Знать
12 октября 2023

6 установок, которые мешают научиться рисовать

Научиться хорошо рисовать мечтают многие, подход к освоению этого навыка окружают противоречивые представления. Люди спорят, мешает ли возраст, какие пособия лучше выбрать новичкам и какие материалы покупать. Спросили у эксперток, какие из установок правдивы, а какие — всего лишь заблуждения.

Научиться рисовать сложно, если вы никогда не рисовали

Дарья Мацкевич
 художник-педагог, работает с 2014 года

Рисование — это навык, которому всегда можно научиться. Хотя почему-то ещё очень сильны стереотипы, что если нет особенного таланта, то и линии не сможешь прочертить, не то что яблоко нарисовать или человека. Конечно, никто не обещает, что вы станете великим художником. Однако освоить рисование можно в любом возрасте, даже если до этого человек никогда ничем подобным не занимался. Просто нужны желание, терпение, упражнения на технику и воображение.

Начать можно с того, что больше подходит именно вам. Скажем, провести на бумаге случайные линии и дорисовать их. Это могут быть просто дурацкие глаза или каракули. Так вы не будете бояться ошибок. Другое упражнение — попробовать возможности инструмента. Например, почиркать карандашом по-разному под разными углами. Ещё вариант — взять пачку черновиков и рисовать всё, что видите вокруг, — как можете. И уже после этого браться за более сложные обучающие задания.
Екатерина Никифорова
фриланс-художница, работает с 2018 года

Конечно, опыт обучения в художественной школе пригодится. Там учат ремеслу: «ставят» глаз и руку. Но это ни в коем случае не значит, что во взрослом возрасте нельзя научиться рисовать с нуля. Просто это чуть сложнее. У взрослого человека времени на рисование меньше: он будет балансировать между рисованием и работой, учёбой или семьёй. 

Я бы начала самообучение с рисования человеческих фигур в разных позах. Срисовывайте с того, что вам нравится, и выделяйте до пяти минут на один скетч. Уже потом, когда появится привычка рисовать, можно перейти к более скучным простым формам: кругам, шарам, упражнениям по штриховке. Рисовать лучше как минимум по часу-два в день. Неважно, что и когда (хоть скетчи глаз по углам конспектов) — главное, не давать уставать руке. Важно её не перенапрягать и делать упражнения для кистей.

Научиться рисовать самостоятельно невозможно, обязательно нужен преподаватель

Екатерина Никифорова
фриланс-художница, работает с 2018 года

Преподаватели смотрят на работы натренированным взглядом и сразу же исправляют твои ошибки. Ты же на первых порах свои ошибки не видишь, это приходит только с опытом. Впрочем, и самостоятельно научиться тоже можно. Однако на это требуется больше времени и самодисциплины. И здесь на помощь приходит интернет. Очень много знаний сейчас лежит в открытом доступе на Youtube. Помимо каналов про рисование, советую следить за каналами художников. Там в режиме реального времени можно увидеть, как они замешивают цвета, какую базу используют, когда накладывают тон. Но важно начинать смотреть их каналы уже после того, как освоите базовые навыки. Иначе неизбежно будете сравнивать себя с крутыми художниками, а лучше всего сравнивать себя с собой. А к ним приходить за техникой и вдохновением. 
Дарья Мацкевич
 художник-педагог, работает с 2014 года

Здесь многое зависит от ваших целей, от того уровня, которого хотите достичь, и от ваших личных особенностей. Кому-то проще учиться по пособиям самостоятельно. Кому-то необходим педагог, который поможет, особенно на начальных этапах, с базовыми навыками. Он может ускорить процесс и «взглядом со стороны» на ошибки, и индивидуальным подходом. А хорошо подобранное пособие научит рисовать именно то, что хочется. Сейчас много замечательных книг: от базовых по перспективе и анатомии до узкоспециализированных о том, как нарисовать, например, глаза в определённом стиле. База, конечно, поможет научиться основам и выработать впоследствии свой стиль. Но если вы просто хотите красиво нарисовать глаз, достаточно открыть любой референс из Pinterest. 

🎥 Что посмотреть на тему обучения

Александр Рыжкин. Практические советы по рисованию разными материалами, лекции по анатомическому рисунку, разборы типичных ошибок.

Азбука Рисования. Различные техники и стили рисования — от самых простых до сложных. Советы по работе на графическом планшете и выбору техники, уроки рисования портретов.

Proko. Увлекательные уроки по рисованию от простых форм до сложных портретов. Видео о том, как создавать персонажей комиксов, в том числе в стилистике Marvel. Советы по выбору художественных материалов.

Sinix Design. Короткие уроки анатомического рисунка, мини-лекции по теории дизайна, основы рисунка в стиле аниме.

