Комментарии

Доступно ли современное искусство для людей с обычной зарплатой? Интервью с арт-дилером

Как понимать современное искусство

Современное искусство многим кажется непонятным и ориентированным на какую-то узкую аудиторию эстетов. Нам стало интересно, как во всём разобраться и можно ли начать коллекционировать работы художников, если ты обычный человек.

Мы поговорили с арт-дилером Люси Виноград — организатором фестиваля Ever­Art Week­end, который пройдёт в эти выходные. Она рассказала, с чего стоит начать знакомство с современным искусством и за какие деньги можно купить что-то интересное. 

На сайте фестиваля вы пишете, что миссия проекта — показать, что современное искусство доступно каждому. Что это значит?

Мы хотим сделать искусство понятным для новичков. За три дня фестиваля можно узнать основные тенденции, познакомиться с молодыми художниками и с людьми, которые их критикуют. Мы стараемся говорить об искусстве доступным языком, потому что за большинством сложных терминов скрываются очень интересные смыслы, которые, если их распаковать, доступны широкому кругу людей. И если людям дать ключи к пониманию работы, то они сами соберут картинку, основываясь на своих ощущениях. 

То есть, в принципе, не нужно специально учиться, чтобы начать разбираться?

Конечно. Самое главное и самое прикольное в искусстве — то, что ты чувствуешь. Важно, какие ассоциации оно вызывает лично у тебя. Оно может твой мозг заставить работать по-другому и показать то, с чем ты никогда в жизни не сталкивался. Например, приходишь в Лондонскую галерею, а там выставка художника, который последние десять лет посвятил исследованию привидений в сети — ему кажется, что в интернет-кабелях живут привидения. И вся выставка этому посвящена. Вам когда-нибудь придёт в голову, что в сети живут привидения?

Вы правда считаете, что современное искусство может быть интересно всем?

Не совсем. Но я вижу, что растёт количество людей, которые уже в молодом возрасте начинают вовлекаться в культурное пространство: им уже не так интересно ходить по тематическим музеям, в которых всё понятно, они начинают искать что-то большее. Что-то, что они могут обсуждать, на что могут сами влиять. Современного художника можно найти в инстаграме, начать с ним общаться, приезжать в студию, так или иначе влиять на его творчество — например, заказать работу. Это круто.

Семён Файбисович, «На пределе», 2020, цифровая печать, холст. Работа будет представлена на выставке ГУМ-Red-Line

С чего начать своё знакомство с современным искусством? 

Смотря какая цель. Чтобы просто погрузиться в тему, можно сходить в Музей современного искусства на Петровке или на Гоголевской набережной в Москве.

Если мы говорим о коллекционировании, то можно начать с галерей с хорошей репутацией, которые мы собрали на фестивале — это и Музей Стрит-арта, и Anna Nova Gallery, и ART4. Ещё бы советовала обратить внимание на арт-ярмарки. Например, на нашу московскую Cos­moscow.

А что делать людям из регионов? 

Я сторонник того, что начинать надо с лучшего. Если ты живёшь в небольшом городе, где Центра современного искусства нет, то интернет в помощь. Я бы начала с музея «Гараж»: у них в социальных сетях много доступной информации. Кроме того, они вообще хорошую просветительскую работу ведут: курсы, лекции, конференции — всё доступно онлайн.

Какие темы сейчас актуальны или, возможно, лучше продаются? 

Это вообще две разные вещи — актуальны и лучше продаются. Большую роль играет географический контекст. Основные темы мирового, именно концептуального, искусства сейчас — миграция, гендерное равенство, инклюзивность. На любой биеннале обязательно представлены проблемы беженцев, афроамериканцев или женщин, которых угнетают на Среднем Востоке. Могу выделить мексиканскую художницу Терезу Маргулис, которая работает с этими темами. У неё есть известный фотопроект, посвящённый трансгендерным секс-работницам.

В России по ряду причин в концептуальном искусстве актуальна политическая повестка и вопросы экологии. Но арт с мощной смысловой нагрузкой не всегда хорошо продаётся.

А что тогда хорошо продаётся? 

Это можно посмотреть в аналитических отчётах банка UBS либо TEFAF (The Euro­pean Fine Art Fair — старейшая ярмарка искусств. — Примеч. ред.). Несмотря на то, что появились разные новые формы искусства — инсталляции, перфомансы, dig­i­tal-арт, видеоарт — лучше всего по-прежнему продаются картины. Всё-таки декоративная функция искусства никуда не делась, но скульптуры ставить не у всех жилищные условия позволяют. Или представьте, что в квартире 24/7 работает телек с каким-нибудь видеоартом или документациями перформанса Марины Абрамович, где она вырезает себе на животе ножом. Жить в пространстве нужно с искусством, которое радует глаз и успокаивает.

Вернёмся к миссии проекта Ever­Art. Вы хотите донести до людей, что искусство — это не роскошь, и изучать и покупать его — это хороший вариант досуга для всей семьи. Но есть ли возможность покупать искусство для людей со средним доходом?

А что значит недорого? Давайте обозначим рамки. Для кого-то 5 тысяч долларов недорого, а для кого-то 5 тысяч рублей уже много. 

Давайте обозначим как максимум 30 тысяч рублей — для вчерашних студентов это очень ощутимая сумма.

В таком случае, я бы начинала с тиражной фотографии и новых медиа (всё, что создано с помощью компьютерных технологий и существует в онлайн-формате. — Примеч. ред.). Обратите внимание на галерею «Глаз: у них на сайте очень хорошая подборка российских и мировых фотографов. Мне очень нравится Фёдор Савинцев и его фотопроект «6 соток». 

View this post on Instagram

Ну поехали. Я уже настолько привык к этой фотографии, что был период когда стеснялся ее, мол, ну не может же быть, что одна работа так выстреливает, у меня же и других работ много достойных, а потом растворился в ней и принял. Тогда-то и возникло желание исследовать ее, и я начал искать этот поселок. Выстраивал маршруты вертолета и ничего не сходилось, вот тогда и поехал в Архангельск. Ну все это можно прочитать в журналах, по теме много вышло материала. Вам же будет интересно знать, что эта фотография, которая осталась в напечатанном виде всего лишь в одном экземпляре, чистая удача. Я не продумывал ее, она появилась спонтанно, на скорости ми8, успел снять всего несколько кадров в жуткой недодержке и так же внезапно все исчезло. Сейчас эта фотография уже знаковая, определила целое направление в моей работе и я ей благодарен, что она смогла раскрыть интересную тему архитектуры и цвета.

A post shared by Fyo­dor Sav­int­sev (@fsavintsev) on

Не менее интересен Жан Кристоф Куэ, серия The Blood of col­or. Абстрактная фотография достаточно сложная вещь, и у него хорошо получается.

Не проходите мимо ограниченного тиража принтов, если нравится какой-то конкретный автор. Иногда бывает, что и объекты можно приобрести за небольшую стоимость, но это надо выискивать. У нас в фестивале участвует музей Street Art в Питере, они проводят ежегодную ярмарку доступного искусства. Я была у них два года назад, приобрела за 20 тысяч рублей абстракцию «Небо над Питером» неизвестного художника. Но, по-честному, 30 тысяч рублей — это себестоимость работы, и то не всегда.

Получается, покупать современное искусство могут позволить себе только состоятельные люди? Нет никакой ниши для людей с обычной зарплатой?  

Если мы говорим про большие интерьерные работы, которые стоят больше 30% от дохода человека, то да, придётся подкопить. Если очень нравятся работы, есть и неочевидный вариант — подружиться с художником и оказывать ему профессиональную помощь по бартеру. К примеру, специалист по SMM может сделать инстаграм-страничку и помогать с раскруткой. Это очень распространённая история. Если действительно хочешь, то вариант, как мне кажется, всегда найдётся.

Если искусство вам интересно больше с исследовательской точки зрения, то я бы лучше вкладывала деньги в поездки, в арт-события, посещения выставок. Поверьте, радость от того, что вы поедете на рижскую биеннале, будет больше, чем вы купите какую-нибудь фотографию за те же деньги. Я сама начала коллекционировать только недавно.

Почему люди начинают коллекционировать? 

Главная причина — появляются деньги и желание эстетизировать свою жизнь. Человеку хочется, чтобы, когда он приходил домой, его встречали не серые стены и обои, а что-то уникальное. Это персонификация своего жизненного пространства. 

А можно ли рассматривать современное искусство как инвестицию? 

Фотографии за 30 тысяч, если честно, вряд ли. Если, конечно, автор, которого ты купил, вдруг не станет суперзвездой. Если интересна стабильная прибыль, нужно вкладываться в художника, который регулярно показывает качественный перформанс и у него уже есть какая-то определённая история продаж. Это гарантия ваших инвестиций.

Сергей Борисов, «Полёт», 2020, желатино-серебряная печать. Работа будет представлена на выставке «Новые смыслы»

Вы упоминали новые формы в искусстве: перформансы, инсталляции, dig­i­tal-art. Есть ли у них какие-то преимущества над традиционными формами?

Это очень максималистский вопрос. Какое преимущество у шара над кружочком? Никакого. Это разные абсолютно плоскости. Я бы их не сравнивала.

А с точки зрения художника? Разве не появляются новые возможности для самовыражения? 

С точки зрения художника, конечно, простор для высказывания существенно шире. Но для коллекционера я пока не вижу преимуществ. Точнее, это даже разные виды коллекционирования. Видео-арт, перформанс, новые медиа в основном собирают институции (музеи, некоммерческие фонды), которые ставят своей целью сформировать пласт истории и передать его потомкам. А те коллекционеры, которых я условно называю интерьерными, покупают флэт-арт — картины, фотографии, принты, гравюры. 

Напоследок расскажите, что точно стоит посмотреть на фестивале в эти выходные?

Главная тема этого года — искусство на расстоянии. Понятно, навеяно контекстом. И мы будем разбираться, как вообще в принципе может существовать искусство с экранов телефонов и ноутбуков. Потому что аура экспозиционного пространства влияет на ощущения человека, которые он получает от произведения искусства.

Я бы посоветовала изучить весь блок, посвящённый dig­i­tal-art (цифровому искусству), чтобы узнать, какое будущее у современного искусства. Ещё я бы точно сходила «в гости» ко всем художникам: для меня лично очень интересен процесс создания картины и то, в какой обстановке это происходит. Например, можно заглянуть на арт-завтраки с Олей Кройтер и Андреем Бартеневым.

С 3 июля по 5 августа на сайте фестиваля  Ever­Art Week­end будут доступны больше 25 бесплатных выставок — оцифрованные коллекции работ российских и зарубежных художников. Некоторые работы можно будет купить в формате принтов.

Кроме того, с 3 по 5 июля пройдут лекции, мастер-классы и встречи с художниками — трансляции тоже можно смотреть бесплатно в фейсбуке и инстаграме проекта. Участие в беседах платное: если хочется лично пообщаться со спикерами, нужно купить билет. 

Обложка: Вика Анистратова. В коллаже использована работа Вовы Перкина «Дури напор», 2018.

Окончила факультет журналистики. Люблю кино, сериалы и детские книги, смотреть и читать киноразборы, слушаю много образовательных подкастов о поп-культуре и знаю ответ на вопрос «что бы такого посмотреть?».

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.