Сегодня многие женщины могут учиться в университетах, издавать книги, заниматься политикой и наукой. Всего пару столетий назад у большинства из них такой возможности не было. Тогда женщины придумали литературные и светские салоны — неформальные кружки для поддержки и обмена идеями.
Первые салоны: место, где ум ценили выше пола
У слова «салон» несколько значений. Сначала так называли зал для приёма гостей в замках и особняках. Ближе к XIX веку в «салоны» превратились дома, где светское общество собиралось для бесед и развлечений. Синонимами этого слова были «кружок», «ассамблея», «общество» и «содружество». Современные словари определяют «салон» как литературно-художественный или политический кружок для избранных.
История салонов уходит корнями в античность. Их прообразами считают дома гетер — незамужних жительниц Древней Греции. Гетеры были свободными и образованными горожанками. Некоторые из них пользовались большим влиянием. Например, дом гетеры Аспазии стал интеллектуальным центром Афин. Мужчины приходили туда обсудить философию и политику. Среди гостей были уважаемые философы, ораторы и политики — в том числе Алкивиад и Сократ.
По словам социологини Валентины Успенской, в Европе расцвет салонов пришёлся на XVII–XVIII века. Первые из них открыли в Париже. Там салоны стали центрами общественной и интеллектуальной жизни. А к 1760-м годам — ещё и центрами Просвещения. В салонах продвигали близкую просветителям идею гражданского равенства. Их посещали и знатные, и незнатные люди — причём и мужчины, и женщины. На этих собраниях ум ценили выше пола и происхождения.
Салон как замена недоступному университету
В XVIII веке женщинам всё ещё было недоступно полноценное образование. В то время как молодые люди поступали в университеты, девочки переставали учиться лет в двенадцать. Главным для них становилась подготовка к семейной жизни. Девочек учили быть «покорными, хозяйственными и добродетельными». А если они хотели учиться чему-то большему, то делали это тайком — под неодобрительные возгласы и без поддержки.
К образованным женщинам вплоть до начала XX века относились настороженно. Их считали как минимум «странными» и «неестественными».
Литературные салоны стали для женщин чем-то вроде неформальных университетов. Там они обменивались идеями, зачитывали свои сочинения, слушали критику и заводили знакомства с влиятельными людьми — учёными, литераторами и политиками. Благодаря салонам женщины могли участвовать в политической жизни и даже формировать общественное мнение. По сути, салоны были единственным местом, где женскую тягу к знаниям поощряли.
Государства внутри государства: как женщины управляли салонами
Салонная культура не просто дала женщинам больше возможностей. Она вывела их на передний план. Обычно именно женщины заведовали салонами и были в них полноправными хозяйками (фр. salonières). Они решали, каким будет салон — литературным, социальным или политическим. А ещё — приглашали гостей, выбирали темы, руководили беседой и даже составляли обеденное меню. От хозяйки зависело, будут ли вечером петь, играть в карты или ставить пьесу.
Чтобы открыть салон, нужны были деньги, жизненный опыт и знание светских манер. Поэтому их чаще держали не девушки, а дамы среднего возраста. Удобнее всего было вдовам: они не зависели от мужа ни финансово, ни юридически. Если супруг всё-таки был, он придерживался либеральных взглядов.
Хозяек салонов уважали и даже называли «королевами без короны». Они управляли своими салонами как «государствами внутри государства».
У них были свои законы и «подданные» — гости, которые преклонялись перед ними за обаяние и такт. Неудивительно, что из-за этого салоны критиковали. Их противники выступали против доминирования женщин. Салоны нарушали привычный уклад, где женщина подчиняется мужчине, а не командует.
Во Франции — изысканный салон маркизы де Рамбуйе
Первым салоном Парижа стал кружок писательницы маркизы де Рамбуйе (Катрин де Вивонн). Она открыла его в 1617 году. Слабое здоровье не позволяло маркизе присутствовать при дворе. Вдобавок она не выносила грубых нравов придворного общества. Поэтому она создала свой двор в миниатюре — «Отель Рамбуйе». Он расположился прямо в доме маркизы и её мужа. Помещения она украсила по своему вкусу: живыми цветами, зеркалами, фарфором и мрамором. Стены внутри «Отеля» были разноцветными, хотя в то время их обычно обивали тёмной кожей.
Салон Рамбуйе посещали драматурги, учёные и священники. Среди известных гостей были Мольер, Вольтер и Мари де Гурне (авторка книг об общественном положении женщин). Они зачитывали свои произведения, слушали чужие, критиковали и принимали критику. Своё мнение высказывали даже профаны в литературе.
«Отель Рамбуйе» заложил основы этикета и салонного общения. Его хозяйка сама выбирала тему дня и руководила дискуссией, лёжа на кушетке. Она следила за тем, чтобы все соблюдали правила, учились вежливости, галантности, утончённости и хорошему вкусу. Переступая порог дома Рамбуйе, они принимали негласный кодекс его хозяйки.
