В 1987 году в прокат вышел фильм «Грязные танцы». Он обрёл культовый статус, принёс славу Патрику Суэйзи и прочно закрепился в поп-культуре. Финальную поддержку цитируют в рекламе, на свадьбах ставят танец Бейби и Джонни. Саундтрек стал едва ли не более известным, чем сам фильм. Рассказываем, через какие сложности пришлось пройти его создательницам Линде Готтлиб и Элеанор Бергстейн и как снимали самые узнаваемые сцены фильма «Грязные танцы».
«„Грязные танцы“ — название на миллион долларов». Как возникла идея фильма
Всё началось с танцев. Сценаристка Элеанор Бергстейн в молодости пропадала в клубах, где любили грязные танцы — страстные, не похожие на популярные мамбу, пачангу или ча-ча-ча. В документальном фильме Netflix она рассказала, что впервые попыталась вывести сексуальные танцы на большой экран в 1980 году. Это была мелодрама «Теперь мой ход» с Майклом Дугласом и Джилл Клёйберг в главных ролях. В сценарии Бергстейн прописала соблазнительную танцевальную сцену, но режиссёр её вырезал и перешёл сразу к главному — сексу. Тогда Элеанор Бергстейн решила придумать такой сюжет, из которого убрать танцы не получится. Так родилась идея фильма о двух сёстрах, отдыхающих с родителями на дорогом курорте.
Бергстейн основывалась на собственных детских воспоминаниях. Она с родителями часто проводила лето на курорте Кэтскилс и целыми днями пропадала в танцевальной студии. Все звали её Бейби, хотя родители дали ей серьёзное имя Элеанор в честь Элеаноры Рузвельт. (Настоящее имя кинематографической Бейби — Фрэнсис, в честь Фрэнсис Перкинс, первой женщины в кабинете министров США.)
«Для фильма я взяла многое из своей жизни, но это не история моей жизни».
Элеанор поделилась идеей фильма с продюсеркой Линдой Готтлиб. Линду история не впечатлила. Она попросила Элеанор рассказать побольше о себе. «Я выросла в Бруклине, мой отец был доктором, и я была из тех подростков, что по вечерам танцевали грязные танцы», — ответила Элеанор. «„Грязные танцы“ — название на миллион долларов! А теперь мы придумаем историю», — решила Линда.
Сценарий был закончен в 1985 году. Получилось сложное, глубокое кино, в котором кроме танцев поднимают проблемы социального неравенства и подпольных абортов.
«Если снять документальный фильм о нелегальных абортах, его увидят только те, кто с вами и так согласен. Но если вы поместите этот сюжет в мюзикл, где полно романтики и красивой одежды, это удивит людей, заставит их задуматься о том, о чём раньше они не думали».
«Слишком девчачье кино». Как Линда Готтлиб получила 42 отказа от киностудий
Когда сценарий был готов, Линда начала искать компанию, которая возьмётся за съёмки. Она была настроена решительно. Приносила сценарий в большие компании и компании поменьше. В документальном фильме Netflix продюсерка вспоминала, что получила 42 отказа. В 1986 году были популярны динамичные боевики: «Взвод», «Горец», «Крокодил Данди». Поэтому представители студий не видели потенциала сценария — «это слишком девчачье кино».
Линда Готтлиб была готова опустить руки. Но тут ей позвонили из компании Vestron Video. Компания занималась низкопробными фильмами, которые не показывали в кино и выпускали только на видеокассетах. Но крупные компании тоже начали делать кассеты для домашнего просмотра. Чтобы сохранять конкурентоспособность, Vestron Video решила снять собственный большой фильм для проката в кино.
Компания получала отказные сценарии других студий буквально грузовиками. И в этой куче продюсер Митчел Кэннолд нашёл сценарий «Грязных танцев». Он, как и авторка сценария Элеанор Бергстейн, провёл детство на курорте Кэтскилс. Ему понравилась атмосфера сценария, он понял все шутки и скрытые смыслы. И был готов приступить к съёмкам.
В качестве режиссёра пригласили Эмиля Ардолино. Он был опытным документалистом, в 1984 году получил премию «Оскар» за фильм о детях-танцорах «Он учит меня чувствовать танец». Ардолино никогда не снимал художественные фильмы. Но сам он был танцором и чувствовал настроение фильма.
«Я люблю танцы. Я люблю музыку. В фильме именно танец двигает сюжет вперёд и раскрывает героев».
Главным хореографом стал Кенни Ортега. Патрик Суэйзи, исполнитель роли Джонни, писал в автобиографии, что Кенни заряжал всех своей энергией. «Он всегда танцевал с широкой улыбкой на лице, и все вокруг получали удовольствие от репетиций и съёмок, несмотря на усталость». Ортега умел импровизировать, комбинировал разные направления: джаз, свинг, сальсу. И это было то что нужно для съёмок такого фильма, как «Грязные танцы».
«Пожелай мне удачи, папочка». Как нашли идеальных Бейби и Джонни
Кажется, что успех «Грязных танцев» во многом обеспечила химия между главными героями: Бейби в исполнении Дженнифер Грей и Джонни, которого сыграл Патрик Суэйзи. Трудно представить, но роли могли достаться другим актёрам.
Пробы были непростыми. Элеанор Бергстейн чётко представляла, какой должна быть Бейби. Она искала юную, хрупкую девушку с длинными волнистыми волосами. На роль пробовались, например, Вайнона Райдер и Сара Джессика Паркер.
Но когда Линда и Элеанор увидели Дженнифер Грей, все остальные кандидатки сразу были отсеяны. Её привёл на пробы отец, актёр Джоэл Грей. В интервью для Netflix Линда и Элеанор рассказали, что Дженнифер вошла в павильон, повернулась к отцу и сказала: «Пожелай мне удачи, папочка». И тут они поняли, что перед ними — настоящая Бейби. До этого актриса играла только роли второго плана. Она неплохо двигалась, но не занималась танцами профессионально.
На роль Джонни Кастла искали актёра, который привлекательно выглядит и действительно хорошо танцует. Пробовались Билли Зейн и Бенисио Дель Торо. Но съёмочную группу что-то не устраивало.
В результате роль досталась сыну ковбоя и балерины, в прошлом профессиональному танцору Патрику Суэйзи. Во время проб актёр сомневался, стоит ли ему играть в этом фильме. Суэйзи закончил танцевальную карьеру из-за серьёзной травмы колена и не хотел рисковать ногой ради фильма. Жена Патрика Лиса Ниеми вспоминала, что ему также категорически не нравилось название: «Это фильм о стриптизёре!». Сценарий казался Суэйзи простоватым, неглубоким, требующим доработки: «Потенциал есть, но готовы ли автор и режиссёр вносить правки?»
С другой стороны, сама роль Джонни Кастла Патрику нравилась. Суэйзи рос в небогатой семье. Танцы были для него возможностью вырваться в другой мир. И он понимал и разделял чувства Джонни, сурового внешне, но ранимого внутри.
«На пробах я не играл Джонни, я был им».
Последнее слово было за представителями компании Vestron Video. Важно было, чтобы Бейби и Джонни подошли друг другу. В финале смотрели две пары: Билли Зейна с Сарой Джессикой Паркер и Патрика Суэйзи с Дженнифер Грей. От этих двойных проб зависело всё.
В автобиографии Суэйзи говорил, что они с Дженнифер уже снимались вместе в 1984 году в фильме «Красный рассвет». Их отношения не ладились во время тех съёмок. Возможно, именно поэтому на совместных пробах Дженнифер была несколько скованной. Патрик писал, что «хотел, чтобы она почувствовала себя свободнее в танце, растворилась в нём и не испытывала неловкости».
В паре Дженнифер и Патрика авторы фильма увидели как раз то, что было нужно: опытного танцора и юную девушку, постепенно раскрывающую в себе красоту и уверенность.
«На плёнку попала настоящая жизнь». Как режиссёр-документалист решил включить в фильм записи репетиций
Съёмки начались 5 сентября 1986 года. Чтобы поместиться в небольшой бюджет, фильм снимали в двух местах: на курорте Mountain Lake Lordge и в лагере бойскаутов в Северной Каролине. Нужно было как-то объединить эти места на плёнке. И декораторы придумали установить в обеих локациях маленькие белые фонарики. Они связали площадки воедино и создали впечатление, что фильм снимали в одном месте.
Участники съёмок вспоминают, что на площадке была особенная атмосфера. Суэйзи в мемуарах писал, что они тяжело работали, но было очень весело. Особенно когда снимали сцены с грязными танцами.
«Это было похоже на вечеринку. Звучит рок-н-ролл, а вокруг все потеют на танцполе».
Возможно, фильм получился таким искренним, потому что многое действительно происходило по-настоящему. Патрик Суэйзи учил Дженнифер Грей танцевать. У неё что-то не получалось. Он злился. Актёры ссорились. Документалист Эмиль Ардолино использовал такие ситуации во благо фильма: включал камеру и записывал репетиции. Некоторые спонтанно снятые сцены в результате вошли в фильм.
Дженнифер Грей рассказывала, что один из её любимых моментов — когда Джонни учит Бейби очередному танцевальному движению и проводит по её руке. Актёры репетировали это движение снова и снова, но Дженнифер не могла перестать хохотать. Разочарование Патрика в этой сцене неподдельное «Это один из моментов, когда на плёнку попала настоящая жизнь», — вспоминала Грей.
«Никто не задвинет Бейби в угол». Как к фильму неожиданно пришёл успех
Как ни странно, готовый фильм изначально показал слабые результаты. Закрытый показ чернового монтажа перед продюсерами кинокомпании провалился. Кто-то даже посоветовал режиссёру Эмилю Ардолино сжечь плёнку, чтобы получить хотя бы страховку.
Кинокомпания потратила кучу денег на съёмки и отказываться так просто от проекта не собиралась. Несмотря на плохие отзывы продюсера, организовали тестовый показ для 1000 зрителей. И они были в восторге!
Фильм продвигали как подростковый, но в кинозалы приходили и взрослые люди. Девятнадцать уикендов подряд «Грязные танцы» оставались лидером проката. Продали 270 000 пластинок с саундтреком. При бюджете около шести миллионов долларов фильм собрал 214 миллионов в мировом прокате. И продолжает приносить деньги до сих пор.
Финальная фраза Джонни «Никто не задвинет Бейби в угол» (которая, кстати, не нравилась Патрику и казалась банальной) стала самой известной цитатой из фильма. Она вошла в 100 величайших цитат из фильмов по версии Американского института киноискусства.
По мотивам фильма поставили мюзикл. Сняли ремейк «Грязные танцы. Гаванские ночи». А финальный танец с поддержкой в конце стал одним из самых узнаваемых эпизодов кинематографа ХХ века. И эта невероятная история успеха началась с идеи Элеанор Бергстейн.
«Я не слишком надеялась, что этот фильм кто-то будет смотреть, и ещё меньше — что он изменит кого-то. Но я вложила в него всё, что было важно для меня».