Фильму «Дьявол носит Prada» почти два десятка лет, а мы до сих пор не можем определиться, как относиться к Миранде Пристли. С одной стороны, она токсичная ведьма, которая швыряет шубы на письменный стол и даёт невыполнимые задания. С другой — икона, которой хочется подражать, разбирая фильм на цитаты. Вика Анистратова решила задать себе и зрителям четыре вопроса, чтобы защитить героиню Мерил Стрип от клейма «злодейки».
Не путаем ли мы токсичность с профессионализмом?
Весь фильм стоит держать в голове, что Миранда Пристли не начальница забытого всеми завода на задворках страны, которая ни с того ни с сего возомнила себя богиней. Она главный редактор самого могущественного модного журнала. Титул издания «Подиум» не раз подчёркивают в фильме. Дизайнеры готовы полностью переделать коллекции, лишь бы попасть на его страницы. А сотрудники постоянно твердят, что работа в «Подиуме», тем более ассистентом Пристли, открывает двери в самые авторитетные издания Нью-Йорка.
Словом, зрителям всячески дают понять, что на посту главного редактора не будут держать бездаря: позиция слишком лакомая. Вспомним, как Миранду попытались сместить с поста, но она обыграла собственного босса, доказав, что занимает должность более чем заслуженно.
Миранда Пристли не прохлаждается где-то у бассейна, пока редакция собирает новый выпуск. Она собственноручно контролирует наполнение журнала, часто забирая работу на дом. Посещает дизайнеров, чтобы лично отсмотреть коллекции, которые предлагают на страницы «Подиума». Участвует в подготовке к съёмкам.
Знаменитый монолог Пристли про небесно-голубой цвет отлично показывает её знание мельчайших механизмов работы модной индустрии. Пока Энди видит в глянце поверхностное женское увлечение и мизогинно ставит себя выше коллег и «этих тряпок», Миранда зачитывает ей целую лекцию о том, как мода влияет на людей, а работники «Подиума» влияют на моду.
Исследователи Университета штата Пенсильвания проанализировали The Leadership of Miranda Priestly in The Devil Wears Prada / PennState стиль руководства Миранды Пристли и пришли к выводу: её слушают не только потому, что боятся, но также потому, что она обладает силой знаний. И Миранда не раз демонстрирует свою подкованность в профессии.
Профессионализм Миранды Пристли отметила и Мерил Стрип, которая сыграла её в «Дьявол носит Prada». Она сказала, что героиня обладает уникальным хладнокровием в любой ситуации. Что тоже играет ей на руку как руководительнице.
«Я помню, как она [Мерил] сказала мне, что Миранда будет спокойствием в центре бури. Она может вызывать безумие у других, но у неё самой есть эта способность сохранять спокойствие. Это одна из причин, по которой она пугает людей, — она не позволяет вещам, которые беспокоят и расстраивают других, затронуть её».
Позволила ли бы злодейка победить главной героине?
Обычно задача злодея в произведении — победить главного героя. Физически расправиться, морально уничтожить, переманить на свою сторону — зависит от сюжета.
Руководительница Runway явно не держит дураков в редакции. Всех сотрудников представляют профессионалами. Старшая ассистентка Эмили до мелочей знает свои обязанности и даже жертвует здоровьем, чтобы работа была сделана безупречно и в срок. Арт-директор «Подиума» Найджел тоже полностью предан своему делу. Не зря он был уверен, что получит повышение. Никто не держит людей в редакции насильно, но все работники понимают, чего стоит работа в «Подиуме» и какую роль в этом играет Миранда.
«Многие были готовы следовать за ней [Мирандой], потому что профессиональное общение с ней открывало будущие карьерные возможности. Работа на кого-то вроде Миранды Пристли, может, не похожа на прогулку в парке, но она может быть выгодной в долгосрочной перспективе».
Миранда жестка с сотрудниками, потому что сама знает, что значит работать в Runway. Она требует, чтобы они показывали всё, на что способны. В том числе это требуется и от Энди. Стоит признать, что в начале фильма героиня Энн Хэтэуэй едва ли показывает себя с лучшей стороны. Она обесценивает работу коллег, считая, что они занимаются бестолковыми побрякушками, и постоянно жалуется, что никто не оценивает её работу по достоинству. При том что работа, вообще-то, чаще заканчивается провалами. Сцена, в которой Найджел отчитывает главную героиню, по-своему жёсткая, но отрезвляющая. Он объясняет девушке, что её работа в «Подиуме» кажется адом не потому, что Миранда к ней придирается. А потому, что Энди не относится к работе с должной ответственностью.
Как только Энди берёт себя в руки и начинает внимательнее относиться к обязанностям (что выражается даже в смене имиджа), так награда не заставляет себя ждать. Миранда хоть и не целует девушку в лобик, тем не менее замечает её трудолюбие и новое серьёзное отношение к работе в «Подиуме». Настолько, что берёт её с собой в Париж вместо Эмили. И хотя этика такого поступка вызывает вопросы, Миранда поступила с Энди соразмерно её вкладу.
