Комментарии

Культ француженок: как появился миф об идеальной женщине и зачем нам его навязывают

как француженка

Если ввести в поиск фразу «как француженка», вам отроется безграничный путеводитель красоты и стиля: «10 способов одеться, как француженка», «Утренняя рутина француженок», «Что едят француженки». Вика Анистратова рассказывает, почему культовым образом стала не англичанка и не итальянка и зачем нам навязывают образ идеальной женщины из Парижа.

Какая она, француженка

Француженка отличается неповторимым чувством стиля, искушённостью в бьюти-процедурах и умением подавать себя. Она знает секреты красоты и очарования, всегда готова и к длинному рабочему дню, и к страстной ночи. Француженка сидит на диете, занимается спортом, интересуется искусством, читает правильные книги и выходит из роддома с плоским животом. 

Культ француженки есть даже во Франции. Но там её называют парижанкой. Потому что если Франция — центр моды, то Париж — её столица. Настолько, что вы никогда не найдёте журнала Vogue France. Существует только Vogue Paris. 

Необязательно рождаться в Париже, чтобы быть француженкой. Это больше образ жизни, чем национальная черта. Актрису Джейн Биркин считают истиной француженкой, хотя она родилась и выросла в Лондоне. Всё сделано для того, чтобы каждая девушка была уверена, что может стать француженкой. 

Как появился миф о француженках

Всё началось с солнца. С «короля-солнца» Людовика XIV. Он хотел возвысить Францию в глазах других стран и решил сделать это с помощью моды, обогнав в этом Италию и Испанию. Как одежда отражала статус человека, так и французская монархия должна была сделать моду своим символом могущества в Европе. 

Во Францию пригласили лучших ткачей, кожевников и кружевниц со всего мира, чтобы те поделились знаниями с местными мастерами. Французским производителям давали привилегии в торговле, в отличие от импортных. В стране открывали производства тканей, отделки и аксессуаров. Уже в конце XVII века моду называли на французский манер la mode и считали чем-то неоспоримо французским. Король и его придворные задавали тон новым трендам в стране и за её пределами.

Моду представляли как неотъемлемую часть женского туалета, поэтому основными потребителями считали женщин. Чтобы показать последние модные тенденции, из Франции рассылали гравюры с изображением дам в новых модных туалетах, а также кукол, на которых демонстрировали наряды. Образ наряженных кукол и девушек с гравюр слился с француженками в единую концепцию: француженка — это олицетворение стиля и красоты. Так образ француженки стал просачиваться в культуру как совершенный образец женщины.

Француженок стали превозносить в искусстве. Особенно парижанок. Художники Моне, Мане и Ренуар культивировали образ парижанки в своих работах «Портрет Камиллы», «Лиза», «Парижанка». В литературе Оноре де Бальзака присутствовала парижанка. Она могла быть аристократкой («Герцогиня де Ланже»), таинственной незнакомкой («Златоокая девушка»), куртизанкой («Блеск и нищета куртизанок»). Но неизменно оставалась прекрасным духом женственности.

XX век только сильнее закрепил француженку как символ идеальной женщины. На экранах сверкали Катрин Денёв и Брижит Бардо, которые до сих пор считаются прекрасными воплощениями образа француженки. В конце 50‑х в еженедельнике Jours de France появились комиксы художника Эдмонда Кираза. Они выходили до 80‑х и изображали будни хорошеньких, легкомысленных парижанок, которые ведут жизнь, наполненную модой и любовью. Эти комиксы укоренили образ француженки в воображении самих французов.

В 1985 году на стенах Парижа появились трафаретные граффити, изображавшие женщину в чёрном платье и туфлях на шпильке. Их автором стала уличная художница с псевдонимом Miss.Tic. Изображения стали ассоциировать с образом парижанки. И настолько, что в 2006 году даже вышла книга о стрит-арте Miss.Tic с названием «Парижанка». В предисловии французская галеристка Лелия Мордок написала: 

«Мы — парижанки, и это знает целая вселенная. Одетые в чёрное с головы до пят, с яркой красной помадой и горящими глазами, парижанки движутся вперёд, победоносные и обольстительные, осиянные свободой, в которую они ежедневно облачаются, как в сверкающую броню, чтобы завоевать мир… Известно, что парижанки элегантны, не прикладывая к этому ни малейших усилий. Мы рождены в мире моды, парижской моды».

Наконец, появились те самые гайды об образе жизни француженок. Писательница Сьюзан Табак в книге «Шик в Париже: секреты стиля и лучшие адреса» обещает читателям раскрыть тайну сексуальности и элегантности парижанки. Элен и Ирен Люрса пишут книгу «Как стать настоящей парижанкой». Парижанки появляются в Vogue, чтобы поделиться секретами моды и красоты. В 1989 году в журнале Vogue Paris был раздел «ABC. Адресная книга», а в 1998‑м — «Персональный ежедневник». Оба были посвящены советам парижанок.

И вот мы и пришли к статьям «Правила жизни француженок» и даже советам «Как вести инстаграм в духе настоящих парижанок». У американского Vogue есть целый раздел French Girl Style. Культ француженки не утихает. Хотя, кажется, реальные француженки уже устали оттого, что их превращают в недостижимый идеальный образ.

Зачем нас учат быть француженками

Короткий ответ: чтобы продавать. Образ француженки служит глянцу для продвижения товаров и услуг. Остроумная, эмансипированная и модная, парижанка является идеалом женственности. И он, если верить изданиям и рекламным роликам, доступен простым женщинам. Нужно только купить определённую помаду. Определённые духи. Определённое пальто. И вуаля! Вы настоящая француженка.

Француженка может продать всё. Французский ELLE в августовском номере 2004 года ставит парижанку по уровню статуса на одну планку со звёздами. В одной из статей эксперт выделяет, что к её услугам прибегают не только знаменитости, но и парижанки.

Продаётся и стиль. Некоторым кажется, что француженка — это неизменные красная помада, небрежная причёска, тельняшка и тренч. Но на деле её стиль постоянно менялся. Vogue Paris в 2002 году описал её как активную, с торопливо, но уверенно нанесённым макияжем, сексапильную и дерзкую женщину в духе Saint-Lau­rent. В марте 2004 года парижанка стала поэтична и рок-н-ролльна. 

В 2006 году Vogue Paris вовсе выпустил августовский номер с заголовком «Парижанка: её 80 стилей, её маршрут красоты, её модные дерзости». На снимках внутри журнала было 80 нарядов, где сочетались чёрный комбинезон без рукавов Louis Vuit­ton, платье в духе 20‑х Rober­to Cav­al­li и расшитый золотыми листьями кардиган Ralph Lau­ren. Одежда француженки менялась в зависимости от модных течений. Потому что одежду нужно продать. Кто сделает это лучше неё!

Профессор Лондонского колледжа моды Аньес Рокамора пишет в книге «Одевая город», что француженка — это скорее плод мужского воображения, чем реальный человек. В 1958 году в музее Гальтера прошла выставка «Парижанка». Среди 91 художника и скульптора, которые изображали парижанку, были только четыре женщины. Писатели культивировали образ, который создавали мужчины на протяжении столетий. Француженка всегда ухоженна, но не слишком. Остроумна, но не слишком. Неуловима, но не слишком. И, конечно, потрясающе красива и сексуальна. Француженка безупречна. Потому что существует только в воображении.

Амбассадор саморазвития на диване. Уже три года смотрю лекции, читаю книги, слушаю умных людей и пробую их методы личного развития. В свободное время слежу за профессиональными стилистами и повесткой Vogue, штудирую книги об истории моды и собираю личную коллекцию шмота и украшений.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.