Знать

От Дракулы до Эдварда Каллена: как менялся образ вампира в поп-культуре

Образ вампира в поп-культуре сильно менялся на протяжении времени: от олицетворения абсолютного зла до сложного противоречивого героя. Если граф Дракула Брэма Стокера олицетворял собой викторианские страхи перед болезнями и запретной сексуальностью, то Эдвард Каллен из саги «Сумерки» стал символом подростковых тревог и романтики. Два этих амплуа объединил Люк Бессон в своём фильме «Дракула», который выходит в российский прокат 11 сентября. Выяснили, как вампиры появились в массовой культуре, и проследили эволюцию их образов.

От страха до соблазна: какими изображала вампиров литература

Вампиры пришли в поп-культуру из фольклора, где представлялись отвратительными монстрами. Рассказы о пугающих существах, проливающих кровь жертв, есть во многих культурах. Так, одни из первых упоминаний можно найти ещё в мифологии Месопотамии. Месопотамская Ламашту изображалась с головой льва и телом осла, и считалось, что она приносит людям болезни и смерть. В греко-римской мифологии вампироподобными существами были эмпусы — женщины-демоны с ослиными ногами, соблазнявшие мужчин и пившие их кровь. В дальнейшем писатели часто изображали вампиров как существ, пробуждающих в людях не только ужас, но и желание.

«Вампир», Г. А. Оссенфельдер (1748)

Одним из первых художественных произведений по теме стало стихотворение Генриха Августа Оссенфельдера «Вампир», где у образа можно увидеть и эротический подтекст: 

Пока ты сладко дремлешь,
Твой свежий пурпур с щёчек
Я высосу внезапно.

Ох, как перепугает
Тебя моё лобзанье,
Мой поцелуй вампирский!

Укус становится метафорой физической близости, где вампир выступает опытным соблазнителем, а жертва — объектом желания.

«Вампир», Дж. У. Полидори (1819)

Английский писатель Джон Уильям Полидори наделил вампира романтическими чертами. В своей новелле «Вампир» он создал образ аристократичного и харизматичного вампира лорда Рутвена, навеянный личностью лорда Байрона. Главный герой новеллы представлен как высокий, статный мужчина, который легко влюбляет в себя женщин и входит в общество высшего света. Он всегда одет по последней моде, а также «смертельно бледен», что не только было чрезвычайно модным в Европе XIX века, но и отражало его принадлежность к потустороннему миру. За внешним обаянием лорда Рутвена другие персонажи порой неспособны были разглядеть его вампирскую сущность. 

«Дракула», Брэм Стокер (1897)

Роман, который принёс настоящую популярность историям про вампиров. Некоторые исследователи утверждают, что образ Дракулы связан с Владом III — реальным правителем Валахии XV века, известным жестокостью и наделённым прозвищем «Цепеш», или Колосажатель. Он казнил врагов, сажая на кол, что стало символом его беспощадности. Отец Влада, Влад II, был членом Ордена Дракона (рум. Dracul), что означало «дракон» или «дьявол». Влад III унаследовал имя Дракула. 

Дракула Брэма Стокера — аристократ с горделивой осанкой и благородными манерами, но при близком контакте собеседники замечают его острые зубы, длинные крючковатые ногти и бледную кожу. По сюжету герой переезжает из Трансильвании в Лондон, тем самым олицетворяя страх викторианского общества перед «чужеземным» злом, проникающим в английскую цивилизацию. В Англии Дракула соблазняет женщин, нарушая строгие нормы приличия.

Его укусы — акт физической близости, любые проявления которой морально неприемлемы для общества того времени. Жертвы Дракулы превращаются из «чистых» девушек в чувственных и агрессивных существ, что символизирует викторианский страх перед сексуальной раскрепощённостью.

В Лондоне того времени буйствовало множество смертельных заболеваний. Вампиризм у Стокера ассоциировался с сифилисом и туберкулёзом. Кровь — переносчик заразы, а укус — как болезнь, истощающая жертв.

Роман объединил в себе страхи викторианской эпохи: сексуальность, болезни и смерть. Дракула Брэма Стокера — чужеземец, который принёс в Лондон смуту, болезнь и распущенность.

Романтика и глубина: какими изображало вампиров кино

Вампирские образы из литературных произведений нашли отражение в кинематографе, который появился уже в начале XX века и стал стремительно развиваться. Некоторые кинокартины стали по-настоящему знаковыми. Постепенно вампиры становились не только страшными и одновременно соблазнительными существами, но и по-настоящему сложными персонажами. 

«Носферату, симфония ужаса» (1922)

Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса»

Адаптация романа Брэма Стокера «Дракула» немецкого режиссёра-экспрессиониста Фридриха Мурнау считается классикой хорроров. Режиссёр изменил имена главных героев, но в основном сохранил сюжет романа. Кстати, вдова Брэма Стокера Флоренс Бэлкам фильм не одобрила: после выхода картины она подала в суд за нарушение авторских прав и выиграла дело.

Граф Орлок из Трансильвании намеревается купить дом и обращается к агенту Томасу Хуттеру. Хуттер покидает Висборг, прощается с возлюбленной Элен и отправляется в опасное путешествие для заключения сделки. Однако всё оборачивается катастрофой: в Висборге начинают находить трупы, жители впадают в панику. Элен, прочитав легенды, решает спасти людей и отправляется на смертельное свидание с Орлоком.

В фильме «Носферату» таинственный граф Орлок изображён долговязым существом с длинными когтями, острыми ушами и выступающими клыками. Он далёк от романтического образа и является воплощением древнего зла из мифов и легенд. 

Появление Орлока в Висборге вызывает в городе волну загадочных смертей, которые напоминают гибель от чумы. Режиссёр часто использует экспрессионистские приёмы, чтобы сделать кадры по-настоящему пугающими. Например, тень вампира, ползущая по стенам, вызывает у персонажей немой ужас, даже когда сам вампир не в кадре. За образом вампира в фильме скрылись общие страхи эпохи — от последствий Первой мировой войны до пандемий и социальной нестабильности. 

«Дракула» (1931)

Кадр из фильма «Дракула»

Агент по недвижимости Ренфилд отправляется в Трансильванию, чтобы подписать договор с графом Дракулой, который желает приобрести старинное аббатство Карфакс в Лондоне. Местные жители предупреждают англичанина о мрачной славе замка Дракулы и уверяют, что в его стенах обитают злые духи. Несмотря на предостережения, Ренфилд решает продолжить своё путешествие.

Фильм стал первой официальной экранизацией романа Брэма Стокера. Дракула в одноимённом фильме Тода Браунинга и Карла Фройда всё ещё монстр, но уже в исполнении привлекательного и харизматичного актёра. Образ графа-вампира от Белы Лугоши оказал огромное влияние на последующие интерпретации вампиров в голливудском кино и поп-культуре.

После выхода картины в массовой культуре закрепился образ вампира как создания, лишь отдалённо напоминающего человека, но существа обаятельного и притягательного. 

«Дракула» положил начало волне успешных фильмов ужасов студии Universal Pictures («Франкенштейн» (1931), «Мумия» (1932), «Человек-невидимка» (1933)), а также стал первой вампирской франшизой: через пять лет вышла «Дочь Дракулы», в 1943 году — «Сын Дракулы», а ещё два года спустя — «Дом Дракулы».

Долгое время вампир оставался пусть и элегантным, но всё же довольно клишированным образом из хорроров. Новый виток развития в поп-культуре вампиризм получил только спустя более чем полвека.

«Интервью с вампиром» (1994)

Кадр из фильма «Интервью с вампиром» 

Журналист, охотящийся за сенсациями, получает загадочное приглашение от вампира, который хочет поведать репортёру историю своей жизни. Всё началось в 1791 году, когда молодой плантатор Луи потерял семью — жену и ребёнка. Тогда он мечтал о смерти, но судьба распорядилась иначе. Луи обрёк себя на вечную жизнь, став «рождённым для мрака».

В фильме Нила Джордана «Интервью с вампиром», снятом по одноимённому роману Энн Райс, кровопийц начинают волновать вопросы гуманизма. Главные роли в экранизации исполнили Брэд Питт и Том Круз, которых для роли не сильно гримировали, оставляя образы приближенными к человеческим. Луи и Лестат в их исполнении — обеспеченные вечно молодые статные мужчины, джентльмены с элегантными манерами. Но Лестат жесток и практически полностью подчинён своей тёмной сущности, а Луи не может смириться с образом жизни вампира, одинок и страдает от этого. 

«Сумерки» (2008)

Кадр из фильма «Сумерки»

Семнадцатилетняя Белла переезжает к своему отцу в тихий городок Форкс. Там она знакомится с загадочным одноклассником, который оказывается представителем рода вампиров, решивших не нападать на людей. Полюбить вампира — это страшно? Это может быть романтично, волнующе и болезненно, но вряд ли приведёт к счастью. Особенно в условиях вечной вражды между вампирскими кланами, где любое отличие от других делает тебя врагом.

Историю о льве, влюбившемся в овечку, знают все. Первая часть цикла вышла в 2005 году и вошла в национальную пятёрку бестселлеров США. Любовный интерес главной героини Беллы, вампир по имени Эдвард, скорее больше похож на мистера Дарси из романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», чем на монстра из «Дракулы» Брэма Стокера. Эдварду близки повадки джентльмена минувшего века, он галантен и заботлив. Он контролирует вампирский голод и борется со своей сущностью монстра ради любви. 

Экранизация саги «Сумерки» — знаковое событие для поп-культуры. Фильмы до сих пор имеют сильную фанбазу и огромное влияние. В этой вселенной вампиры человечны, но в то же время они супергерои, обладающие магическими способностями. Семья Калленов богата, привлекательна и притягательна.

«Дракула» (2025)

Дракула Люка Бессона жесток, мало напоминает героя романтических фильмов, но этот персонаж умеет страстно и незабвенно любить.

Граф Влад II, известный как Дракула, живёт ради своей любви к жене, принцессе Елизавете. Когда он возвращается с войны, которую вёл во имя веры, то узнаёт о смерти супруги. Убитый горем, мужчина проклинает бога за эту утрату. А узнав, что его возлюбленная может возродиться, он отрекается от всего и обрекает себя на бессмертие. Спустя 400 лет герой вновь встречает свою любовь в образе юной Мины.

Вампир, потеряв любимую женщину и всякую надежду на её перерождение, тонет в пучине апатии. Режиссёр продолжает развивать тему психологизма в образе вампира. «Дракула» Люка Бессона — это попытка исследовать личность героя, прожившего не один век, потерявшего всякую надежду и возрождающегося в любви.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
ТЕСТ: Какие слова вам нужно услышать до конца года? Подскажет фея Винкс!
Google назвал фильм, который чаще всего искали в сети в 2025 году. В нём играют российские актёры!
Как играть в «Тайного Санту»: в офисе, дома и с друзьями
Главным цветом 2026 года по версии института Pantone стал «облачный танцор»
Больше не Чёрная Вдова. Скарлетт Йоханссон после фильмов Marvel решила присмотреться к вселенной DC
Глава HBO Max объяснила, почему новая экранизация «Гарри Поттера» не разочарует ни одного поттеромана