«Конечно, она [Миранда] жёсткая, требовательная, переменчивая и временами кажется подлой. Но в конце концов, это не жестокость, а стремление к совершенству. Это не демонстрация силы, не мачизм Демонстрация маскулинности, связанная с идеей мужского превосходства, агрессивным поведением и презрением ко всему «женскому». ».
После того как Энди бросает телефон в фонтан, чтобы таким образом как бы заявить об увольнении, Миранда не устраивает ей показательную казнь, не стирает репутацию девушки в порошок. А ведь мы знаем, что эта женщина может уничтожить карьеру практически любого журналиста в городе. Вместо этого Миранда даёт Энди положительную характеристику, которая в итоге приводит её к работе мечты. Главная героиня побеждает, и отчасти этому способствует «злодейка» Пристли.
Критиковали бы мужчину на том же месте так, как критикуют Пристли?
Не думайте, что я ношу розовые очки, когда говорю о Миранде Пристли. Она манипулятивная, безжалостная, двуличная и порой даже подлая. Если нужно, эта женщина пойдёт по головам коллег. И мне не хотелось бы работать с таким боссом. Но.
Пристли каждый месяц обеспечивает существование успешного глянцевого журнала с полным штатом сотрудников. Миранда не ищет дружбы у коллег, ей нужны отдача и результат. В первую очередь она думает о выполненных задачах и в последнюю — о чувствах других. За это её называют стервой и злодейкой. А теперь попробуйте сменить имя Миранды, скажем, на имя Мартин. Не превращается ли тогда стерва в сильного лидера, который просто ведёт компанию к результату, не размениваясь на сентименты?
В культуре до сих пор жив стереотип, что женщина не должна быть жёсткой и бескомпромиссной. Такие качества присваивают мужчинам, восхваляя их за это. «Да, он безжалостен с работниками, зато какой уникальный смартфон мы получили!», «Он проводит почти всё время на работе и развёлся с очередной женой, зато ракета полетела!» То, что для мужчины-руководителя становится показателем силы, для женщины чаще превращается в инструмент порицания. «Нет, Миранда Пристли не требовательный лидер, она токсик», «Нет, Миранда Пристли не успешная, ведь её дети вечно без матери, а муж сбежал».
Даже Энди, услышав, как Миранду называют «садисткой», отвечает: «Если б Миранда была мужчиной, никто бы ничего в ней не заметил, кроме того, как она отлично справляется со своей работой».
Миранда Пристли словно должна быть милой, потому что она женщина. Но кому и почему она должна? Миранда не запала бы в сердца миллионам зрителей, если б была комфортной. Нет, она в первую очередь олицетворяет волевую женщину, которая не будет менять своё мнение, чтобы другим было комфортнее. Почему бы и таким женщинам не оставаться в истории наравне с «плохими парнями»? Миранда Пристли может стать ролевой моделью для женщин, которые стесняются своих амбиций и непростого характера.
«Миранда действительно сосредоточена на своей работе и находится под определённым давлением как женщина на этой властной должности... Я думаю, что многим женщинам-боссам приходится бороться с людьми, которые думают, что они стервы, холодные или трудные».
Стоит ли ставить Миранду в пример руководителям?
Вряд ли. Миранда обладает многими достоинствами. Но что точно не стоит у неё копировать, так это бескомпромиссный стиль руководства.
Важно понимать, что «Дьявол носит Prada» — не только развлечение на вечер, но также памятник эпохи. Это середина нулевых. Время, когда женщины только начали выбираться из очередных сексистских стереотипов, навязанных поп-культурой девяностых и начала нулевых. Ещё не началось движение #MeToo, которое обличило нескончаемые случаи харассмента на рабочих местах. Толком не обсуждали стеклянные скалы, потолки и другие явления, которые мешали (и до сих пор мешают) женщинам строить карьеру. Проходя через это в молчании и непонимании окружающих, очень сложно не ожесточиться. Учитывая, в какое время Миранда работает главным редактором (уже не первый год), несложно представить, как она выгрызала зубами своё место в мужском мире. Она стала токсичным боссом, чтобы обыграть патриархат на его же поле.
В стереотипном представлении мужчин-кинематографистов женщина-лидер часто сексуальная, безэмоциональная женщина, которая на самом деле глубоко несчастна. Она принесла ради карьеры в жертву семью, но на самом деле только и мечтает, что о сильном мужчине и детишках. Миранда Пристли стала одной из немногих кинопримеров настойчивой и независимой начальницы. Она показала, что добровольно приносит жертвы ради карьеры. Так же, как это делают лидеры-мужчины, с той лишь разницей, что их обычно не осуждают.
Но это всё ещё фильм 2006 года. Было бы странным считать жёсткий стиль управления Миранды Пристли актуальным. Он устарел раньше, чем его начали всерьёз критиковать. Но кое-что в Миранде актуально до сих пор: несгибаемость, твёрдость, целеустремлённость и профессионализм. Да, это сделало Миранду Пристли сложным персонажем. Но может, пора наконец перестать демонизировать женщин, которые отказались быть удобными для окружающих?
А что вы думаете о героине Мерил Стрип? Пишите в комментариях!