Комментарии

5 правил красоты, которые больше не актуальны

Почему больше не стыдно ходить без макияжа, носить седые волосы, не прятать растяжки на коже и любить каждую особенность тела. Разбираемся, как изменились стандарты красоты.

«Седину надо закрашивать»

Cедые волосы у женщин часто воспринимают как признак старости. А быть старой — «не круто». В 2020 году художницу Александру Грант, подругу Киану Ривза, в таблоидах осудили за незакрашенную седину: «Она выглядит так же, как его 76-летняя мама».

На самом деле седина не обязательно связана с возрастом. В среднем женщины седеют после 40 лет, но серебристые пряди в волосах иногда появляются и раньше. Причинами ранней седины могут быть стресс, определённые проблемы со здоровьем, нехватка витаминов группы В и даже наследственная предрасположенность.

Под влиянием навязанных стандартов красоты женщины часто скрывают седые волосы. Тратят на это время и силы. Процедура окрашивания занимает минимум час. А приводить в порядок отросшие корни приходится один-два раза в месяц. Не говоря уже о том, что краска для волос, даже самая дешёвая, стоит денег.

Но если ещё несколько лет назад женским седым волосам поп-культура говорила однозначное «нет», то сегодня у женщин есть выбор. И многие знаменитости выбирают естественный цвет волос. Не закрашивают седину, например, звёзды сериала «Секс в большом городе» Сара Джессика Паркер и Синтия Никсон,  фичер-директор британского Vogue Сара Харрис, актрисы Дайан Китон и Энди Макдауэлл.

«Я думаю, седые волосы — это очень красиво. Это чёртова свобода!»,

 Трейси Каннигхем, колористка Дженнифер Лопес, Хейди Клум, Шарлиз Терон и других знаменитостей.

Даже производители косметики почувствовали новую тенденцию и стали выпускать больше специальных продуктов для ухода за седыми волосами.

«Ноги и подмышки надо брить»

Неестественно гладкая кожа — стандарт красоты и ухоженности. Даже в рекламе бритв и кремов для депиляции не показывают волосы. Лезвием водят по идеально гладкой, кукольной голени. Есть даже компактная бритва, без которой героиня рекламного ролика не может отправиться на обед, ведь её ноги недостаточно гладкие. Из-за навязанных рекламой и СМИ стереотипов женщины тратят уйму времени на процедуры удаления волос, которые часто ещё и довольно болезненны.

Естественные волосы на теле женщины кажутся неприличными и шокирующими. В 1999 году на премьере фильма «Ноттинг-Хилл» Джулия Робертс появилась в эффектном красном платье с коротким рукавом. Актриса улыбалась фирменной широкой улыбкой и приветливо махала журналистам и поклонникам рукой. На получившихся снимках у звезды можно заметить волосы на подмышках. Тогда это вызвало бурное бурное обсуждение в прессе. Позже актриса рассказала, что она не учла длину рукава и это была случайность. 

Прошло больше двадцати лет, а небритые подмышки звёзд всё ещё обсуждают в прессе. В 2017 году волосы на теле продемонстрировала актриса и певица Пэрис Джексон. Год спустя — актриса Амандла Стенберг. А на Met Gala 2021 с небритыми подмышками появилась дочь Мадонны, актриса Лурдес Леон.

Ситуация постепенно меняется. Волосы на женском теле перестают преподносить, как что-то гадкое и противоестественное. Девушек с небритыми ногами и подмышками всё чаще можно увидеть в рекламных и коммерческих съёмках. Например, в рекламе Dove и Nike. Модель Арвида Бисторм принципиально не делает эпиляцию, и это не мешает её работе. 

«Кожа должна быть идеальной»

Долгие годы модные журналы и реклама формировали недостижимый образ красоты. Модель на обложке — стройная девушка с гладкой кожей. Но даже её внешность дополнительно ретушируют и делают ещё более далёкой от реальности.

Обычные девушки сравнивают отражение в зеркале с обработанными фотографиями моделей и начинают считать особенности своего тела недостатками. Американская организация «Мальчики и девочки Америки» вместе с компанией Dove провели исследование и выяснили, что 67% девушек редактируют селфи, чтобы скрыть одну или несколько особенностей тела. В итоге они привыкают к отретушированной версии себя и с трудом принимают реальную внешность. 37% девушек считают, что без фильтров выглядят недостаточно хорошо.

Некоторые особенности, например целлюлит, морщины, растяжки, не представляют опасности для здоровья. Это показатели естественного течения жизни: так тело реагирует на происходящие с ним изменения. Но из-за навязанного идеала красоты особенности вполне здорового тела перестают считать нормальными. Девушки скрывают их с помощью одежды, косметики или ретуши, пытаются искоренить дорогостоящими средствами и процедурами.

Сегодня некоторые страны уже пытаются препятствовать формированию нереалистичных стандартов красоты. Например, летом 2021 года в Норвегии вышел закон, по которому отретушированные коммерческие фотографии обязаны отмечать специальной маркировкой. За несоблюдение нового закона грозит штраф, а в некоторых случаях — тюремное заключение.

Бренды тоже не отстают и показывают, что любая кожа красива. Dove использует в рекламе обычных женщин, а не моделей. Нижнее бельё демонстрируют девушки с естественной кожей. H&M для своей свежей рекламной кампании выбрал девушку с акне. 

В среде знаменитостей тоже происходят изменения. Британская актриса Кейт Уинслет запретила ретушировать своё лицо и тело для сериала «Мейр из Исттауна». А одна из самых популярных моделей на сегодня — девушка с кожной болезнью витилиго Винни Харлоу.

«Нельзя выходить из дома без макияжа»

«Красота — это сила. А косметика позволяет взять силу в свои руки» — говорят в рекламе косметического бренда L’O­re­al Paris. Женщина должна быть безупречна в любой ситуации, даже в бассейне и во время пробежки. А поможет в этом тональный крем. В рекламе косметики продают не помаду и тушь, а молодость, успех и яркую жизнь.

Согласно опросу 2017 года, больше половины американок красились практически каждый день. Интересно, что этот показатель не зависел от возраста женщин. 41% носили макияж даже дома, а около 20% — во время тренировок в спортзале.

Некоторые женщины прибегают даже к перманентному макияжу. По сути, это татуировки на лице, имитирующие стрелки на веках, накрашенные губы или брови. Татуаж делают даже на ареолах груди. Нанесение перманентного макияжа может быть довольно болезненным. После него кожа опухает, становится чувствительной и требует специального ухода до полного заживления. Тем не менее женщины готовы делать татуаж, чтобы «выглядеть красиво даже спросонья».

«Проблема с косметикой существует только тогда, когда без неё женщины чувствуют себя неприметными и не отвечающими ожиданиям общества. Когда личность женщины свободна, красивая одежда и всякого рода „женские штучки“ могут доставлять ей массу удовольствия»

Наоми Вульф, «Миф о красоте»

Сегодня в поп-культуре всё чаще говорят о том, что макияж может быть творческим хобби, средством самовыражения. Но он не должен превращаться в обязанность и источник уверенности в себе. Многие звёзды сегодня появляются на публике без косметики. Скарлетт Йоханссон и Кейт Уинслет позировали без макияжа для Van­i­ty Fair. Своё лицо без макияжа выкладывают в инстаграм Гвинет Пэлтроу, Адель, Леди Гага, Шерон Стоун и многие другие.

Во время пандемии многие женщины отказались от ежедневного макияжа. Затраты на косметику в Великобритании и США уменьшились на 48 и 36% соответственно. Производители тоже ощутили ветер перемен и начинают делать ставку не на декоративную, а на уходовую косметику. Например, в инстаграме L’O­re­al рассказывают главным образом о кремах и сыворотках, а не о помадах и румянах. На фотографиях можно увидеть лица если не с полным отсутствием макияжа, то с его минимумом.

«В рационе обязательно должна быть диета»

Движение бодипозитива началось ещё в нулевых. Его основная идея — любое тело красиво и заслуживает любви. Несмотря на появление в глянце и рекламе моделей разной комплекции, для обычных женщин вопрос пока остаётся сложным. 

У некоторых похудение превратилось в хобби. Женщины годами ограничивают рацион. Занимаются спортом не ради здоровья и удовольствия, а чтобы наконец влезть в джинсы на два размера меньше. Согласно результатам опроса, проведённого с 2013 по 2016 год, 56% американок пытались сбросить вес в течение последних 12 месяцев. В России 90% женщин хотя бы однажды соблюдали диету, а около 30% делают это всю жизнь. 

Клинический психолог, автор книги «Тело, еда, секс и тревога: Что беспокоит современную женщину» говорит, что диетическая культура превратилась в религию «с её ритуалами, моделями-иконами, жёсткими табу и наказанием ослушавшихся: если ты ел после шести, тебя ждёт расплата в виде лишних килограммов и ты обязан искупить их в спортзале».

«​​Недавно я задумалась: как выглядела бы моя жизнь, если бы я не тратила столько сил на „исправление“ своего тела? Если бы смотрела на себя в зеркало без отвращения и ужаса, а с уважением?»

Настя Красильникова, блогерка и журналистка

Сегодня общественный взгляд меняется. Диетологи всё чаще говорят о вреде строгих диет и запретов. Лидеры мнений транслируют бодипозитивное отношение к себе и внимание к возможностям тела, а не к внешности. Например, журналистка Маша Арзамасова показывает, как важно наслаждаться движением «неидеального» тела. Певица Liz­zo носит откровенные наряды и не стесняется себя. Нижнее бельё демонстрируют женщины разной комплекции. А плюс-сайз-модели не скрывают свои ямочки и складочки. 

Иллюстратор: Аника Турчан

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.