Комментарии

Пережила крушение, выполняла рискованные манёвры, прожила лишь 26 лет: история первой российской женщины-пилота Лидии Зверевой

Генеральская дочь Лидия Зверева получила классическое женское образование своего времени, рано вышла замуж и должна была стать светской дамой. Но всё пошло не так из-за её увлечения авиацией. В 20 лет девушка поступила в частную авиашколу и стала первой в Российской империи дипломированной авиатрисой. Позже она основала свою лётную школу и проявила себя как талантливый авиаконструктор. Женщина-пилот выполняла сложные авиационные фигуры и даже пережила крушение. Она прожила только 26 лет, но причиной её ранней смерти стали не самолёты.

Дочь царского генерала мечтала о небе

Лидия Зверева родилась в 1890 году в семье генерал-майора Виссариона Лебедева. Он участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 годов, а позже служил на территории современной Польши. Лида была младшей из пяти детей в семье. 

С детства Лидия мечтала летать. Она поднималась на аэростатах в крепости Осовец, где служил отец, сама создавала модели летательных аппаратов, хотя тогда даже в газетах мало писали об авиации. Однажды девочка даже попыталась совершить самостоятельный «полёт»: съехала с крыши небольшой постройки на открытом зонте. Взлететь ей тогда не удалось, но и пострадала она не сильно. Однако это было далеко не последнее падение в её авиационной карьере.

Променяла институт благородных девиц на авиашколу 

Родители относились к увлечению дочери снисходительно, считали это юношеским интересом, который с возрастом пропадёт. Они видели дочь светской дамой, потому дали девушке классическое аристократическое образование того времени. Сначала Лидия окончила гимназию, потом институт благородных девиц, а в 17 лет вышла замуж. Судьба Зверевой развивалась по традиционному для того времени сценарию. Однако брак продлился всего два года — муж скоропостижно скончался из-за болезни. 

Тогда в 1910 году девушка, которой едва исполнилось 20 лет, оказалась в Петербурге, чтобы наконец осуществить мечту, о которой она никогда не забывала: стать пилотом. В 1910 году в городе Гатчине, который называют колыбелью российской авиации, открылась первая частная авиашкола «Гамаюн». Её основал инженер и создатель первого в России авиационного завода Сергей Щетинин. Тогда в Гатчине уже существовала авиашкола, но готовила она только пилотов-офицеров. В «Гамаюн» же принимали военных и гражданских, в том числе женщин. Именно туда и поступила Лидия Зверева.

Она была в числе первых трёх человек, записавшихся на обучение. Девушка заплатила за это 400 рублей, и 600 рублей — на случай поломок аэроплана, на котором ей приходилось практиковаться. После года теоретических уроков, в июле 1911 года, Зверева впервые поднялась в воздух на самолёте «Фарман‑4», которым управляла самостоятельно, и летала на высоте 30 метров над аэродромом. 

Стала первой дипломированной авиатрисой 

23 августа 1911 года Лидия Зверева получила диплом пилота-авиатора №31. Номер означал, что она стала 31‑м человеком в империи, имеющим данный документ. Но среди женщин она стала первой дипломированной авиатрисой. 

женщина-пилот Лидия Зверева стала первой авиатрисой.

Однако до Зверевой была ещё одна женщина, которая самостоятельно управляла летательным аппаратом. Известна история о неудавшемся полёте Домникии Кузнецовой-Новолейник, жене инженера Павла Кузнецова. Вместе с мужем она увлекалась авиацией, разбиралась в механизмах аэропланов и теории лётного дела. 5 мая 1911 года во время Второй международной авиационной недели в Петербурге Кузнецова-Новолейник попыталась подняться в воздух на одноместном самолёте «Блерио-XI». Однако она не смогла справиться с управлением, и, едва оторвавшись от земли, самолёт упал. Женщина осталась жива, но её лётная карьера на этом завершилась. Поэтому именно Зверева считается первой российской авиатрисой.

Однако 1911 год стал годом женщин в российской авиации, и буквально через пару месяцев после Зверевой ещё несколько женщин получили подобные дипломы. 3 октября того же года Евдокия Анатра стала дипломированной авиатрисой. А 9 октября экзамен сдала певица и актриса Любовь Голанчикова, которая через год установила всероссийский и мировой рекорд — поднялась на самолёте на высоту в 2200 метров. 

«Женщины начинают быстро выдвигаться в авиации, в этом новом пока деле. Вслед за мной пилотские дипломы получили спортсменка Евдокия Анатра и певица Любовь Голанчикова. Горячо верю, что года через два-три женщины будут иметь большие успехи и на этом поприще»

из автобиографии Лидии Зверевой

Именно термин «авиатриса» (также был вариант с двумя буквами «с») активно употребляли в отношении женщин-пилотов в начале ХХ века. Это была калька с французского слова aviatrice. 

Однако уже в начале 20‑х годов ХХ века термин перестали употреблять. Лингвист Михаил Панов связывает это с так называемой новой традицией в развитии русского языка: в Советском Союзе слова женского рода, такие как архитектриса, директриса, инспектриса, лектриса, адвокатесса, стали выходить из употребления. Связано это с тем, что сначала эти термины были введены, чтобы выделить женщин в редких для них профессиях. В СССР же подразумевалось, что женщины могут работать наравне с мужчинами, поэтому названия были унифицированы в мужском роде. 

Выполняла опасные манёвры и потерпела крушение

Во время обучения в авиашколе Зверева познакомилась с инженером и пилотом Владимиром Слюсаренко. Они поженились и вместе строили карьеру в авиации. Вместе же они планировали, ещё до того, как Зверева стала дипломированной авиатрисой, принять участие в первом перёлете между Петербургом и Москвой. Это было рискованное мероприятие, но 12 пилотов, в числе которых был Слюсаренко, добровольно вызвались лететь.

женщина-пилот выполняла опасные маневры и потерпела крушение

Изначально Слюсаренко собирался выполнить весь полёт на двухместном «Фармане» вместе со Зверевой в качестве пассажирки. Они стартовали в Петербурге, однако уже в воздухе мотор стал давать сбои. Чтобы избежать трагедии, было принято решение возвращаться в Петербург. У Слюсаренко была возможность стартовать ещё раз, но мотор его машины был окончательно сломан. На помощь ему пришёл авиатор Константин Шиманский. Он одолжил свой мотор, поэтому его же, а не Звереву, Слюсаренко взял пассажиром в очередной полёт. 

Однако на этот раз катастрофа всё же случилась: самолёт упал и разбился, Шиманский погиб на месте, а Слюсаренко получил тяжёлые травмы. 

«Вторично я не полетела только потому, что авиатор Шиманский предложил Слюсаренко свой мотор и как владелец его полетел пассажиром. Результат известен — оба упали, Шиманский разбился насмерть и спас меня ценой своей жизни»

из автобиографии Лидии Зверевой

Уже после получения диплома вместе с мужем и другими пилотами Зверева проводила показательные выступления перед публикой. В 1912 году она участвовала в бакинской авиационной неделе, потом совершала демонстрационные полёты в Тифлисе. Авиатриса не боялась выполнять сложные элементы даже при плохих погодных условиях. Но однажды такой полёт чуть не стал последним в её жизни. 

На показательных выступлениях в Риге начался сильный ветер, и самолёт Зверевой стало сносить на трибуны. Чтобы избежать столкновения и уберечь зрителей, авиатриса сделала резкий манёвр — самолёт отвернуло от трибун, но он перевернулся и упал на землю. Звереву придавило обломками, но она чудесным образом выжила и даже не сильно пострадала.

Основала авиамастерскую и самую доступную во всей империи лётную школу 

После крушения судьба связала Звереву с Ригой ещё на несколько лет. Там в 1913 году Лидия открыла авиационную школу, в которой могли учиться женщины. Эта была самая доступная в Российской империи школа, потому что плата и залог за поломку самолёта были ниже на 200 рублей, чем в других частных учебных заведениях.

Вместе с мужем Зверева основала авиационные мастерские. Там занимались как ремонтом, так и постройкой самолётов. После начала Первой мировой войны мастерские из Риги были перевезены в Петербург и преобразованы в небольшой авиазавод. Поначалу там выпускали не более одного самолёта в месяц, но завод расширялся, и уже к 1916 году каждый месяц выходило не менее 5 военных и гражданских самолётов.

Карьера Лидии Зверевой могла быть наполнена ещё многими яркими эпизодами, однако в 1916 году она заболела тифом и скончалась на 26‑м году жизни. Её похоронили на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре. Владимир Слюсаренко повторно женился в 1917 году, а после революции эмигрировал в Австралию. Во время войны родные Зверевой покинули город, за могилой никто не ухаживал, также были утеряны архивные записи в лавре. Только в 2019 году удалось установить  место захоронения первой российской авиатрисы.

Окончила журфак МГУ, теперь изучаю политологию. Ищу интересных героев и рассказываю об их тяжёлом или вдохновляющем опыте, исследую жизнь в России. Хочу способствовать репрезентации женщин в различных сферах и разрушать стереотипы.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.