Знать
21 августа 2022

Загадочная госпожа: кем была Лиза дель Джокондо и почему её портрет стал легендой

История одной улыбки.

Вика Анистратова
Вика Анистратова
Редактор «Горящей избы».
мона лиза картина

21 августа 1911 года художник-декоратор Винченцо Перуджа вынес из Лувра картину «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Эта (случайная!) кража сделала произведение легендой. Хотя и до этого картина захватывала умы учёных и художников по всему миру. Одного из них она якобы даже свела с ума. В картине искали тайные смыслы и долгое время пытались определить, кто же на самом деле изображён на ней. Только в 2005 году искусствоведы сошлись во мнении, что героиней картины стала Лиза дель Джокондо. Рассказываем, кем она была и почему её портрет стал культовым произведением искусства.

Картина «Мона Лиза» или «Джоконда»?

На самом деле верны оба названия. Так получилось, что в разных странах закрепились разные названия картины. Например, в Великобритании её принято называть «Мона Лиза» (Mona Lisa), а вот во Франции и Италии — «Джоконда» (La Joconde и Gioconda соответственно). У картины есть и полное название — Ritratto di Monna Lisa del Giocondo («Портрет госпожи Лизы дель Джокондо»). А слово «Мона» в названии картины означает «госпожа».

Жена торговца шёлком или людьми

О жизни Моны Лизы известно немного, и даже эти немногие факты порой разнятся. Большую часть фактов о ней удалось раздобыть историку Джузеппе Палланти.

Лиза родилась в старинной аристократической семье Герардини во Флоренции. Доходы семейство получало от фермерских угодий в Кьянти. Матерью Лизы была Лукреция дель Каччия, третья жена Антона-Мария ди Нольдо Герардини. Две предыдущие супруги умерли при родах. У Лизы было три сестры и три брата. 

Семья Герардини снимала дома, так как это было дешевле, чем ремонтировать собственный. Однажды они поселились рядом с Пьеро да Винчи — отцом Леонардо. Так что Лиза и великий художник уже тогда могли быть знакомы. У Герардини был небольшой загородный дом, где семья проводила лето, пока отец семейства наблюдал за работой на фермах.

В 15 лет Лиза Герардини вышла замуж за Франческо дель Джокондо — скромного торговца тканями и шёлком. Он был старше её на 14 лет. Лиза стала его второй женой после смерти первой — Камиллы Ручеллаи. Она, кстати, была сестрой второй жены отца Лизы. Приданое за девушкой дали скромное по тем меркам: 170 флоринов и ферма Сан-Сильвестро недалеко от загородного дома Герардини. Это позволяет полагать, что Франческо и Лиза поженились по любви, ведь ни один из них не мог похвастаться состоянием. Впрочем, Франческо выиграл больше, так как взял в жёны девушку из знатного рода Флоренции.

С годами дель Джокондо разбогател и стал флорентийским чиновником. Считалось даже, что он представлял интересы одной из самых влиятельных семей Флоренции — Медичи. Правда, за такую репутацию ему пришлось поплатиться. После изгнания Медичи из Флоренции его заключили в тюрьму и оштрафовали. Когда Медичи вернулись, Франческо освободили.

По одной из версий историков, супруг Лизы был не так чист на руку. Мартин Кемп и Джузеппе Палланти в книге «Мона Лиза: люди и живопись» полагали, что он разбогател на работорговле. Франческо покупал девушек в Северной Африке и перевозил во Флоренцию, обращая при этом их в христианство. Некоторые из них работали горничными в доме дель Джокондо.

Лиза прожила в браке с Франческо до конца своих дней. У них родилось пятеро детей, также девушка взяла на себя воспитание Бартоломео — сына Франческо от первого брака. Супруг Лизы умер от чумы в 80 лет. До этого он составил завещание, в котором возвращал приданое Лизе. Кроме того, он подарил ей личную одежду, украшения и сделал всё, чтобы обеспечить будущее своей вдовы. Но Лиза пережила мужа лишь на четыре года.

Знатная дама, куртизанка или юноша

В годы жизни Лизы Флоренция была мировым центром искусства. Среди жителей города считалось почётным быть покровителями художников и скульпторов. Дель Джокондо не стал исключением и заказал у Леонардо да Винчи портрет своей супруги. По распространённой версии сделал он это ещё и для того, чтобы отметить рождение третьего ребёнка.

Портрет Моны Лизы Леонардо писал долгие годы. Считается, что он начал его в 1503 году, но ему пришлось отложить работу ради «Битвы при Ангиари». Картина путешествовала с да Винчи до 1516 года — только тогда он её завершил. Хотя некоторые исследователи уверены, что портрет не завершён до сих пор.

Ранее никто не знал, кого именно изобразил Леонардо да Винчи. Портрет приписывали как минимум десяти разным людям. В их числе были мать художника, его современницы, даже куртизанка. Были и те, кто уверял, что на портрете изображён молодой юноша, возможно сам да Винчи. Но в 2005 году сотрудник Гейдельбергского университета Армин Шлехтер обнаружил доказательство, что позировала именно Лиза дель Джокондо. Это была записка, написанная Агостино Веспуччи в 1503 году. В ней говорилось, что Леонардо работал над портретом Лизы дель Джокондо.

Детали картины могут кое-что рассказать о Моне Лизе. Например, её правая рука покоится на левой — с таким жестом изображали верных жён. Кроме того, Лиза одета в тёмную одежду и вуаль. Это считалось высокой модой по меркам того времени. Тёмные цвета, особенно чёрный, было сложно получить, поэтому ткани таких оттенков стоили дорого.

Почему у Лизы дель Джокондо нет бровей?

У Моны Лизы нет не только бровей, но и ресниц. Изначально считали, что дело было в моде того времени: женщины предпочитали выщипывать брови, иногда полностью. Некоторые шли дальше и сбривали часть волос на лбу, чтобы сделать его больше. Но в 2007 году парижский инженер Паскаль Котт досконально изучил картину и выяснил, что у Моны Лизы были и брови, и ресницы. Просто один из ранних реставраторов перестарался и случайно стёр их.

Загадочная улыбка, которая сводит с ума

Одержимость картиной да Винчи, скорее всего, началась в XIX веке. В Европе тогда увлекались итальянским возрождением, в том числе творчеством Леонардо да Винчи. Художник заявил о себе как изобретатель и учёный. Его считали гением, который любил загадки. И как же тогда поверить, что «Джоконда» — это просто картина? На это настроение повлияло и общее увлечение романтизмом.

Лиза дель Джокондо внезапно превратилась в роковую женщину: пленительную загадочную даму, которая будоражит мужское воображение. Писатель Теофиль Готье описывал её как «сфинкса красоты», чей «божественный иронический» взгляд намекает на «неведомые удовольствия». Историк и публицист Жюль Мишье писал о «Джоконде»: «ты пленяешь и волнуешь как будто странным магнетизмом».

Полуулыбка Моны Лизы привлекала особенно. В ней часто искали загадки и тайные смыслы. Зигмунд Фрейд считал её восстановленным воспоминанием Леонардо о своей матери. Есть даже легенда, что улыбка Лизы дель Джокондо свела с ума юного французского художника Люка Масперо. Якобы он так часто смотрел на картину, что начал слышать шёпот Лизы. Не выдержав, он выпрыгнул из окна своего гостиничного номера. Перед смертью Масперо оставил записку: «В течение многих лет я отчаянно боролся с её улыбкой. Я предпочитаю умереть».

Загадочной улыбке Моны Лизы нашли даже научное обоснование. Портрет изучали медики. Они решили, что странная полуулыбка — это просто сокращение мышц, которое развивается при параличе лицевого нерва. По этой причине в некоторых медицинских источниках его стали называть синдромом Моны Лизы.

У картины «Мона Лиза» есть сестра-близнец

В музее Прадо в Мадриде выставлена другая версия «Джоконды». Изначально считали, что это просто копия оригинала. Но в 2012 году реставраторы обнаружили, что картину создали в то же время, что и произведение да Винчи. Однако насчёт личности автора учёные тоже разошлись во мнениях. Это мог быть один из учеников художника: Франческо Мельци или Салаи.

Вор, который случайно превратил картину в поп-икону

Винченцо Перуджа был ничем не примечательным итальянцем. Он родился в деревне недалеко от озера Комо и выучился на художника-декоратора. В 1908 году он переехал в Париж, став одним из тысяч итальянских иммигрантов в городе. В 1911 году Перуджа работал в Лувре, когда ему в голову пришло похитить картину Леонардо да Винчи. Сделал он это без особых усилий, вынеся картину из музея в рабочем халате. Тогда «Джоконда» ещё не собирала тысячи туристов, и пропажу обнаружили не сразу.

Под подозрение в краже картины попали даже художник Пабло Пикассо и поэт Гийом Аполлинер. Перуджа хранил картину в своей квартире под печкой. Два года его не могли вычислить. Вор выдал себя сам. Под вымышленным именем Перуджа написал антиквару во Флоренции, предлагая «вернуть» «Мону Лизу» Италии. За это он потребовал 500 000 лир. Тогда-то его и арестовали. На допросе вор признался, что изначально собирался украсть картину «Марс и Венера» Андреа Мантеньи. Но выбрал «Джоконду», потому что она была меньше.

Перуджа невольно сделал произведение да Винчи культовым. О краже и возвращении «Моны Лизы» написали тысячи газетных заметок, выпускали открытки, рисовали карикатуры и даже снимали немые фильмы.

Так Лиза дель Джокондо, которая прожила весьма обычную по меркам XVI века жизнь богатой флорентийки, стала самой знаменитой, спорной и даже желанной женщиной в мире искусства. Сегодня стоимость её портрета оценивают в 900 миллионов долларов.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий