Зарабатывать
12 мая 2020

Как сохранить бизнес в пандемию: личный опыт владелицы цветочного из Воронежа

Предпринимательница Ирина Чу рассказывает, как выйти из кризиса с минимальными потерями.

Тоня Рубцова
Тоня Рубцова
Живу в Италии, пишу про жизнь.
Изображение

Для меня карантин начался задолго до основных событий. В середине марта в Росиии все смотрели как плохо итальянцам и китайцам, но никто не проецировал ситуацию на остальные страны. Я почитала аналитику ВОЗ и поняла, что мы следующие. Так что уже 14 апреля (на следующий день после собственной свадьбы) сидела в невероятно красивом отеле в горах Грузии и писала для сотрудников новые инструкции.

Как стать трендсеттером в сфере, о которой ничего не знаешь

Моей уютной мастерской Via dei Fiori в Воронеже уже семь с половиной лет. Всё началось с Instagram*-витрины и распустилось до большого красивого магазина на главной улице в центре города. Мы стали теми самыми трендсеттерами, которые потянули за собой остальных. Первый в городе коммерческий инстаграм*— не только из цветочных, а вообще из всех бизнесов, — работа с блогерами, привоз интересных людей с воркшопами и лекциями, организация собственных мастер-классов, вечеринок, декор стильных свадеб.

У нас с самого начала был экзотический ассортимент. Пионовидные розы и тюльпаны, ранункулюсы, эвкалипты, интересные добавки в виде ягод и сезонных растений — сейчас это для всех норма. А семь лет назад они были редкостью с низким спросом.

Я ничего не знала про цветочный рынок, и это мне сильно помогло. Когда никто не говорит тебе: «Так делать нельзя», тебя ничего не останавливает, рамок не существует. 

Что нужно, чтобы безопасно работать в пандемию

У меня в команде десять человек, плюс бухгалтерия и курьеры на аутсорсе. В середине апреля я выдала всем сотрудникам новые инструкции. Как мыть руки, как дезинфицировать рабочие поверхности и наличные. Оформила корпоративную подписку на сервис такси, чтобы они избегали общественного транспорта. Часть персонала — администратора и отдел маркетинга — сразу перевела на удалёнку.

Тогда же я сразу договорилась с нашими курьерами об оптимизации логистики и снижении тарифов на доставку для предварительных заказов, чтобы более эффективно составлять маршруты. Это позволило снизить порог бесплатной доставки для клиентов и сократить число людей, приходящих в мастерскую лично.

В целом, так как мы с первого дня работы были заточены на приём заказов во всех возможных каналах коммуникации (сайт, мессенджеры, соцсети) и доставку, нам не нужно было сильно менять бизнес-процессы. Заметные изменения произошли только в санитарно-гигиенической части. Мы просто представили, что теперь мы ресторан и надо мыть ВСЁ. Всё остальное делаем в обычном режиме.

Это позволило не просесть по среднедневной выручке. Но, конечно же, мы понесли убытки в те полторы недели, что мы были закрыты совсем. Списали это на управленческие расходы. 

Как закрыть свой бизнес с холодной головой

Ещё в середине марта я понимала, что в какой-то момент магазин надо будет закрыть. Как минимум — для посещения. Как максимум, совсем. Но не навсегда, конечно, а на какое-то время.

Так как я раньше начала об этом думать, то к моменту Х я была морально и технически готова. Мы успели всё посчитать и отложить, выплатить сотрудникам все заработанные за март зарплаты со всеми премиями, прикрыть хвосты, оставить крохотный запас денег на закупку после открытия. А главное —сделать это с холодной головой. Когда розницу только начали накрывать, когда застучали новости «закрываемся на самоизоляцию», «можно работать только на доставку», «нет, теперь и на доставку нельзя работать», мы уже не думали об этом. Мы думали: «А как мы будем открываться?». «Какую коммуникацию строить с аудиторией пока будем закрыты?». «Как обеспечим сотрудников работой в будущем?».

Почему стоит играть по правилам

В нашем регионе был небольшой промежуток времени (около недели) когда цветочным магазинам нельзя было работать даже на доставку. И я знаю, что мы были единственным цветочным со своей службой доставки, который закрылся совсем. Все остальные работали в сером формате. Меня это напрягало по нескольким причинам.

Во-первых, как это ни странно прозвучит в России, мне не хотелось нарушать правила.

Во-вторых, ситуация в городе была непонятная, и совсем не хотелось подвергать сотрудников лишнему риску.

А в-третьих, у поставщиков начались перебои с поставками, и была неделя, когда в России практически нигде не было свежих цветов. Когда местное правительство разрешило нам работать, с поставками ещё были проблемы. Потому мы продлили полное закрытие ещё на несколько дней, пока не восстановился привоз свежих цветов. 

Что делать, чтобы не пришлось увольнять людей из-за пандемии

Я старалась быть честной с сотрудниками и сразу описывать им перспективы. Ещё на старте эпидемии объяснила, что будущее неопределённое, заказов может стать в разы меньше. Это значит, что им стоит сейчас более осознанно подходить к своим тратам, свести расходы к минимуму. Потому что наши доходы напрямую зависят от числа заказов. Как только станет меньше заказов, станут меньше зарплаты, пропадут премии. Мы их просто для себя не заработаем. 

Тем не менее, мы не только никого не уволили, но и сейчас обеспечиваем сотрудников работой и зарплатой в прежнем объёме. Учитывая нарастающие темпы безработицы, я считаю, что мы красавчики. Но есть куда расти, конечно же.

Как выйти из кризиса без потерь (на самом деле никак)

Без потерь из этого кризиса не выйдет никто. Вопрос в масштабах. Да, нам повезло, что у нас по-прежнему есть работа. Но если быть честными, мы многое для этого сделали.

Сейчас все цветочные магазины, у которых не развита доставка и дистанционные каналы приёма заказов, просто закрыты. Они работали только на мимо проходящем трафике, которого сейчас нет, и он не скоро вернётся. Мы же прокачивали удалённый сервис с первого дня существования.

Я работаю по старому правилу «клиент всегда прав». И если клиент говорит, что ему нужен ещё один способ оплаты, что ему удобнее общаться в Telegram, чем прийти лично, что ему надо посмотреть фото всего, что есть в наличии в холодильнике, — значит, мы это дадим ему. И эта гибкость окупается.

Но даже мы тормозимся в развитии, потому что одновременно с началом эпидемии сильно вырос курс евро, а это влияет на наши закупки. И мы ожидаем падение покупательской способности, так как доходов у всех станет меньше. Маржинальность упадёт, а значит у нас будет меньше средств, которые мы можем направлять на развитие. Поэтому пока работаем только на поддержание деятельности.

После кризиса у нас станет больше конкурентов: я вижу, как многие розничные точки ринулись в сектор рекламы в инстаграм*. Бюджеты на таргет часто неумело сливаются, но какой-то процент справится и научится работать в новых условиях. И это будущие игроки в нашем сегменте. Владельцы таких точек занимаются цветочным бизнесом по 7-10-15 лет. Это их не первый кризис (эх, и не последний). Думаю, и не через такое проходили, прорвутся. 

Что делать сейчас

Мне кажется, сейчас предпринимателям нужно делать всё, что приходит в голову. Реализовывать все идеи, которые откладывались на когда-нибудь потом. Болтать лапками, как та лягушка. Сейчас самое время. 

Лично я буду ещё больше инвестировать в развитие бренда и технологии, пока это возможно. А справиться поможет только собственный здравый смысл и информация из адекватных источников.

Как кризис отразился на вашей работе? Рассказывайте в комментариях 👩‍💻

Фото: Анастасия Белоусова

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий