «флэпперы», короткие платья и диеты

1920–1940-е

Первая мировая заставила многих женщин стать рабочей силой для фронта. Это пробудило в них ощущение независимости и самостоятельности. Когда в 1920 году американские женщины получили право голоса, начались «ревущие двадцатые».

В этот период появился новый идеал — озорная и дерзкая девушка андрогинного типа, «флэппер» — с мальчишеской фигурой, плоской грудью и короткой стрижкой «боб». Чтобы спрятать грудь, женщины носили утягивающие бюстгальтеры и одежду, скрывающую изгибы. В это время впервые в истории женщины отказывались подчёркивать свою женственность. Платья стали короче, плечи оголялись — двигаться и танцевать в таких нарядах было куда проще, чем в корсетах. 

Девушки-«флэпперы» / Wikimedia Commons

Но у новой свободы была и обратная сторона — именно с образа девушки-«флэппера» началась современная одержимость худобой.  Широко распространились домашние напольные весы и модные женские журналы, предвестники современных. Всё это усиливало у женщин недовольство собой — к своим фигурам они начали относиться необоснованно строго. 

Развитие моды на худобу совпало с развитием медицины — в 1920-х врачи стали получать больше информации об устройстве человеческого организма и регулярно наблюдать пациентов. Благодаря этому с того времени впервые начали официально фиксировать случаи пищевых расстройств.

В СССР были свои идеалы красоты. Частью государственной идеологии было здоровье нации, поэтому здоровая женщина считалась красивой. В связи с этим массовым явлением в советские годы был спорт. Среди женщин были популярны катание на лыжах и коньках, посещение волейбольных и других спортивных секций. При этом за худобой не гнались специально — не было ни фитнес-клубов, ни массового распространения диет, ни упражнений для похудения. Из макияжа активно пользовались помадой, пудрой и тушью. 

«Песочные часы» и ярко-красная помада

1930–1950-е

В 1929 году в Америке началась Великая депрессия и кризис, которые повлекли за собой проблемы с питанием и одеждой. На фоне этих событий худоба уже не казалась привлекательной, ассоциировалась с голодом и несла негативный смысл. 

После Великой депрессии и Второй мировой людям хотелось радости и веселья, и на фоне военного прошлого к упитанному телу относились хорошо. Новым стандартом красоты стала фигура «песочные часы» — с большой грудью и широкими бёдрами, но при этом стройными ногами и тонкой талией. Образцом красоты в США была Мэрилин Монро, в Европе — Брижит Бардо. 

Брижит Бардо / Wikimedia Commons

После войны в магазинах наконец-то появились недорогие модные платья и косметика, и девушки начали краситься и наряжаться. Трендами эпохи стали полные губы с ярко-красной помадой, объёмные причёски и в целом праздничный и ухоженный вид.

Мэрилин Монро / Wikimedia Commons

В России после Великой Отечественной войны стали открываться парикмахерские, где можно было сделать причёску и маникюр. Также в это время государство начало отправлять людей в санатории, откуда многие возвращались с прибавкой в несколько килограммов. Но после голодных военных лет полнота у советских женщин не считалась чем-то зазорным. В это время девушки начали копировать моду зарубежных журналов — шили платья по выкройкам, стали носить кардиганы и пиджаки. 

Экстремальная худоба как новый идеал

1960-е

1960-е стали временем открытий, идеализма и социального протеста. Началась женская эмансипация — женщины восставали против традиционных ценностей. В 1960 году в Америке одобрили продажу противозачаточных, в 1966 была основана Национальная организация женщин. 

На смену pinup-девушке в Европу и США пришёл новый идеал — супермодель Твигги, стройная девушка с телосложением подростка. Твигги была экстремально худой — при росте 166 см она весила 41 килограмм. Девушка стала иконой новой эпохи худых супермоделей.

Твигги / Wikimedia Commons

Ещё одной звездой с минимальным весом стала Одри Хепбёрн, которая даже после рождения двух детей весила 45 килограмм. Новый стандарт красоты диктовал исключительную худобу, добиться которой можно было только за счёт изнуряющих диет и физических упражнений. 

Что касается России, то в 60-х образцом красоты здесь выступала советская манекенщица Регина Збарская. Позже она стала известна во всём мире — в Париже её называли «самым красивым оружием Кремля», а позже прозвали «советской Софи Лорен». 

Регина Збарская. Обложка журнала «Мода»

Также в 60-х в России были известны манекенщицы Лёка Миронова и Елена Метёлкина.

Лёка Миронова / Public Domain

Распространение культуризма и анорексии

1970-е

К 70-м анорексия стала распространяться повсюду, случаи госпитализации девушек участились. При этом если у женщин в моде была худоба, то у мужчин — накачанное тело. Чтобы достигнуть желаемых форм, многие проводили в спортзалах часы напролёт, а некоторые культуристы не брезговали и допингом. В это время начала формироваться и мода на андрогинность — во многом благодаря мировым знаменитостям, таким как Дэвид Боуи и Марк Болан. 

В Европе 70-х начинает разрастаться индустрия моды и развлечений, стало популярно диско. Законодателями моды того времени стали музыкальные группы Boney M и Ottawan — они популяризировали пышные причёски и всё яркое и броское. Девушки делали объёмные стрижки и носили глубокие вырезы. В числе запоминающихся типажей эпохи называли актрис Анук Эме и Джейн Биркин. 

Анук Эме / Кадр из фильма «Мужчина и женщина»

В России 70-х в магазинах царил дефицит, так что платья себе шили сами. Российские девушки тянулись ко всему западному — например, тайно привозили из-за границы модную одежду. Это эпоха советского гламура, когда женщины начали активно пользоваться косметикой и делать химическую завивку. В тренде была культура хиппи. 

Модная одежда, аэробика и демонстрация успеха

1980-е

В Европе 80-х диско набрало максимальную популярность, и вместе с ним стали модны и его атрибуты — блеск, праздник и веселье. В Америке всё сильнее переплетались между собой понятия красоты и богатства. Сильное влияние на формирование стандартов оказали телевидение, модные журналы и реклама. Дизайнерские вещи — например часы Swatch и очки Ray-Ban — стали повальным увлечением, в моду вошла спортивная одежда Reebok, Nike и Adidas. Такие вещи показывали, что человек успешен. 

Об успехе, в частности, говорило здоровое и спортивное тело. Красивой стала считаться высокая и загорелая девушка, бёдра «идеала» уменьшились, но грудь оставалась по-прежнему большой. Важны были подкачанные руки и ноги. Словом, в моде был образ энергичной и подтянутой карьеристки. 

В моду вошли занятия по шейпингу и аэробике, а главным их идеологом стала актриса Джейн Фонда. Она открывала по всей стране клубы аэробики, где девушки тренировались по её методу. В 1981 году она выпустила книгу и видеоуроки, где женщины в ярких напульсниках и боди показывали упражнения, для которых требовались только гантели, коврик и стул. Упражнения были простыми и нескучными, прорабатывали все мышцы тела и сжигали калории. 

Смотреть ещё!

Идею Джейн подхватили супермодели Клаудиа Шиффер, Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста — они тоже стали выпускать свои видеопособия. Но мировую известность приобрели именно уроки Джейн. Миллионы женщин делали комплексы упражнений по этим видеоурокам, одержимые идеей приблизиться к спортивному идеалу. 

Смотреть ещё!

В России 80-х продолжался дефицит, зато в стране появился журнал «Бурда» и западные каталоги одежды, по которым женщины шили себе платья, продолжая копировать стиль и причёски зарубежных моделей. Продолжалась мода на броский макияж и яркую одежду. 

Эпоха моделей и «героиновый шик»

1990-е

90-е стали эрой супермоделей — сверхпопулярны были Синди Кроуфорд, Ева Герцигова, Наоми Кэмпбелл и Клаудия Шиффер. Затем в Америке появляется новое направление в моде — «героиновый шик». Впоследствии этот термин будет связан с антигламуром и гранжем. «Героиновый шик» зародился в 90-х, когда употребление героина стало популярным из-за резкого падения его цены на рынке.

Олицетворяла новый стандарт красоты очень худая девушка с прозрачной кожей. На эту роль идеально подошла супермодель Кейт Мосс — худая, с синяками под глазами и бледной кожей.

Кейт Мосс / Featureflash Photo Agency_Shutterstock

Из-за нового модного образа в США и Европе кардинально выросло количество случаев булимии, на это время пришёлся пик по уровню смертности от анорексии, а ожирение стало приобретать массовый характер — к 2000 году его диагностировали у 300 миллионов человек.

В России 90-х вместе с падением железного занавеса женщины получили возможность покупать недоступную прежде западную одежду. В моду вошли мини-юбки, платья, обтягивающие брюки и лосины, обувь на платформе. Людям хотелось выделяться, поэтому они массово наряжались в брендовую одежду от Nike, Adidas и Montana, которая была в большинстве случаев плохой подделкой. В моду вошли кислотные цвета, причём ярким мог быть любой предмет одежды — от шапки до лосин. В моде также были высокие причёски, обувь на высокой платформе и крупная бижутерия. 

Фитнес, загар и гламур

2000-е

В начале 2000-х стандартом красоты во всём мире всё ещё было худое тело. В 2010-х красивой снова считалась фигура «песочные часы» — большая грудь, тонкая талия, широкие бёдра, упругая попа с длинными ногами. Чтобы нарастить объёмы в нужных местах, женщины стали приседать на корточках и поднимать гантели. Вернулась мода на фитнес, но теперь вместо аэробики в тренде были йога, пилатес и другие виды спорта без отягощений. 

Выросла популярность пластической хирургии — женщины стали увеличивать грудь, «исправлять» нос и делать инъекции ботокса. Привлекательной считалась смуглая кожа, моду на которую ввели знаменитости — Дженнифер Лопес и Кристина Агилера. Чтобы добиться нужного оттенка, девушки посещали солярии и использовали автозагар. Тренд на смуглую кожу стал спадать только в 2008 году с выходом фильма «Сумерки». Ещё один тренд того времени — пирсинг пупка и языка. Примерами красоты того времени можно считать Бритни Спирс или Пэрис Хилтон. 

В 2009 году место самой красивой женщиной называли уже не певицу Бритни Спирс, а голливудскую актрису Анджелину Джоли. Главными «фетишами» десятилетия стала оливковая кожа, пухлые губы, высокие скулы и пушистые ресницы. 

Анджелина Джоли / Everett Collection_Shutterstock

И хотя к тому моменту уже существовало движение бодипозитива — оно появилось в 1996 году, — в популярной культуре разнообразия было мало: глянец называл красавицами только обладательниц стройных фигур вроде Анджелины Джоли и Кристины Агилеры. 

В 2004 году в США появился Facebook*, который за несколько лет стал самой популярной соцсетью в мире. Соцсети сильно изменили восприятие людей — в частности, предоставили больше информации о мире вокруг, сделали пользователей более осведомлёнными о других социальных группах и способствовали росту толерантности к тем, кто отличается от других. 

Уникальность и попытки принять разную внешность

2020-е

Сегодня мысль о том, что красота может быть разной, начинает укрепляться. Одним из главных причин исследователи считают смешение культурных и этнических традиций, вызванных миграцией и глобализацией человечества. Разные культуры объединяются, открытый доступ к информации ускоряет этот процесс.

В результате известные люди больше не боятся заявлять о своих отличиях и открыто обсуждать особенности внешности.  Яркий пример — канадская модель и активистка Винни Харлоу, которая известна тем, что сделала карьеру с витилиго, нарушением пигментации кожи.

В двадцать первом веке появляется всё больше моделей, репрезентующих разные типы внешности. Walter w. Brady / Puma. lev radin_Shutterstock

На модных показах всё чаще можно увидеть моделей с разными особенностями: есть модели plus size, девушки с веснушками и брекетами, лопоухостью и косоглазием. На подиум выходят транслюди и модели-андрогины, модели-альбиносы и модели в возрасте, на инвалидных колясках и с протезами. Тренд на разнообразие пока что только зарождается — необычных моделей на обложках журналов можно встретить не так часто, а реакция на них неоднозначна.

Современная мода пытается обратить внимание на разных девушек / страница Ким Кардашьян в Инстаграм*

При этом футуролог моды Джеральдин Уорри считает, что красота циклична, и даже даёт прогноз на следующие десятилетия: по её мнению, в 2068–2078 годах в моду войдут яркие дреды в африканском стиле, в 2078–2088 — панк-тату-граффити и камуфляжный макияж, символизирующие протест против цифровых технологий. 


В XX и XXI веке представление о женской красоте менялось под влиянием исторических событий. К женщинам предъявлялось много требований — от макияжа и причёски до норм веса. Многие из этих требований оказались губительными для здоровья: из-за нереалистичных стандартов, например, широко распространились расстройства пищевого поведения.

Благодаря появлению интернета и глобализации в обществе постепенно начинает расти толерантность к тем, кто отличается от стандарта, — и это можно считать отличительным признаком нашего времени.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
Нил Гейман не считает себя насильником, но готов взять ответственность за свои ошибки
Россиян хотят обязать заходить на «Госуслуги» перед покупкой секс-игрушек
Новые правила в соцсетях Марка Цукерберга разрешают называть женщин «домашней утварью»
Шик, блеск и змеи: 5 трендов украшений 2025 года
Назад в 2014-й: в российских кинотеатрах снова покажут аниме «Ветер крепчает»
7 советов, как купить дешёвые авиабилеты