В Англии — салон «синих чулков» Элизабет Монтегю
Английская салонная культура просуществовала недолго — с 1750-х по 1790-е годы. Её создали знатные лондонские дамы по примеру француженок. Правда, в отличие от французских салонов, в английских сделали упор не на изысканные манеры. Во главе угла стояли знания и женская солидарность.
Самый известным английским салоном стал кружок писательницы Элизабет Монтегю. Его посещали и мужчины, и женщины. Художники, политики, актёры, музыканты и писатели собирались в уютной обстановке, чтобы попить чай и побеседовать. По воспоминаниям писательницы Фанни Берни (современницы Монтегю), хозяйка вела дискуссию «ясно и красноречиво».
Именно благодаря салону Монтегю появилось пренебрежительное выражение «синий чулок». Всё дело в том, что один из завсегдатаев носил синие шерстяные чулки вместо предписанных этикетом шёлковых чёрных. Прозвище «синий чулок» приклеилось сначала к нему, а затем и ко всем участникам кружка. Ещё позже оно стало чисто женским. В 1780-е так называли любую учёную педантичную даму.
Женщины — «синие чулки» любили литературу и стремились учиться. За это их высмеивали и даже ненавидели современники. Такое поведение в ту пору бросало вызов мужскому авторитету.
Элизабет Монтегю ставила искусство книгопечатания выше других и считала книги «даже полезнее учёбы». Как богатая писательница, она считала своим долгом помогать малоизвестным литераторкам. Она представила их публике и стала их покровительницей. Благодаря своей деловой хватке, Элизабет вела переговоры с книготорговцами и издателями — от своего имени и от имени других авторов.
Салон Монтегю стал не только ареной, где женщины свободно обсуждали литературу и политику. Он превратился в комьюнити. Участницы дружили, переписывались и поддерживали друг друга — например, собирали деньги на публикацию и переводы книг авторок-единомышленниц.
В России — литературные салоны Зинаиды Волконской и Авдотьи Елагиной
До России салонная культура добралась несколько позже — только к XIX веку. Хотя просвещённые дворяне и литераторы собирались и в начале XVIII, тогда слово «салон» ещё не было в ходу.
Русские салоны XIX века походили на французские. Они тоже формировались вокруг женщин. Например, в середине 1820-х годов популярный музыкально-литературный салон держала княгиня, писательница и певица Зинаида Волконская. Зинаида была одарённой: писала стихи на трёх языках, пела и сама сочиняла музыку. В её салоне на Тверской улице устраивали концерты и литературные чтения. Там собирался весь высший свет — сановники, журналисты, писатели и художники. Среди постоянных гостей был и Александр Пушкин. Он восхищался Волконской и даже назвал её «царицей муз и красоты» в одном из своих стихотворений.
Ещё один пример — литературный салон Авдотьи Елагиной (племянницы поэта Василия Жуковского). Елагина была одной из образованнейших женщин своего времени. Она владела немецким, разбиралась в литературе и переводила иностранные сочинения.
Салон Елагиной у Красных ворот посещали известные писатели и публицисты — Гоголь, Пушкин, Герцен и Огарёв.
Сама Елагина не была писательницей. Но по словам философа Константина Кавелина, «в развитии русской литературы и мысли она участвовала более, чем многие писатели и учёные по ремеслу».
При всех своих достоинствах хозяйки русских салонов не стремились обсуждать женский вопрос. Их интересовал не социальный статус, а возможность подискутировать об искусстве. Некоторые исследователи подчёркивают, что поэтому салоны в России так и не стали площадкой борьбы за женские права. Да, их хозяйками восхищались. Их боготворили, им посвящали стихи. Но это чувства были скорее романтическими, сродни культу. В отличие от европеек, русские salonières не создали вокруг себя женское сообщество. Они вдохновляли мужчин и вносили в салоны «элемент интеллектуального кокетства и изящества».
Что салоны сделали для феминизма
Европейские салоны XVII–XVIII веков тоже не совершили гендерной революции. Но вместе с тем они дали понять: женщины могут больше. Их не обязательно запирать дома вместе с детьми и мужем.
Литературные салоны стали для женщин первыми кружками по интересам. Они сформировали коллективное сознание, которое исследователи потом назовут «феминистским по сути». Конечно, и хозяйки, и посетительницы салонов не были феминистками в буквальном смысле слова. Даже «синие чулки» мыслили консервативно и не требовали политических прав. Многие из них вообще не задумывались о женском движении. И всё-таки невольно подготовили для него почву.
По словам фем-исследовательницы Эвелин Гордон Бодек, по-настоящему бороться за свои права женщины начали уже после европейских революций и Гражданской войны в США. Но в эпоху, когда слово «образованная» считали оскорбительным для женщины, салоны пошатнули привычный порядок вещей. Женщины осознали, что их положение в обществе несправедливо, и попытались хотя бы немного улучшить его.
Станьте первым, кто оставит комментарий