🙋‍♀️ Youtube-каналы художников, у которых можно поучиться

James Gurney. Американский художник-иллюстратор, автор фэнтези-книг о стране динозавров «Динотопия». Пишет маслом, акварелью, гуашью.

Robin Sealark. Американская художница, пишет маслом, специализируется на идиллических пейзажах и портретах.

Young John Larriva. Американский художник гавайского происхождения, пишет маслом, специализируется на портретах, в которых исследует эмоции людей.

Peter Draws. Американский художник, пишет карандашом, создаёт комиксы в жанре абстракционизма.

Watercolor by Shibasaki. Японский художник, пишет акварелью, рисует городские пейзажи, природу и животных. На его канале есть популярные короткие уроки. Например, у видео о рисовании дерева почти 7 миллионов просмотров.

Arleebean. Американская художница-иллюстраторка. Пишет акварелью, специализируется на портретах, где исследует человеческие фигуры в движении.

📚 Что почитать

Николай Ли «Основы учебного академического рисунка». Подробное пособие по рисунку с теорией и практическими задачами, расположенными по мере усложнения.

Патти Моллика «Теория цвета». Простое и наглядное пособие по использованию цвета в масляной и акварельной живописи с разбором цветовых схем и психологией восприятия цвета.

Уолтер Фостер «Рисуем архитектуру». Практическое пособие по рисованию архитектурных объектов и городских пейзажей с советами от художников.

Готтфрид Баммес «Анатомия для художников». Всемирно известное пособие по рисованию человека. Детальный анатомический атлас, схемы строения всех мышц и костей, практические советы по рисованию тела в движении.

Важно развивать насмотренность и визуальное мышление

Екатерина Никифорова
фриланс-художница, работает с 2018 года

Конечно, развивать эти качества нужно. Насмотренность — это такая ментальная «библиотека», которая подсказывает тебе, куда ты хочешь развиваться, какой стиль тебе близок, а какой нет. Чтобы быть «насмотренным», необязательно знать всю историю искусств. Эту копилку можно пополнять откуда угодно: складывать в неё работы любимых художников, рандомные картинки из интернета. Даже идя по улице, можно увидеть что-то цепляющее и интересное. Это будет вдохновлять на собственные эксперименты. Можно срисовывать что-то с фотографий, чужих картин, использовать их как референсы. Делать какие-то самостоятельные шаги. Пусть и с ошибками, по наитию, но это гораздо полезнее, чем рисовать по инструкциям. Пошаговых инструкций лучше избегать. На первых порах они помогут освоить технику, но не будут ни развивать воображение, ни тренировать руки. 
Дарья Мацкевич
 художник-педагог, работает с 2014 года

Любой опыт визуальных наблюдений просто бесценен при создании изображений. А погружение в историю искусства поможет лучше понять, как оно вообще «устроено». При этом не стоит думать, что, если вы будете каждый день ходить в музеи смотреть на картины, автоматически научитесь рисовать как великий художник. Без непосредственной практики рисования здесь не обойтись.

Чтобы стимулировать визуальное мышление, существуют разные ежедневники с креативными задачками. Правда, они не всегда работают — просто потому, что не все могут рисовать то, что совсем не интересно. Особенно если рисование рассматривается как приятное времяпрепровождение. Но иногда помучить себя подобными ограничениями полезно, потому что поиск творческих решений развивает воображение. А всякие челленджи вроде «Инктобера» помогают дисциплинировать себя, войти в ритм и рисовать больше, если с этим есть проблемы.

🌠Где пополнять визуальный «багаж» и искать вдохновение

The Canvas. Видео об истории живописи, конкретных художниках всех времён, их произведениях и неочевидных историях, которые за ними стоят.

Struthless. Забавные практические советы для художников по борьбе с перфекционизмом, прокрастинацией и боязнью чистого листа. 

Line of Action. Арт-челленджи, советы по рисованию в разных техниках и стилях, сообщество единомышленников, публикующих свои работы.

Надо двигаться от простого к сложному и начинать с изображения простых форм

Екатерина Никифорова
фриланс-художница, работает с 2018 года

Простые формы изучить полезно, потому что всё на свете состоит из простых форм. Например, нужно нарисовать коробку, и ты начинаешь с куба. Нужно нарисовать планету Земля — с шара. И потом уже надстраиваешь цвет, тон, текстуру. Когда ты учишься рисовать простые фигуры, ты, по сути, учишься работать со всем сразу. Но если чувствуете, что это занятие отбирает у вас мотивацию, наверное, не стоит. Потому что главное в самообучении — не переставать рисовать. Поэтому лучше нарисовать много незаконченных работ, чем мучиться с одной-единственной масштабной и цельной. К тому же базовые правила академического рисунка можно спокойно нарушать — стилизовать рисунок, упрощать объекты. Например, так работает аниме. Чтобы нарисовать человека в этом стиле, желательно уметь рисовать его по академическим правилам. Но если вам лень, рисуйте сразу аниме. Скорее всего, в обоих случаях сначала получится плохо. Но с каждым разом будет всё лучше.
Дарья Мацкевич
 художник-педагог, работает с 2014 года

Думаю, правило «от простого к сложному» работает практически в любой сфере, не только в рисовании. Это помогает не перегрузить себя сразу и лучше усваивать главное. Но если вам очень хочется начать с масштабной работы, сначала разбейте её на этапы. Например, если хотите нарисовать пейзаж, начните с основного расположения объектов на листе — линии неба, простых линий домов. Дальше усложняйте рисунок, в процессе знакомясь с правилами перспективы и объёмного рисования. В итоге и рисунок будет довольно сложным, и знания появятся. 

На занятиях со взрослыми мы сначала обсуждаем, что они хотят научиться рисовать. Большинство не против сначала порисовать простые формы, но бывают случаи, когда мы сразу приступаем к тем рисункам, которые интересны. Тогда уже в процессе я объясняю «базу» на примере элементов того, что человек сам выбрал. Вообще, главная проблема на старте обучения — недовольство своими рисунками. Поэтому я всё равно сначала советую брать вещи попроще. Иначе больший риск, что из-за плохого результата человек бросит затею рисовать. Потому что вряд ли получится сделать сразу что-то гениальное.

Учиться рисовать нужно обязательно карандашом на бумаге

Екатерина Никифорова
фриланс-художница, работает с 2018 года

Совершенно необязательно начинать с карандаша и бумаги. Можно начать и с планшета, и с акварели. Просто бумага гораздо дешевле, а на первых порах вы изведёте много материалов. Потому что получаться сначала будет не очень, и вы будете пробовать снова и снова. А ещё краски, например, могут залежаться и засохнуть. Или цвета на рисунке будут получаться грязными, потому что вы ещё не изучили теорию цвета. Бумага с карандашом вас никогда не подведут. Не стоит покупать специальные карандаши и бумагу в художественном магазине. На старте достаточно обычного HB-карандаша и обычной бумаги для принтера. Конечно, если хотите видеть на рисунке суперчёрные линии, вам нужен карандаш помягче, а если нужны тонкие линии, то карандаш пожёстче.
Дарья Мацкевич
 художник-педагог, работает с 2014 года

Карандаш, графический планшет, кисть, стилус, тушь — это всего лишь инструменты. У всех есть свои особенности и «характер». Мне кажется, здесь важно не чем, а как. Но чем больше разных материалов пробуешь, тем точнее выберешь то, что больше нравится. Кроме того, материалы помогают по-разному выражать образы. Я за многообразие! Ну а для начала хватит одного-двух обычных карандашей, ластика и бумаги. Потом потихоньку можно «оснащать» себя разными карандашами и всякими другими инструментами, разбираясь с тем, что зачем нужно и что больше нравится.

Портрет — самое сложное. Чтобы с ним справиться, нужно долго учиться

Екатерина Никифорова
фриланс-художница, работает с 2018 года

Нельзя сказать, что именно портрет рисовать сложнее. Сложность любого рисунка зависит от идеи в твоей голове: от того, чего ты хочешь добиться в итоге, в каком стиле и какой технике рисуешь. Если мы говорим о реалистичном цветном портрете, то он требует знания всех основ, которые есть в рисовании. Знания простых форм в том числе. Потому что глаз, условно говоря, — это шар, а лоб — трапеция. Но чтобы нарисовать, к примеру, дерево, тоже нужно уметь рисовать цилиндр, как и если ты рисуешь шею. Простые формы пригодятся везде: в портрете, и в натюрморте, и в пейзаже.
Дарья Мацкевич
 художник-педагог, работает с 2014 года

Главная проблема здесь в том, что почти все ставят уже на первом же нарисованном портрете для себя задачу «похожести». А достичь этого сразу трудно. Это сложность скорее психологическая: «человека же рисую». Технические сложности тут не на первом плане. Всегда советую дать себе время и возможность потренироваться!
Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
10 бюджетных подарков на Новый год до 500 рублей, чтобы любви хватило на всех
Находки с Aliexpress: 8 интересных товаров с быстрой доставкой
2 фильма и 2 сериала о том, как быть с трудными гранями секса
10 культовых фильмов про школьников, которые не надоест пересматривать
13 подарков на День матери — от готовых наборов до вещиц по увлечениям
Как приготовить полезные тыквенные кексы без сахара