Собственный подкаст помогает донести идеи и мысли автора до самых разных слушателей. Но с чего начать, если есть желание говорить, но нет опыта и практики? Кристина Вазовски основала студию «ТОЛК», ведёт курсы по подкастингу и составила суперподробную инструкцию по запуску своего проекта. Рассказываем, как определиться с темой и названием, записать подкаст и заявить о себе широкой аудитории. А ещё раскрываем секрет, зачем начинающему подкастеру может понадобиться носок!
Зачем вообще запускать подкаст?
Причины могут быть разные — от желания познакомиться с классными людьми и найти своё комьюнити до способа кому-то что-то доказать. Сформулируйте ответ и запишите его. Возвращайтесь к нему в моменты сомнений: так вы не остановитесь на середине пути.
Как выбрать тему подкаста?
Подумайте, о чём вы можете говорить снова и снова и в чём особенно экспертны. На основе этого выберите тему, которая вам искренне интересна. Может, вы обожаете советские мультики и можете свободно их цитировать? Знаете всё о построении команд в креативных индустриях? Если можете набросать предполагаемый список тем на сезон, значит, это оно.
Не стоит запускать подкаст только потому, что какая-то ниша пустует и у вас не будет в ней конкурентов. Живой интерес даст больше мотивации. В противном случае вы можете бросить раньше, чем получите первый результат.
✏️ Как придумывает темы своих подкастов сама Кристина
А дальше что?
Изучите другие подкасты в вашей области и набросайте свои уникальные идеи. Разрешите себе вольности: выпишите самые безумные мысли, даже те, которые точно не подойдут. Среди всего этого потока может найтись та самая идея.
Теперь попробуйте сформулировать идею в одном предложении. Под это описание должно попадать только ваше шоу. Должна выйти фраза, которую вы сможете произнести в шумном баре — и собеседник поймёт вас.
Плохо: интервью с интересными людьми. Из такого описания непонятно, как именно вы будете определять, какой человек «интересный», а какой нет, и о чём именно будет подкаст.
Хорошо: подкаст о ситуациях, в которых что-то пошло не так.
Расскажите о своей идее людям, мнению которых вы доверяете, и соберите первый фидбек. Так вы сможете прикинуть примерную реакцию аудитории.
Как понять, какой формат мне подойдёт?
После того как вы придумали оригинальную и близкую вам тему, можно подумать о формате подкаста. Это может быть монолог, диалог, дискуссия нескольких ведущих и гостей, интервью, нарратив, реалити-шоу. Подумайте, что из этого лучше всего отразит вашу задумку.
После прикиньте, как часто вы планируете выпускать свежие эпизоды. Оцените заранее, будет ли у вас хватать времени и ресурсов для подготовки новых выпусков в этом режиме.
Как придумать название подкаста?
Название должно быть коротким и запоминающимся. В идеале — до трёх слов. У более длинных названий могут обрезаться последние слова в описании на подкаст-платформах. Нежелательно использовать букву «ё», кавычки и знаки препинания: из-за них подкаст будет сложнее найти в поиске.
Выигрышнее всего выбирать название на том языке, на котором будете записывать подкаст. В противном случае слушатели могут не запомнить название или ошибиться, когда набирают его в поиске.
Набросайте идеи названий с учётом этих советов. Можно вспомнить устойчивые выражения («К тебе или ко мне?»), поиграть со словами, формами и рифмами («Красота требует кэш»). Готово? Теперь проверьте в строке поиска и в любом подкаст-приложении, нет ли шоу с таким же названием.
В идеале хорошо придумать несколько вариантов. Расскажите о ваших фаворитах друзьям. Спросите, какие у них возникают ассоциации, и проверьте, совпадают ли они с задумкой шоу.
Как сделать обложку?
Когда название, идея и формат выбраны, пора приступать к оформлению: создать обложку подкаста и джингл.
В русскоязычном подкастинге для обложки чаще берут иллюстрации — примеры можно увидеть в чартах платформ. На обложке должно хорошо читаться название подкаста. Не используйте мелкие элементы: на маленькой картинке в подкаст-приложении не получится их рассмотреть.
Попробуйте нарисовать обложку сами или найдите иллюстратора, который может это сделать. Во втором случае понадобится составить техническое задание, или ТЗ: рассказать, о чём ваш подкаст, описать его настроение и прикрепить референсы. Также можно указать, что конкретно хотите видеть на обложке — например, микрофон, счастливого корги, полосатые носки.
А где взять джингл?
Джингл — это короткая музыкальная тема в начале и в конце подкаста. Именно по этой вставке слушатели будут узнавать ваш проект. Джингл можно найти на платных и бесплатных музыкальных стоках: например, на noisefx.ru, podcastmusic.com, freesound.org.
Ещё можно заказать джингл у музыканта. Если решите идти по второму пути, снова понадобится ТЗ с примерами музыки и джинглов, которые вам нравятся.
Если чувствуете в себе силы и талант к написанию композиций, зайдите в GarageBand и сочините сами.
Где записать подкаст?
