Знать

«Это не прихоти „сумасшедших феминисток“»: харассмент в университете и как с ним бороться

Рассказываем, как девушки действовали в этой ситуации и как вузы могут урегулировать такие конфликты.

Двусмысленные намёки с сексуальным подтекстом, присвистывания, навязчивый физический контакт, — всё это харассмент, если происходит между руководителем и подчиненным. Мы поговорили с девушками, которые столкнулись с неподобающим поведением со стороны преподавателей, о том, как они переживали свои истории. А также спросили сотрудницу Европейского университета Нику Костенко, как вузы могут это прекратить. 

Ника Костенко
Декан факультета социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Соавтор регламента Политики о недопущении домогательств, травли и преследования в ЕУСПб.

Люди, которые сейчас рассказывают о харассменте в российских университетах, в каком-то смысле первопроходцы. И они сталкиваются с таким количеством негатива, агрессии и угроз с совершенно разных сторон, что заставлять людей «опубличивать» их историю — неправильно. 

Тут ситуация с разных сторон неприятная. Если люди не «опубличивают», то это играет на руку харассеру. Если «опубличивают», то оказываются в очень уязвимой ситуации. Мы не должны забывать, что люди, которые столкнулись с харассментом, могут быть в сложном психологическом состоянии. Особенно это касается тех, кто первым начинает об этом говорить.

Когда есть культура разговора, когда есть какие-то институты, какие-то документы, какая-то применительная практика — уже не так страшно. А когда человек первый в своём вузе решает высказаться — это очень серьёзный шаг. Нужно обладать большим мужеством и большими ресурсами, чтобы выстоять в этой борьбе. Мы все понимаем, что в нашей культуре до сих пор существует убеждение «всегда виновата жертва». 

Это важная штука, о которой надо помнить. 

Арина
С этим преподавателем мы познакомились на втором курсе. Конкретно у меня пары он не вёл, но его страничка часто высвечивалась в рекомендациях в твиттере и в инстаграме*. У него в подписках было много общих знакомых с факультета, и он оставлял комментарии под их записями. Один раз он ответил на мой комментарий в реплаях под чьим-то твитом, завязалось обсуждение, и он на меня подписался. Ну и я подписалась в ответ.

Наше общение в основном проходило в социальных сетях. Иногда мы пересекались в учебном корпусе — просто здоровались и могли обменяться парой реплик. 

Он казался мне прикольным. И многим ребятам с факультета тоже. Уже немолодой мужчина на одной волне со студентами: и за мемы шарит, и любит, чтобы к нему на ты обращались, и очень открытый и участливый. 

Я как-то поссорилась с молодым человеком и, как истинная drama queen, завуалированно написала об этом в твиттере. Этот преподаватель тут же поинтересовался в личных сообщениях, что случилось. Не знаю, преследовал ли он своим сочувствием какие-то цели, хотел ли как-то втереться в доверие и сдружиться с интересующей его девочкой, — ничего утверждать не буду. Но тогда я не увидела в этом ничего криминального. Мне, наоборот, показалось, что человек очень отзывчивый. 

В таком режиме — эпизодическое общение в интернете и «привет, как дела?» в учебном корпусе — прошло где-то полтора года. Инициатором чаще всего был он. 

Его поведение стало смущать, когда в ленте начали высвечиваться его лайки под чьими-то нюдсами (обнажёнными фотографиями). Можно долго рассуждать о том, как могут или не могут вести себя преподаватели в социальных сетях, но лайкать голых девушек студенческого возраста, когда на тебя подписана половина факультета — как минимум странно. И уже не похоже на отзывчивость. 

К моим фотографиям он тоже проявлял интерес. Хотя откровенную наготу в контексте «посмотрите, какая у меня грудь» я никогда не постила — фотки как фотки. Лайкал, комментил, даже в личку писал с восхищениями. Мне такое внимание не нравилось. Но я старалась быть вежливой: человек вроде хорошие вещи говорит, зачем ему грубить? 

Но на четвёртом курсе всё изменилось. 

Я заблокировала его во всех социальных сетях после того, как он написал мне с предложением купить вибратор. 

Я, мягко говоря, была в шоке. Он попытался переобуться и преподнести это как шутку, но в следующем же сообщении аккуратно повторил предложение. 

Честно сказать, я мягко отделалась, потому что вовремя поняла, что у него не всё в порядке с головой, и прекратила общение. Но после той переписки мне было очень плохо. Я винила себя: если всякие дяденьки считают, что я возьму у них деньги, куплю на них секс-игрушку и буду себя удовлетворять, может, я сама напросилась? 

Сейчас понимаю, что не виновата, потому что он преподаватель и должен соблюдать субординацию. И тем более не предлагать студенткам такие вещи. Но тогда мне потребовалось несколько недель, чтобы усвоить эту мысль. Хорошо, что рядом оказались люди, которые выслушали и поддержали, — это было необходимо. 

Я рассказала друзьям, нескольким однокурсницам и так постепенно история разлетелась по факультету — дошло даже до выпускников. В какой-то степени она стала катализатором — высказалось ещё несколько студенток. Как оказалось, были случаи, когда он приглашал девчонок домой, признавался им в любви и лез обниматься. 

А ещё через некоторое время все эти случаи дошли до декана. Но понёс ли преподаватель какую-то ответственность? Нет. Работает на факультете и дальше вклинивается в доверие к студенткам. Правда, я уже полтора года, как выпустилась, и не знаю, что там сейчас происходит, но он по-прежнему преподаёт. 

Маша
Я училась на архитектурном факультете. Этот преподаватель вёл у меня начертательную геометрию. Ему было под 70, и я всегда чувствовала какое-то напряжение и тревогу рядом с ним. 

У нас вообще считалось нормой со стороны мужчин-преподавателей фамильярно общаться со студентками: кто-то шутил, кто-то приобнимал. Конкретно этот — во время консультаций закрывался с девушками в кабинете. То есть ты к нему приходишь, а он запирает дверь на ключ, «чтобы никто не мешал». Но только когда девушка приходила с парнем, ему дверь закрывать было уже незачем. 

Самый неприятный случай был на экзамене. Он попросил меня сесть не напротив, а рядом на скамейку. Я была в юбке. Пока отвечала, он положил руку мне на коленку. Я остолбенела — понимала, что это ненормально, но ничего не могла сделать. Очнулась через пару секунд и отодвинулась. Юбки больше на экзамен не надевала. 

Очень много взрослых людей, которые были с ним знакомы, рассказывали, что он с молодости любил «приударить» за студентками. Преподносилось это в контексте — вот такой он ловелас по характеру, нужно не возмущаться, а, наоборот, воспринимать как комплимент. 

Он был очень уважаемым человеком и в университете, и в городе, поэтому по умолчанию считался святым. 

Я знала, что я не одна, и в подобной ситуации оказывалось много девчонок. А ещё знала, что он не единственный преподаватель, который ведёт себя неподобающе. Но мы не пытались это прекратить, потому что не понимали как. И не верили, что кто-то будет нас слушать. Плюс было мнение, что раз они ведут себя так не со всеми, то мы сами провоцируем. 

Открыто об этой истории я решила рассказать после того, что случилось с Анастасией Ещенко (аспирантка СПбГу, которую убил и расчленил преподаватель и гражданский муж, историк Олег Соколов. — Прим. ред.). Мне показалось важным высказаться, и я написала пост в социальных сетях. Тогда многие из моих одногруппников и одногруппниц меня осудили, так как преподавателя уже нет в живых и я «не должна осквернять его память». 

А спустя несколько лет после окончания вуза я узнала, что на факультете ничего не изменилось, а стало даже хуже. То есть девушкам открыто говорят «я бы тебя т***нул» или силой усаживают на колени. 

Мои знакомые, которые там сейчас учатся, оказались более смелыми, чем мы, и дошли до администрации. После этого у них было много проблем как с преподавателями, так и со студентами. Их обвиняли и стращали. Несмотря на то что преподавателя отстранили от работы в их группе, самих девушек затравили, и одна из них взяла академический отпуск. 

Тина
Это был преподаватель по вяжущим (строительным) материалам. Конкретно у моей группы он вёл практические занятия и должен был принимать зачёт в осеннем семестре и экзамен в весеннем. От него же зависело продвижение моей дипломной работы в части практического эксперимента. Соответственно, мы контактировали и во внеучебное время.

Он был довольно молодым. Его внимание проявлялось в объятиях за талию — он вообще позволял себе много тактильных контактов. Иногда мог между работой пригласить на обед и попытаться за меня заплатить, но я это пресекала. Ещё часто приглашал на какие-нибудь мероприятия вне университета. 

Видимо, я слишком поздно обратила внимание на странности его поведения, так как наше общение начало балансировать на грани между профессиональным и дружеским. В итоге оказалось, что дружила только я. 

Мне и в голову не могло прийти, что просто дружеское общение с человеком может стать приглашением к действию. Наша плотная работа началась в октябре, а уже в ноябре я поняла, что затянута в странные «романтические» отношения с преподавателем. 

Как-то в рамках моей дипломной работы мы проводили очень долгий эксперимент. Нам пришлось задержаться на кафедре до позднего вечера, где никого кроме нас уже не было. Тогда он попытался меня поцеловать. Я увернулась, а он крепко сжал меня в объятиях. Я сослалась на эксперимент, и это было моей ошибкой номер один — нужно было сразу показать мою позицию по этому вопросу. 

Естественно, после этого я чувствовала себя не в своей тарелке и начала откровенно побаиваться, что в такой ситуации будет сложно сдать зачёт. При следующих рабочих встречах я старалась не оставаться с ним наедине. Даже если нужно было работать над дипломом, просила подругу быть со мной. 

Я решила поговорить об этой ситуации с матерью, и это была моя ошибка номер два. Мать начала уверять, что это очень круто: он же мужчина, ещё и преподаватель — «как тебе повезло, не смей его отталкивать».

Почему-то до меня до конца не доходило, что конкретно он хочет. Возможно, я отрицала эту мысль и не верила в откровенность его действий, поэтому и резких замечаний не делала. 

О том, что можно пожаловаться, я даже не знала. Как и не знала, есть ли какие-нибудь правила университета, запрещающие подобные отношения «студент — преподаватель». 

Мне на тот момент был 21 год, и тогда в целом было не принято говорить о харассменте. Плюс появилось давление со стороны матери и убеждения, что это абсолютно нормально: «Даже если не будет отношений, что тебе, жалко, что ли, пусть человек за тобой поухаживает». 

Как итог, я зачем-то согласилась пойти с ним на культурное мероприятие, и для него это стало призывом. Я же под давлением матери, а потом и других родственников, сдалась и пыталась убедить себя, что мне это на пользу. Однако в какой-то момент поняла, что мне неприятно: зачем я в это ввязалась? 

В университете многие преподаватели знали о наших так называемых отношениях. Он зачем-то возил меня знакомиться с матерью, рассуждал о браке и вообще начал вести себя как «хозяин» моей жизни. Это очень давило, и я решила всё закончить. 

В открытом диалоге я сказала, что, наверное, не стоит продолжать эти отношения и хотелось бы, чтобы это не повлияло на мою учёбу. Он вроде как согласился. Но весь весенний семестр язвил на парах в мой адрес и не упускал возможности поглумиться над моими работами. При этом откровенно он не угрожал, но ситуация была крайне неприятной. Экзамен тоже дался сложно — наверное, он вымещал на мне свою обиду.

Я это пережила и сейчас понимаю, что изначально нужно было вести себя иначе. Да даже если бы все события развивались так же, но я знала, что есть какие-либо правила внутри университетского устава, по которым я могу пресечь подобное отношение без вреда для себя, я бы обязательно этим воспользовалась. 

Лиза (имя героини изменено)
Я училась на факультете журналистики. Этот мужчина никогда не вёл у нас основные пары, просто иногда приходил читать дополнительные курсы. Мы познакомились на его курсе по сторителлингу: он объяснял, как выстраивать историю. А так как я работаю в основном с текстами, естественно, мне это было интересно.

Ещё важно обговорить: это был конец то ли второго, то ли третьего курса, и у меня на тот момент были, что называется, небольшие «беды с башкой». Непроработанные отношения с отцом вылились в daddy issues: меня тянуло к взрослым мужчинам, но не в сексуальном подтексте, а именно в попытке восполнить отцовскую любовь.

Вообще я и так, если мне что-то интересно, стараюсь себя проявить. А тут добавился интерес к чисто отцовской фигуре, и на том курсе я была самая активная: не пропускала занятия, отвечала на все вопросы, делала все задания. И действительно получала много ответного внимания. 

От самого преподавателя я была в восторге. Он интересно вёл курс плюс был околоотцовской фигурой, ещё и человеком из моей профессии, к опыту которого хотелось стремиться. 

Я не замечала, что что-то не так. Мне казалось нормальным, что я шучу какую-то шутку на паре и происходит тактильный контакт: он подходит, хвалит, кладёт руку на плечо. 

После окончания курса мы держали контакт. Пару раз он давал мне работу (что-то сфоткать или написать) и платил за это. Даже пытался устроить меня в издание, в котором работал, но, слава богу, ничего не вышло. 

Потом мы где-то год не общались и не виделись, но он иногда мог написать в социальных сетях. За это время я поняла, что на самом деле он неприятный человек. 

В журналистском сообществе его не любили, потому что он довольно прогосударственный чувак и занимается какими-то мутными проектами. Ещё я как-то была на его лекции, где он выступал против феминизма, говорил, что не понимает, зачем женщины идут в журналистику, когда нужно выходить замуж и всё такое. 

Но даже несмотря на это он по-прежнему был для меня авторитетом — всё-таки один из самых знаменитых журналистов в городе. Возможно, с моей стороны была какая-то двуличность. Я рефлексировала, что он мне неприятен и я не хочу на него ориентироваться, но, если мы где-то случайно пересекались, вела себя довольно дружелюбно. 

На тот момент у меня было две работы, на которых я буквально сидела 5/2, и всё равно больше половины зарплаты уходило на оплату квартиры. Я ощущала необходимость в деньгах и пыталась найти какие-нибудь проекты, чтобы больше зарабатывать. Он мне позвонил с предложением по работе и попросил о личной встрече. Я согласилась. 

Он заехал за мной на машине, предложил съездить выпить кофе. Мы приехали в довольно приличное заведение, и я чувствовала себя девушкой, выгуливающей деда. Он вёл себя по-идиотски, и мне было очень стыдно. Я сидела и не могла отстоять собственные границы. 

Мы выпили кофе, и он предложил прогуляться по исторической части города. Она состоит в основном из частного сектора, и пока мы шли, он рассказывал про разные дома. А потом мы свернули в какие-то кусты, где не было даже асфальта, и он неожиданно начал признаваться в чувствах. 

Я опешила: я шла поговорить о работе, а тут признания в любви. Но о какой любви может идти речь, когда мы почти не общаемся, и он меня совершенно не знает. Я опять не смогла отстоять свои границы и просто замолчала. 

Когда мы снова вышли на оживлённую улицу, он как ни в чём не бывало продолжил рассказывать про дома. А я шла, меня трясло, я вообще не слышала, что он говорил. Пыталась мысленно себя успокоить, что ничего страшного он мне не сделал. Влюбился — ну с кем не бывает. Я ему откажу, и мы разъедемся по домам. 

Он предложил отвезти меня домой. 

По дороге я спросила, а будет ли разговор о работе. Он очень коротко, секунд за 30, рассказал, что надо будет делать, а потом добавил, что, если бы я ему не нравилась, он бы мне такого предложения не сделал. 

Мы остановились недалеко от моего дома. Машина была закрыта изнутри — пока он на кнопку не нажмёт, она не откроется. Я пыталась отстегнуть ремень безопасности, а он повернулся ко мне и сказал: слушай, а, может, поцелуемся? 

У меня в голове просто максимальное непонимание: я же не ответила ему взаимностью! Я чётко сказала «нет» и попросила выпустить меня из машины. Он это проигнорировал. Мне стало страшно. Он начал ко мне наклоняться. Я истерически попросила не трогать меня, и он всё-таки открыл дверь. 

До дома я дошла в полном аффекте. Сразу позвонила подруге по видеосвязи и с истерическим хохотом начала рассказывать о произошедшем. Из-за шока у меня была неадекватная реакция. 

Потом он пытался писать мне в социальных сетях. Я его игнорировала и в конце концов заблокировала. С тех пор я с ним не общаюсь, не вижусь, не знаю, что с ним происходит, и очень этому рада. 

В твиттере на меня подписано много городских журналистов и студентов факультета, поэтому я написала эту историю там и предупредила держаться от него подальше. Люди меня поддерживали, хотя и была неадекватная реакция, которую я не ожидала. 

Меня пристыдили за то, что я обнародовала его имя, потому что «это ваше личное дело, не порть человеку жизнь». 

Но в целом мне плевать. 

С 2019 года преподаватель больше не выступает на нашем факультете. Возможно, деканат понял, что это не самый компетентный человек. 

Соня (имя героини изменено)
Я не буду говорить, где учусь, — и так уже достаточно натерпелась. Этот преподаватель вёл у нас черчение. Его внимание сложно было не заметить: оно выражалось в виде пошлых и неприятных шуток не только по отношению ко мне, а вообще ко всем студенткам.

На первом курсе он вёл у нас потоковые лекции. Меня и тогда напрягали его шутки, но, когда он начал вести практику у нашей группы, где одни девчонки, я поняла, что это уже выходит за рамки. Он мог выдать какую-нибудь цитату в духе «В жизни могут быть либо деньги, либо любовь. Если есть деньги, то и любовь можно купить, а если нельзя — можно изнасиловать». 

Самая отвратительная ситуация произошла с моей одногруппницей прямо на паре. Он наглядно показывал ей, что она начертила объекты слишком близко друг к другу, и придвинул её к себе так, что её колени уткнулись ему в промежность. Смотреть на это было неприятно. 

А лично мне он как-то сказал на всю аудиторию, что «курящие женщины кончают раком». 

К сожалению, не все воспринимали это, как я. Для многих девчонок это выглядело как просто шутки «забавного» старичка. В конце концов мы с подругой устали от такого поведения и пошли жаловаться заместителю декана. Он попросил дать этому преподавателю две недели на исправление. Но всё стало только хуже. 

Преподаватель начал устраивать истерики. Рассказывать всем, что на него написали заявление и у него отняли часть зарплаты. Мы написали групповую просьбу, чтобы у нас поменяли консультанта, но никто ничего не делал. А он, видимо, понял, что жаловались я и моя подруга, и перестал нас консультировать — начал ещё больше издеваться. 

Я снова пошла к замдекана. В этот раз чтобы пожаловаться, что он меня не консультирует и я уже полтора месяца не могу сдать курсовую. И вот тогда мне сказали: «А, ну вот это, конечно, серьёзнее», — и убрали его из нашей группы. А этот преподаватель ещё долго не успокаивался и писал разные заявления декану и ректору. 

Ника Костенко
Декан факультета социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Соавтор регламента Политики о недопущении домогательств, травли и преследования в ЕУСПб.

Европейский университет первым принял политику о запрете домогательств, травли и преследования. Как так получилось? 

У нас в университете живой студсовет: он активно борется за права студентов, участвует в учёных советах, у него есть своя повестка. И эта политика — их инициатива. 

Когда у нас в вузе произошла история, связанная с домогательствами, стало понятно, что существующие институты не приспособлены для этого случая. Хотя у нас есть прописанные этические принципы, в которых обсуждается, что это недопустимо, но без деталей. И есть конфликтная комиссия, которая разбирает подобные ситуации. 

Когда дошло до дела, выяснилось, что она заточена под академические конфликты (гранты, публикации, авторство), а такая история плохо вписывалась в документ, и никто не знал, как реагировать. Поэтому первое решение не устроило ни одну из сторон. 

Тогда студенческий совет пошёл на эскалацию. И это было правильно. Мы собрали инициативную группу преподавателей, которые модерировали эту историю. А потом с помощью более широкого представительства (по представителю с каждого факультета) начали создавать документацию путём долгих обсуждений (пять учёных советов!). 

Как работает эта политика? 

Мы поняли, что деканат и ректорат — это очень плохо. Так как они такими вопросами никогда не занимались, они не компетентны. Поэтому мы придумали такую форму как омбудсмен, и как только снимут ковидные ограничения, на общеуниверситетской конференции будем выбирать человека на эту роль. 

Общеуниверситетская конференция — это формат всеобщего голосования, когда каждый может выдвинуть свою кандидатуру. Мы хотим выбрать человека, который будет уважаем и студентами, и преподавателями, и администрацией. 

Омбудсмен — это важно. Он будет понимать, что это его дело, а люди будут понимать, что по таким вопросам надо идти к нему. Потому что когда у нас случилась та ситуация, человек не знал, к кому обратиться за помощью, и пошёл в студсовет. Это было правильно, но если бы это был не студент? 

Харассмент — это не только про отношения «преподаватель — студент». Он может быть и внутри подразделений и каких-то административных служб. Это всеобщая проблема, а потому и фигура должна быть универсальной. 

Какие обязанности у этого человека? 

В наших документах довольно чётко прописано, что омбудсмен может помочь той стороне, которая считает себя пострадавшей, сформулировать, написать и подать заявление в конфликтную комиссию. А также сопровождать человека всю дорогу.

Ещё он может посодействовать открытому разговору между сторонами, потому что иногда людям надо просто поговорить. То, что мы сейчас называем новой этикой, — поколенческая вещь. То, что десять лет назад казалось нормой, сейчас таковым не является. Некоторые люди ещё не перестроились. Вполне может оказаться, что можно человеку сказать: для меня подобное поведение недопустимо, он извинится и больше так делать не будет.

Пара-тройка прецедентов, и таких историй станет меньше. Мы же понимаем, что когда в вузе формируется культура разговора на эту тему, даже самым консервативным людям приходится смириться — такое поведение недопустимо. И они ещё сто раз подумают, прежде чем себя как-то некорректно повести. 

Но если происходят вещи, которые так не решаются, тогда собирается конфликтная комиссия. 

И что происходит дальше? 

Конфликтная комиссия — серьёзный орган, в котором три-четыре человека. Причём каждая из сторон может по одному человеку отозвать, если кто-то кому-то неприятен. 

Ещё можно привлечь своего психолога, если вы не можете в одиночку рассказывать о том, что произошло и вам нужна поддержка. А дальше рассматривается всё: факты, переписки и так далее. Но мы договорились, что всё, что происходит на конфликтной комиссии, не выходит за её рамки. Стороны подписывают бумагу о нераспространении. 

Исходя из этого комиссия принимает решение — вплоть до увольнения или отчисления. Это могут быть и выговоры, и строгие выговоры, и занесение в личное дело. 

Ещё важно сказать, что, если стороны находятся в подчинённых отношениях (научный руководитель — студент, преподаватель — студент), вводятся обеспечительные меры. На время рассмотрения дела их разводят. 

Хорошо. А что входит в список недопустимых действий? 

Это был очень сложный вопрос — что такое харассмент? Если вы посмотрите документ, то увидите, что мы не прописывали определений. Мы описывали типы поведения, которые нам кажутся недопустимыми. И там не только харассмент, а ещё преследование, оскорбление, расистские или гендерные шутки. Я уже не говорю про физический контакт. Нам было важно включить любые типы поведения, унижающие человеческое достоинство и злоупотребляющие властью. 

А может ли кто-то из студентов, который знает о том, что происходит такая ситуация, но не с ним, обратиться к омбудсмену? 

Нет. Мы специально этого не делали, поэтому что это уже донос. Это целое поле для спекуляций и злоупотребления, и можно очень далеко зайти. 

Мы везде пишем, что очень строго не рекомендуем романтические и сексуальные отношения в структуре, где есть подчинение. Но мы не можем их запретить. 

Когда мы писали декларацию, мы перелопатили огромное количество документов разных университетов мира. В американских вузах стоит строгий запрет: начал отношения — вон. 

Мы, будучи Европейским университетом, ориентировались на европейские вузы. За основу брали положения Оксфордского университета. Там нигде не говорится, что нельзя вступать в сексуальные отношения. 

Наша задача заключается в том, чтобы люди понимали, что они находятся в зоне риска: их могут уволить или отчислить. Но говорить о том, что мы будем следить, кто с кем спит, — неправильно. 

Если человек сам почувствовал, что он попал в абьюзивные отношения, и хочет об этом поговорить, мы поможем. Если он не готов об этом говорить, значит, не готов. У него есть право частной жизни. 

Как вы думаете, насколько это рабочая схема для других вузов? 

Европейский — это хорошая «песочница», в которой можно опробовать эту политику, чтобы посмотреть, как она будет работать. У нас есть либеральность взглядов, очень большая свобода высказывания своего мнения. 

В Европейском действительно коллегиальное правление, не фиктивное, а по-настоящему. Учёный совет — это место для дискуссий. И это маленький вуз, где все всех знают. Поэтому в Европейском это было сделать легче. Но есть вероятность, что модельным примером для больших вузов мы не станем.

Чтобы принять документы нужна поддержка большинства. Нужно провести большую работу, чтобы большинство поняло — это действительно важный шаг, который регулирует отношения и создаёт защиту для всех сторон. А не прихоть «сумасшедших феминисток». 

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
Холодец больше не считают одним из худших блюд мира
Befree выпустил новогоднюю линейку одежды для дома
Разгрузочные дни после праздников — хорошая или плохая идея
Как английский зоолог случайно придумал «лягушачий» тест на беременность — и что из этого вышло
Возвращение «Эйфории» и история бедовой кузины Супермена: 5 интересных трейлеров недели
КОМИКС: По две стороны одной распродажи