20 января в прокат вышел фильм — номинант Каннского кинофестиваля «Всё прошло хорошо» с Софи Марсо и Андре Дюссолье в главных ролях. Редактор Вика Анистратова посмотрела картину накануне премьеры и делится впечатлениями.
Сюжет фильма
Эммануэль — состоявшаяся писательница. Она замужем, обеспечена и, кажется, живёт неплохой жизнью. У героини есть сестра Паскаль, музыкантка, мать двоих детей, которая тоже вполне довольна судьбой. Однажды самый обычный рабочий день Эммануэль прерывает звонок: у её отца Андре случился инсульт. Женщина приезжает в больницу и находит его немощным, обездвиженным, практически лишённым возможности говорить и вести прежнюю жизнь. Эммануэль и Паскаль всеми силами стараются помочь отцу поправиться. Но как только к нему возвращается способность говорить, он просит Эммануэль помочь ему «покончить с этим».
Создание фильма и отзывы критиков
Фильм снят по одноимённой книге французской писательницы Эммануэль Бернхейм, где она рассказала историю о своём отце. Позже произведение предложили экранизировать. Писательница согласилась, но до премьеры не дожила — в 2017 году Эммануэль умерла от рака.
Режиссёром картины стал Франсуа Озон. Он получил международное признание благодаря фильмам «8 женщин» (2002) и «Бассейн» (2003). Озона считают одним из важнейших режиссёров «новой волны» французского кинематографа.
«Всё прошло хорошо» стал первым фильмом, который я увидела у Франсуа Озона. Те, кто знакомы с творчеством режиссёра ближе, например кинокритик Антон Долин, утверждают, что новая работа стала лучшей и самой зрелой картиной в карьере французского режиссёра. На сайте Rotten Tomatoes рейтинг составляет 93%.
Фильм представили на Каннском кинофестивале в 2021 году, и он получил номинацию на «Золотую пальмовую ветвь». Кроме сценария и режиссёрской работы, критики отметили хорошую игру Софи Марсо, которая сыграла Эммануэль Бернхейм, и Андре Дюссолье в роли её отца.
Каким получился фильм «Всё прошло хорошо»
Тягучий, но не затянутый
Первая мысль, которая возникла при просмотре: «Сразу видно, что это французское кино». Каждая сцена длится медленно, размеренно, с вниманием к деталям. Зритель словно смотрит на мир глазами персонажа. Если привыкнуть к этой тягучести, можно получить кайф, рассматривая детали, заботливо оставленные режиссёром.
К чему ещё предстоит привыкнуть в фильме, так это к ощущению недосказанности. Здесь никто не будет подробно объяснять взаимоотношения внутри семьи. Зрителю показывают наброски, а дальше уже приходится думать самому. Вроде бы у Эммануэль были натянутые отношения с отцом в детстве. Кажется, что и с сестрой у них не то чтобы идиллия. И у их родителей Андре и Клод всё непросто. Но вроде бы и всё хорошо. Приготовьтесь, что это чувство лёгкого недопонимания останется до титров.
Больше всего времени мне понадобилось, чтобы привыкнуть к «молчаливым» мыслям Софи Марсо. Популярное американское кино избаловало меня закадровым голосом персонажей. Тут этого можно даже не ждать. Когда отец попадает в больницу, Эммануэль невольно начинает вспоминать детство, обиды на отца и причины любить его. Перед нами взрослая дочь, собирающая воспоминания о семье, которая теперь, кажется, рассыпается. Сцены раздумий наполнены молчанием, а нам предлагают самим подобрать слова. Как по мне, хоть это и трудно для восприятия, но интереснее. Потому что каждый зритель может оказаться в ситуации главной героини, но мысли у него будут свои.
Как ни странно, жизнь в фильме протекает быстро: сюжет охватывает полгода жизни семьи Бернхейм, но зрителю показывают только самые важные фрагменты истории. Поэтому потерять нить повествования просто не успеваешь. Забавные и трагичные моменты чередуются между собой. В одной сцене Андре подшучивает над семейным адвокатом, заставляя дочерей хихикать. Щелчок — и Эммануэль уже пытается справиться со слезами после просьбы отца прибегнуть к эвтаназии.
Печальный, но оптимистичный
Фильм поднимает тяжёлую для многих тему: угасание и смерть родителей. Внезапная болезнь Андре вырывает Эммануэль из привычной жизни. За полгода ей приходится осознать, что теперь она — взрослая. Родители становятся беспомощными, уже им требуется забота и поддержка. А детям приходится искать опору за пределами родительского крыла: в братьях и сёстрах, партнёрах, спорте, еде. Эммануэль заботится об отце и параллельно учится принимать эту новую жизнь. В этом меня особенно тронула актёрская игра Софи Марсо. Ведь однажды такой опыт предстоит пройти мне и многим.
На примере семьи Бернхейм перед зрителем разворачивается моральная дилемма. Что хуже: отказать в помощи любимому человеку или согласиться практически собственноручно привести его к смерти? Хотя концовка у фильма одна, на этот вопрос не так легко дать однозначный ответ.
Отцу Эммануэль поначалу дают неутешительные прогнозы: он может потерять речь и больше никогда не встать на ноги. В такой ситуации неудивительно, что он просит дочь помочь «покончить с этим». Но со временем Андре восстанавливается. Он снова учится есть сам, к нему возвращается способность говорить. Мужчина живо интересуется искусством, любит вкусные блюда и мечтает поехать на концерт внука. Но ничего из этого не меняет его решения: герой просит об эвтаназии.
Когда об этом узнают другие, то восклицают: «Но ведь жизнь хороша!». Вот только остаётся ли она хорошей, когда человек перестаёт быть её хозяином? Андре даёт свой ответ.
И хотя фильм поднимает тяжёлые темы, после просмотра остаётся ощущение оптимизма. Что бы ни случилось, жизнь продолжит идти своим чередом. Семья Бернхейм не идеальна, в их прошлом много конфликтов и маленьких трагедий. Но таковы практически все семьи, ведь никто не строит отношения в стерильной среде. Главное, что за пределами ссор всё равно находится место любви и принятию.
Стоит ли смотреть фильм «Всё прошло хорошо»
Картина оставляет много недосказанности и вопросов. Но в этом её прелесть — пусть зритель сам выберет идею, которая близка его сердцу. Персонажи неоднозначны, но не вызывают отторжения. Каждого можно понять. Словом, всё как в жизни.
Но это тот момент, когда так и надо. Ведь фильм поднимает вопросы, которые задаёт сама жизнь: что именно придаёт ценность нашим дням, какую роль в судьбе играет семья и можно ли смириться с тем, что однажды самых близких не станет рядом.
🎬 Наши подборки и обзоры
Драма о взрослении и фэнтези о драконах: 7 мультфильмов студии Ghibli
Фильм «Прощание» — трагикомедия Лулу Ванг о семье, самоидентичности и лжи во благо
Сериал «Уборщица»: трогательная история о матери-одиночке, сбежавшей от абьюзера
Обложка: кадр из фильма «Всё прошло хорошо»