Главные враги хорошего звука — это пустые помещения с эхом, большими окнами и высокими потолками. Для записи идеально небольшое помещение с коврами, шторами, мягкой мебелью и книжными полками: необходимо свести отражение звука от поверхностей к минимуму. Можно также устроиться в шкафу или залезть под одеяло.
Чтобы проверить, подходит ли ваша импровизированная студия для записи, хлопните в ладоши и прислушайтесь — слышен ли звон? Если да, то помещение не подходит и нужно продолжить поиски.
Какое оборудование понадобится для записи подкаста?
Чтобы записать подкаст, необязательно покупать дорогую технику. Можно ограничиться смартфоном с диктофоном и носком.
Приложение с диктофоном обычно установлено по умолчанию. Также можно скачать специальные программы для записи голоса — Audacity, «Диктофон — запись голоса» для iOS, Audio Recorder для Android.
Если хотите сразу писать на микрофон, можно начать с петлички Boya. Она стоит от 1300 рублей и подключается к компьютеру, смартфону и планшету. Ещё один любимый микрофон подкастеров — Samson Qu2. Он подключается сразу к компьютеру.
Лучше не писать звук на беспроводные наушники — качество записи будет сомнительным.
Если записываете подкаст с гостем или соведущим, также понадобится устройство с установленными программами Zoom или Skype и наушники. Записывать подкаст в этом случае можно даже если вы и гость находитесь в разных городах.
Теперь просто говорить? И почему кроме диктофона нужен носок?
После того как вы устроились в тихом помещении для записи, запустите диктофон на смартфоне и наденьте на него носок со стороны динамика. Носок будет служить поп-фильтром от резких звуков.
Расположите телефон на расстоянии 10–15 сантиметров от головы и начинайте. Расстояние между вами и устройством не должно существенно меняться: это может сказаться на звуке.
Если записываете подкаст с гостями или соведущими, нужно, чтобы каждый собеседник писал только свой голос. Созвонитесь в Zoom или любой другой программе, подключите наушники, чтобы слышать своего собеседника, и пусть каждый запишет свой голос на свой смартфон. При монтаже дорожки нужно будет свести в одну.
У меня есть записанная дорожка. Это уже подкаст?
Даже если вы записали подкаст без запинок и оговорок, как минимум к нему нужно добавить джингл. В реальности также часто нужно «почистить» речь: убрать повторы, лишние междометия и паузы.
Есть много платных и бесплатных программ для монтажа звука со сходным принципом работы — Reaper, Adobe Audition, Pro Tools, Audacity, GarageBand.
На монтаже можно удалить скучные куски, поменять их местами и перезаписать моменты, где ваша мысль сформулирована нечётко.
А как и куда теперь выложить подкаст, чтобы его услышали другие?
У подкастов нет единой прописки, их слушают на разных стриминговых платформах. К счастью, не нужно загружать аудиофайлы на каждую площадку отдельно. Чтобы подкаст появился сразу на разных платформах, вам понадобится RSS-feed. Это ссылка, которая содержит информацию об аудиофайлах.
Ссылку нужно сделать один раз и дальше вставить её в специальные поля на разных платформах. Самые популярные хостинги, куда можно загрузить подкаст и получить RSS-ссылку, — Anchor и Castbox. Они бесплатные.
С помощью RSS-feed можно добавить подкаст на следующие платформы:
На площадки VK, PodFM, Podster подкасты нужно выкладывать вручную, заливая аудиофайл на платформу.
Теперь все будут слушать мой подкаст?
Ура! Подкаст запущен! Теперь займитесь продвижением: рассказывайте о проекте друзьям, родным и подписчикам в соцсетях, пишите в медиа, посвящённые подкастам, просите слушателей ставить оценки и оставлять комментарии в приложениях. Можно познакомиться с другими подкастерами и предложить записать совместный выпуск.
Создавайте контент вокруг вашего проекта — можно сделать мерч, завести отдельный аккаунт в Инстаграме* с полезными или смешными постами, сделать кросс-промо с компаниями и людьми, которые близки вам по духу. Так о вашем подкасте узнает больше людей.
А вдруг кому-то не понравится?
Главный совет — просто регулярно делайте. Записывайте подкасты, публикуйте их и собирайте обратную связь. Отделяйте объективную критику от необъективной и старайтесь реагировать только на первую — признавать свои ошибки, отвечать в комментариях и в итоге делать контент лучше.
Где узнать больше о подкастах?
Слушайте больше подкастов и обращайте внимание на приёмы, которые используют ведущие. Так вы сформируете насмотренность и наслушанность.
Подпишитесь на аккаунты студий подкастов, они часто публикуют полезные советы для новичков. Читайте медиа про подкасты, например Podcasts.ru: там можно найти разборы хороших подкастов, новости индустрии и аналитику.
Следите за новостями подкаст-платформ и стриминговых сервисов. Например, Яндекс. Музыки, Apple Podcasts, Spotify. Обращайте внимание на топы приложений: какие подкасты туда попадают, чем они интересны? Также можно пройти обучение подкастингу.
✏️ Читайте также
Мой бизнес прогорел: как я закрыла кофейню
ТЕСТ: «Гарри Поттер» или «Властелин колец» — откуда этот персонаж?
Обложка: Аника Турчан
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий