Смотреть
9 сентября 2022

Книжные новинки сентября: выбор редакции «Горящей избы»

О восхождении музыкантов, последнем американском рабе и страшном преступлении.

Редакция «Горящей избы»
Редакция «Горящей избы»
Женское издание обо всём.
книги сентября 2022

История о волшебных джинсах, анализ образа советской женщины и роман о ревности на грани сумасшествия. Наши редакторы просмотрели книги, которые выходят в сентябре, и выбрали самые любопытные.

«Союз волшебные штаны», Энн Брашерс

Издательство: Popcorn Books

История о женской дружбе и небольшой магии. Кармен покупает джинсы в комиссионке. Выглядят они ужасно, но подруги Тибби, Лина и Бриджет уверяют Кармен, что джинсы прекрасны. Они решают: кому подойдут, тому и достанутся. Ко всеобщему удивлению джинсы идеально подходят всем четырём. Даже Кармен, которой никогда не нравится, как на ней сидит одежда. Подруги решают создать Союз «Волшебные Штаны» и носить джинсы по очереди. Наступают летние каникулы, подруги разъезжаются, а джинсы начинают своё путешествие. Волшебные джинсы приносят в жизнь Тибби, Лины, Бриджет и Кармен самое запоминающееся лето. Правда, дело здесь может быть вовсе не в них.

Вика Анистратова
Выпускающий редактор

По этой книге в 2005 году сняли фильм «Джинсы-талисман». И это одно из лучших воспоминаний моего детства. В этой истории замечательно показывают силу женской дружбы. Тибби, Лина, Бриджет и Кармен всегда готовы помочь друг другу, даже когда их разделяют расстояния. Они разные по характеру, и каждая замечательна по-своему. Это очень душевная и добрая история, которую стоит узнать и в 10, и в 30 лет.  

Где купить: Popcorn Books, Буквоед, Book24, Читай-город

«Машина песен. Внутри фабрики хитов», Джон Сибрук

Издательство: Ad Marginem вместе с Институтом музыкальных инициатив

Это переиздание книги о поп-музыке XXI века и хитах, которые многие так любили слушать по «Муз ТВ» и передавать друг другу по ИК-порту. Что сделало знаменитыми Рианну и Бритни Спирс? Как появились «Фабрики звёзд» и American Idol? В какой момент мир заслушался кей-попом? Обо всём этом просто и увлекательно рассказывает американский культуролог и журналист Джон Сибрук. Оказывается, чтобы сделать песню, которой будут подпевать миллионы, не обязательно создавать произведение искусства. Достаточно понимать «математику мелодии», за которой стоят продюсеры, битмейкеры и текстовики. Читатель заглянет за кулисы музыкальной индустрии и узнает, как разные специалисты работали над теми или иными треками.

Полина Накрайникова
Редактор роста

Джон Сибрук произвёл на меня впечатление ещё когда я прочитала его книгу «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры». Там он исследовал и хлёстко описывал современное общество — например, рассказывал, как на нашу жизнь повлияло появление супермаркетов, «Звёздных войн» и MTV. «Машина песен» касается не менее интересной темы — поп-музыки и механизмов, за счёт которых она работает. Журналист не только разбирает песни, но и рассказывает истории, которые стоят за их созданиями. Где ещё узнаешь, что Рианна чуть не провалила первое прослушивание, потому что слишком долго красилась!

Где купить: Ad Marginem, ЛитРес

«Формула грёз. Как соцсети создают наши мечты», Катя Колпинец

Издательство: Individuum

Сложно представить жизнь современного человека без соцсетей — и так же сложно представить, как сильно они изменили нашу жизнь. Например, с появлением Instagram (признан экстремистской организацией в России) резко возросло число пластических операций — в девушках взрастили мечту об идеально пухлых губах и точёных скулах. Свою внешность в Facetune подправляли даже звёзды — Бейонсе и Леди Гага. Бодипозитивные кампании набирали популярность в Тиктоке — но зачастую любить своё тело призывали инфлюенсерки, которые так же стеснялись показаться в невыгодном ракурсе.

Помимо внешности мечты, соцсети продали миру идею о том, что путешествия обязательно должны пестреть выхолощенными кадрами, квартира — напоминать комнаты с картинок в Pinterest, а отношения — быть полными показной нежности. Разные аспекты интернет-жизни проанализировала и подробно описала культуролог Катя Колпинец.

Полина Накрайникова
Редактор роста

В книге рассматривают разные аспекты жизни, на которые повлияли соцсети и интернет-сервисы: восприятие внешности, работа, путешествия, отношения, быт. При этом «Формула грёз» — не аханье на тему «этот ваш проклятый интернет», а взвешенное рассуждение о том, что вместе с возможностью делиться моментами своей жизни в соцсетях мы получили груз из ответственности, вины и неудовлетворённости собственной жизнью. Катя Колпинец рассказывает, что стоит за желанием подправить фотки, наложив на них фильтр. Хорошее издание для тех, кто хочет больше узнать о себе и о том, как на нас влияет массовая культура.

Где купить: Individuum, Kiosk

«Право на жизнь: История смертной казни», Тамара Эйдельман

Издательство: Альпина нон-фикшн

Ещё в древности смертная казнь считалась необходимой нормой. Порой из этого устраивали настоящее представление. Однако даже тогда люди понимали, что такая практика ужасна. Палачей боялись и сторонились, а преступников часто предпочитали изгонять, а не убивать на родной земле. И всё же смертную казнь продолжали практиковать. Историк Тамара Эйдельман в своей книге рассказывает, за что в разных культурах людей обрекали на смерть и как к этому относились писатели, философы, политики и простые граждане.

Вика Анистратова
Выпускающий редактор

Меня со школы волнует идея смертной казни. На уроках обществознания мы дискутировали, оправданно ли убийство со стороны государства. Сторонники отвечали, что таким образом преступник получает по заслугам. Противники уверяли, что если убивает государство, его граждане начнут воспринимать убийство как норму. Я обычно была во втором лагере и остаюсь там до сих пор. Но смертная казнь сопровождает человеческое общество на протяжении веков. Неплохо узнать её историю, чтобы лучше понимать, нужна ли смертная казнь в XXI веке. Тем более что книгу написала замечательный историк Тамара Эйдельман.

Где купить: Альпина нон-фикшн, Подписные издания, Читай-город, ЛитРес, Буквоед

«Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, лётчица, „бывшая“ и другие в искусстве 1917–1939 гг.», Надежда Плунгян

Издательство: Музей современного искусства «Гараж»

Искусствовед Надежда Плунгян разбирает наследие советских представлений о гендере и рассказывает, как о женщинах говорили и писали во времена СССР. Это страдающие и благословляющие матери. Неоклассические образы в античных одеждах и лавровом венке на фоне символов прогресса — фабрик и локомотивов. Сотрудницы фабрик и крестьянки с натруженными руками и босыми ногами.

В издании много красивых и информативных иллюстраций — плакаты, листовки, фрагменты картин и даже фотография шахмат, где противопоставлены силуэты «красных» и «белых» женщин. Анализ советского искусства показывает, как менялись представления общества о женщинах: когда девушкам давалось больше или меньше свободы, как на их жизнь влияла государственная идеология и как женские образы становились инструментами пропаганды.

Полина Накрайникова
Редактор роста

Меня особенно поразил фрагмент книги о крестьянках. Надежда Плунгян показывает, как образ, который сегодня кажется одним из ключевых символов Советского Союза, изначально воспринимался едва ли не как контрреволюционный. На ранних плакатах крестьянки выглядят грубыми, алчными и равнодушными наследницами «старого мира». Затем — не слишком способными, но послушными ученицами, впитывающими свет знаний, который несут рабочие — носители советской идеологии. И только спустя некоторое время образ крестьянки сменяется образом колхозницы. За новым словом стоит новая женщина. Сильная, решительная и по невероятному совпадению поддерживающая Сталина.

Каждый фрагмент издания — рассказ о той или иной ипостаси, в которой представали женщины прошлого. Страшно интересный разговор о том, как общество влияло на культуру — и наоборот.

Где купить: новинка появится в конце сентября на Ozon и Wildberries

«Взрослая жизнь от Ааа до Я», Саша Кожевников

Издательство: МИФ

Это иллюстрированный сборник сатирических стихов, где каждая буква — это атрибут взрослой жизни. Например: И — Ипотека, Т — Тревожность, С — Сериалы, Г — Госуслуги. Сборник написал Саша Кожевников. Он создал азбуку для проекта «Попал в переплёт», пишет для портала «НашиДети» и ведёт сатирический блог.

Вика Анистратова
Выпускающий редактор

Книга выходит в конце сентября, но я предлагаю добавить её в закладки уже сейчас. Если бы кто-то вручил мне её в 23 года, когда я съехала от родителей, возможно, я бы не так горько плакала над счетами за ЖКХ и пустым холодильником. Мне кажется классной идея сделать букварь по сложным моментам взрослой жизни. При этом преподнести это с юмором. Да, взрослая жизнь полна неожиданностей, часто неприятных. Однако они неизбежны и, возможно, лучшее, что можно сделать, — это узнать о них побольше и принять с долей иронии.

Где купить: Буквоед, Лабиринт, Book24

«До её встречи со мной», Джулиан Барнс

Издательство: Иностранка

Букеровский лауреат Джулиан Барнс уже появлялся в нашей подборке рекомендаций, когда выходила его новинка «Элизабет Финч». Теперь нам предлагают другой его роман в новом переводе. Сюжет несложно рассказать в двух словах: преподаватель политической истории Грэм влюбляется в актрису по имени Энн. Так сильно, что разводится с женой и женится на актрисе. В фильмографии Энн сплошь постельные сцены, и у Грэма появляется мучительное хобби: ходить на ретроспективы фильмов Энн и наблюдать за ней в объятьях разных экранных героев. Он думает, что любовь сильнее ревности, но переоценивает свою способность сохранить здравый рассудок.

Таня Никитина
Главный редактор

Находиться внутри головы героя мучительно не только для него самого, но и для читателя. Ревность съедает Грэма изнутри, мысли ходят по кругу и постепенно сводят его с ума. У автора получилось глубокое исследование ревности и её разрушительной силы и наглядный ответ на вопрос, есть ли смысл ревновать к прошлому и стоит ли вообще спрашивать: «А сколько у тебя было?»

Где купить: Азбука-Аттикус, Буквоед

«Нора», Хироко Оямада

Издательство: ПоляндрияNoAge

Героиня замечает странное существо, следует за ним и проваливается в нору — так начинается череда странных и удивительных событий. Звучит как описание кэрролловской «Алисы в Стране чудес», правда? Но не только — точно так же разворачиваются события в книге японской писательницы Хироко Оямада. Главной героине Асе тридцать. Однажды знойным летом ей приходится уволиться, чтобы вместе с мужем переехать ближе к его новому месту работы. Семья оказывается за городом и останавливается неподалёку от дома родственников мужа. Жара и скука вынуждают Асу исследовать окружающее пространство — и однажды, упав в нору, она откроет совсем другой мир.

Полина Накрайникова
Редактор роста

Неспешное повествование пронизано духом Японии. Писательница дотошно рассказывает о самых маленьких и незначительных деталях повседневности, будь то традиционный суп или стрекотание цикад, — и от этого проникаешься атмосферой жаркого лета, удалённой от цивилизации деревушки и жизни в совершенно другой стране. Впрочем, книга — не просто ода Японии, но ещё и мистическая притча: главная героиня постоянно сталкивается со странными родственниками мужа, падает в непонятно откуда взявшуюся нору и вообще существует на стыке реального и сказочного. За мастерское смешение жанров Хироко Оямада получила премию Акутагавы — самую престижную японскую награду для литераторов, которую присуждают дебютантам.

Где купить: Поляндрия

«Барракун. История последнего раба, рассказанная им самим», Зора Нил Херстон

Издательство: Бомбора

Автор Зора Нил Херстон — антрополог. В 1927 году она встретилась с Куджо Льюисом из Алабамы — последним выжившим рабом в США. Херстон записала его историю о рабстве и о жизни после освобождения. Рукопись отклонили издатели, объяснив это сложным диалектом Льюиса, который Херстон сохранила в книге. Она отказалась переписывать текст. В итоге её работа почти на 90 лет была похоронена в архиве библиотеки Университета Говарда. Только в 2018 году она увидела свет. И стала лауреатом 13 книжных премий.

Вика Анистратова
Выпускающий редактор

Херстон пишет, что это уникальная история. Ведь её рассказывает не работорговец, который так и не раскаялся, и не противник рабства, который наблюдал за страданиями жителей Африки со стороны. Эту историю поведал человек, когда-то считавшийся «живым грузом». Читатель узнаёт историю работорговли от первого лица. О страданиях и лишениях, которые пришлось пережить темнокожим ради чужой выгоды.

Где купить: Бомбора, ЛитРес, Book24, Лабиринт

«Мост в небеса», Дженин Камминс

Издательство: Синдбад

«Мост в небеса» — книга в жанре тру-крайм. Это значит, что страшное преступление, описанное в книге, произошло на самом деле. Более того, здесь автор расследует историю собственной семьи. Однажды апрельской ночью две двоюродные сестры Дженин Камминс были убиты на мосту через Миссисипи. А обвинили в убийстве её родного брата, который тоже был на мосту, но остался в живых. Дженин Камминс пишет в третьем лице, но не обещает быть объективной — всё-таки речь идёт о её семье. Она пишет о ночи преступления, его расследовании, полицейском произволе и взаимной поддержке семьи, переживающей горе. Книга вышла в 2004 году, но на русском языке публикуется впервые.

Таня Никитина
Главный редактор

В пользу прочтения говорит уже имя на обложке: Дженин Камминс — автор бестселлера «Американская грязь», романа-триллера о жизни мексиканских мигрантов, бежавших в США. Роман бурно обсуждался. Одни критики восхищались острой проблематикой и увлекательным сюжетом, другие обвиняли американскую писательницу в том, что она пишет о том, чего не знает. Здесь не придерёшься: история фактически про саму Дженин. А зная, как она умеет держать читателя в напряжении, от «Моста в небеса» можно ожидать серьёзной эмоциональной встряски и эффекта погружения с головой.

Где купить: Лабиринт.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий