Ханна Арендт — немецко-американский философ и историк — прожила долгую и захватывающую жизнь. Слава пришла к ней в 45 лет, когда она написала главный труд своей жизни — «Истоки тоталитаризма». Рассказываем, как Арендт пришла в философию, спаслась от нацизма и сформировала своё представление тоталитарного режима.
Бунтарка еврейского происхождения
Ханна Арендт родилась в 1906 году в Кёнигсберге, в ассимилированной еврейской семье. Отец Ханны умер от сифилиса, когда ей было семь лет. Мать, Марта Арендт, вышла замуж второй раз, когда Ханна была подростком.
По воспоминаниям самой Ханны, как пишет Мишель Дин в книге «Нахалки», мама всегда защищала её от антисемитских высказываний, с которыми девочка сталкивалась в школе. Ханне было достаточно рассказать, что позволяли себе одноклассники или учителя. Марта тут же писала открытое письмо, и проблему сразу решали.
Ханна росла смышлёной и очень уверенной в себе девочкой, из-за чего у неё часто возникали конфликты с учителями. Однажды она даже устроила бойкот преподавателю, который сделал ей оскорбительное замечание. В итоге её отчислили из школы, и Ханне ей пришлось самой готовиться к поступлению в университет. Примерно в это же время Ханна увлеклась философией. Особенно её заинтересовал экзистенциалист Сёрен Кьеркегор. Под впечатлением от его трудов Ханна начала писать стихи.
Роман с Хайдеггером
В 1924 году Арендт сдала экзамены и поступила в Марбургский университет, где читал свои лекции профессор Мартин Хайдеггер — пожалуй, один из главных мужчин её жизни. Когда они познакомились, Ханне было 18 лет, Хайдеггеру — 35. Он был женат, и у него было двое детей.
Хайдеггер отличался от других преподавателей философии, да и философов в целом. Вместо холодной логики — чувственное понимание мира. Каждая его лекция представляла собой маленький перфоманс. Студенты и студентки были очарованы Хайдеггером, и Ханна в том числе. Поначалу он был для Арендт просто наставником. Но спустя год обучения Хайдеггер сам проявил инициативу — подошёл после лекции спросить, что она читает.
Роман Арендт и Хайдеггера продлился всего три месяца и заключался в основном в переписках. Свёл его на нет снова Хайдеггер. Он сослался на занятость и сказал, что они не смогут общаться, как раньше. После разрыва Ханна перевелась в Гейдельбергский университет, нашла нового наставника — Карла Ясперса, под руководством которого написала диссертацию «Любовь и Святой Августин».
В 1919 году Ханна переехала в Берлин, где на одном из приёмов встретила своего одноклассника Гюнтера Штерна. Позже она вышла за него замуж. Но её переписка с Хайдеггером продолжалась долгие годы. Когда Хайдеггер открыто признался в своей симпатии к нацистам и их идеям, да ещё и возглавил инициативу по изгнанию евреев из университетов, их общение прекратилось больше, чем на десятилетие. Но потом возобновилось.
Побег от нацизма
В 1933 году Ханна Арендт вынужденно уехала из Германии. Тогда она посвящала всё своё время работе над биографией еврейки Рахиль Фарнхаген. Эта женщина жила в Германии XVIII века и владела собственным салоном. Ханна увлеклась историей её жизни и даже считала Фарнхаген образцом для подражания.
Работая над книгой о Рахиль Фарнхаген, Ханна много времени проводила в библиотеке. Однажды к ней обратились за помощью друзья из зарубежных сионистских организаций. Они попросили Ханну собрать антисемитские высказывания из брошюр, хранившихся в той самой библиотеке. Арендт согласилась. Однако почти сразу её поймали и арестовали вместе с матерью Мартой.
В тюрьме Ханна провела несколько дней. Ей на самом деле повезло — девушку отпустили, потому что она понравилась одному из следователей. Покинув здание тюрьмы, Марта и Ханна тут же собрали чемоданы и уехали в Прагу, а оттуда — в Париж.
Во Франции Ханна Арендт прожила восемь лет. Она забросила писательство и философию. Работала администратором в благотворительных организациях, помогающих еврейским иммигрантам. Развелась со Штерном и встретила второго мужа — немецкого коммуниста Генриха Блюхера. Познакомилась с писателем Вальтером Беньямином. Именно он уговорил её вернуться к книге о Рахель Фарнхаген.
Но из Франции тоже пришлось уехать. В конце 1939 года мужа Ханны, Блюхера, отправили в лагерь для интернированных. Саму Ханну сослали в Гюрс — концентрационный лагерь во Франции, куда отправляли еврейских беженцев из Германии. Она провела там месяц. В 1941 году Франция сдалась Германии, и лагерь распустили. Ханна с мужем поехали сначала в Лиссабон, а оттуда — в Нью-Йорк.
В Нью-Йорке Ханна наконец смогла вернуться к писательству. Она работала в местных газетах. Поначалу писала совсем простым языком, так как не слишком хорошо знала английский. Со временем Ханна стала чувствовать себя увереннее, не боялась острых тем и открыто вступала в полемику. Она рассуждала о негативных посылах в термине «беженцы», писала об антисемитизме и объясняла необходимость создания еврейской армии. Тогда-то на неё и обратил внимание кружок литературных критиков при журнале Partisan Review. Это был огромный шаг вперёд — от локальных газет для немецкоговорящих сообществ к крупным изданиям, которые читали сами американцы.
Труд всей жизни
Свой главный труд — «Истоки тоталитаризма» — Ханна Арендт опубликовала в 1951 году, когда ей было 45 лет. Это была её первая масштабная работа. И она же принесла ей славу.
«Истоки тоталитаризма» — антология из трёх частей: «Антисемитизм», «Империализм», «Тоталитаризм». В ней Ханна рассматривает тоталитаризм как новую форму правления. Согласно её философии, тоталитаризм использует террор как средство подчинения. Причём не только политического противника, но и населения страны.
Ханна стала одной из первых, кто попытался проанализировать феномен тоталитаризма. Критики восхищались анализом Арендт и её эрудицией. Они отмечали то, как понятно и, казалось бы, очевидно она объяснила происходящее в обществе.
В «Истоки тоталитаризма» Ханна попыталась ответить на вопрос: «Как история до этого дошла?». Она проанализировала политические взгляды европейских государств с середины XIX века до начала Первой мировой войны и постаралась проследить возникновение в них расизма как идеологии. Концлагеря Ханна Арендт рассматривала как главный инструмент тоталитаризма. Идеология, писала Ханна, в концепции тоталитаризма стоит гораздо выше жизни человека.
Также Ханна сравнивала стратегии нацизма и сталинизма. Эта часть антологии вызвала большое непонимание у аудитории. Некоторые посчитали, что Ханна уравнивает нацизм и коммунизм. Но сама Арендт не раз говорила, что под сталинизмом имела в виду именно советскую форму тоталитаризма.
Сейчас «Истоки тоталитаризма» до сих пор считают основой основ для всех, чья профессия связана с историей и политологией. А издание Le Mond включило её в 100 лучших книг XX века.
В 1963 году Ханна Арендт выпустила вторую знаковую работу «Банальность зла». Её она написала после суда над Адольфом Эйхманом, которого называют «архитектором холокоста». Он возглавлял преследование и уничтожение евреев. Суд проходил в Иерусалиме.
Ханна присутствовала на нём в качестве корреспондентки The New Yorker. Её доклад до сих пор считают спорным и дискуссионным. После выхода «Банальности зла» от Ханны отвернулись многие еврейские друзья. Общественность возмутило, что она назвала Эйхмана «обычным бюрократом», а не «аморальным монстром». Всё потому, что Арендт была уверена: Эйхман совершал преступления не из «злых намерений», а потому что чувствовал свою важность в нацистском режиме.
Несмотря на вызванный работой резонанс, это никак не отразилось на карьере Ханны. Она продолжила писать, часто читала лекции в качестве приглашённого преподавателя во многих университетах: в Принстоне, в Беркли, в Йеле, в Новой школе на Манхеттене. Ханна Арендт сыграла важную роль в создании структурированного гуманитарного образования в Стэнфорде.
О написании «Банальности зла» и её последствиях для Ханны Арендт немецкая режиссёрка Маргарет фон Тротта сняла в 2012 году художественный фильм.
Станьте первым, кто оставит комментарий