Фемстендап — московское объединение, где любая девушка может попробовать себя в комедии, а в перспективе ещё и заработать на собственном чувстве юмора. На сцене выступают только женщины, мужчины могут поддержать выступающих из зала. Впрочем, поддержкой это можно назвать не всегда: многие не понимают, почему им не дают выступить, а некоторые по-прежнему не верят в женский юмор. Несмотря на это, девушкам удаётся собирать полные залы, создавать полноценное сообщество и давать новичкам дорогу в комедию.
Как работает площадка, куда идти, если хочешь попробовать себя в стендапе и кого пугают шутки про матку, рассказала соорганизаторка проекта, активистка и комикесса Майя Чеснокова.
Есть стереотип, что все, кто занимаются комедией, — весёлые люди. Ты весёлый человек?
Сегодня скорее да, но так было не всегда. В октябре мне диагностировали пограничное расстройство личности — получается, оно было у меня всю жизнь. С 15 лет у меня была депрессия. Я понимала, что мне плохо, но не знала, как с этим справиться, и думала, что так себя чувствуют все. В 18 лет я стала ходить к психологу, а потом к психиатру. Мне ставили какие-то диагнозы, выписывали антидепрессанты. Они не помогали, становилось хуже, я бросала лечение и чувствовала себя ещё отвратительнее.
Но потом моё заболевание диагностировали правильно и выписали стабилизаторы настроения. С тех пор как мне прописали правильное лечение, я чувствую себя хорошо. Я много шучу и смеюсь. Но, конечно, я не постоянно на приколе и умею относиться к вещам серьёзно.
Мне очень помогает понять и принять себя комедия. Я сливаю в выступления энергию и даже злость. Смех меня заряжает.
Как ты попала в комедию?
Мне всегда нравился КВН: я следила за игрой, разбиралась во внутряках и хотела себя в этом попробовать. Но в колледже, где я училась, КВН не было. И тогда я написала в группу ВКонтакте «Сестра сестре», что хочу сделать феминистскую команду и набираю девушек.
Почему ты набирала именно феминистскую команду?
Меня раздражало, что все женские команды как одна выдавали сексистские шутки. Например, была сборная «Лионель Месси», в которой играла известная сейчас комикесса Варя Щербакова: они шутили только про мужиков, и меня это бесило. Остро хотелось доказать обществу, что женская команда может говорить о чём-то ещё. Я думала о нейтральной комедии, которая могла бы высмеивать сексизм, но не зацикливаться только на нём.
В итоге мы создали команду «Так себе леди», но играли не так уж много. А потом подруга позвала меня на стендап, и я влюбилась в этот жанр. Когда я пришла туда впервые, то подумала: как же искренне выступают люди! Так и начался мой интерес.
Как появился «Фемстендап»?
Проект придумали в феминистской организации «Она». Изначально они делали стендап только из женщин-феминисток. На тот момент я интересовалась активизмом и решила выступить там как комикесса. Мне понравилось, и я предложила повторить мероприятие и помочь с организацией.
В какой-то момент девушки из «Она» перестали участвовать в организации, а ко мне присоединилась комикесса Маша Щербакова, и мы стали делать всё сами. Наш проект отличается от первоначальной задумки: если вначале выступали только феминистки и существовала цензура материалов, то сейчас нам важно только то, чтобы выступающей была женщина. Так что феминистский стендап в нашем случае стал фемэйл-стендапом.
Почему женщинам нужна обособленная площадка для выступления?
Во-первых, многие девчонки-дебютантки хотят выступить, но не знают где. Мы предлагаем начать у нас и предоставляем поддерживающую, тёплую аудиторию. И проводим «открытые микрофоны», где попробовать себя может каждая.
Во-вторых, мы даём женщинам поддержку — такую, которая нужна им самим. В стендапе почему-то считают поддержкой довольно странные вещи. Например, объявляют на сцене в духе: «А сейчас выступит девочка, поддержите её особенно». Почему особенно? Зачем ставить такой акцент? Это так всех достало!
С чем сталкивается женщина, которая собралась реализоваться в комедии? Ты говоришь о сложностях новичков, но новичкам может быть сложно вне зависимости от их пола.
В первую очередь, женщина сталкивается с куда большей неуверенностью перед выступлением. В интернете много стереотипов, что девушки не умеют шутить, а женский юмор — полный отстой. И многие переживают, что они выйдут и все будут смеяться, но не над шутками, а над ними. Или вообще не засмеются.
Мероприятия, где разрешают выступить новичкам, часто проходят в не самых дружелюбных местах — в каких-нибудь кальянных, куда приходят подымить, а не послушать комиков. Выступать там сложно и неприятно, а после легко разочароваться в себе.
Мы даём идею, что ты можешь встретить хорошего зрителя. А потом уже не страшно идти к людям, сидящим с кальянами наперевес.
Критикуют ли вас мужчины?
Да, на нас часто обижаются: почему это мужчинам нельзя выступить на этой сцене? Когда я вижу такое недовольство, то про себя убеждаюсь, что мы делаем что-то классное: иначе бы им не хотелось так сильно к нам попасть. При этом мужчины всегда могут прийти в качестве зрителей.
Сталкиваемся мы и с критикой в интернете. Часто наши анонсы с афишами постит к себе паблик AllStandUp — ребята поддерживают нас, чтобы мы продали больше билетов. Но каждый раз, когда там постят сообщение о нас, появляется куча отвратительных комментариев про «бабский юмор». «Фу, бабы, опять будете шутить про мужиков!» Я стараюсь туда даже не заходить.
А приходила ли к вам откровенно враждебная аудитория?
Нет, но были смешные казусы. Раньше мы делали мероприятия в баре Punk Fiction. Однажды я вышла на сцену и поняла, что рядом со мной стоит бочка, к которой прикрепён фаллос. Огромный чёрный резиновый член. На это стали обращать внимание зрители, выкрикивать что-то из зала.
Я вообще не поняла прикола. У меня есть предположение, что кто-то захотел выстебать стендап феминисток. Хотя, конечно, утверждать наверняка не могу.
Какие мероприятия вы проводите?
Сейчас мы устраиваем ивенты в новом московском стендап-клубе Steal the Show Comedy на станции метро «Библиотека имени Ленина». Его открыли ребята-комики, это уютный небольшой подвал. Мы проводим два мероприятия в неделю.
В понедельник — «открытый микрофон». Его веду я, а длится он где-то час двадцать. За это время успевают выступить 11 комикесс. Часть из них — дебютантки, которые выходят на сцену впервые. Обычно я делаю анонс в соцсетях, после чего мне пишут девушки, которых я добавляю в список участниц. Когда дебютантки записались, я приглашаю несколько более опытных девчонок. Так набирается программа. У всех есть три-пять минут на выступление. Если после трёх минут на сцене зрители не смеются, я подаю девушке сигнал фонариком: после этого у неё есть 30 секунд, чтобы завершить выступление и спокойно уйти. «Открытый микрофон» бесплатен для зрителей, разве что мы ставим ведро, в которое можно задонатить любую сумму. Это ведро — моя зарплата: часть отдаю бару, часть оставляю себе как ведущей.
По средам мы проводим проверку материала — её ведёт Маша Щербакова. Здесь выступают пять комикесс, каждая рассказывает шутки по 7–10 минут. Сюда записываются более опытные девчонки, которые хорошо показали себя на «открытом микрофоне». Вход на это мероприятие — любая бумажная купюра на ваше усмотрение.
Раз в несколько месяцев мы делаем платное шоу, которое позволяет комикессам рассказать свои шутки и заработать на них. Выступить за деньги в сфере комедии не так просто. Но наше мероприятие позволяет это сделать: если есть смешной материал на 15 минут, мы пригласим тебя и дадим часть выручки с билетов.
Вы не представляете, какая уверенность в себе появляется у девушек, когда они понимают, что над их шутками смеются, что их зовут на большие мероприятия и платят за выступления. Сразу осознаёшь, что ты стопудово смешная, начинаешь усерднее работать над комедией и стараться.
Кто становится вашими комедиантками?
У нас есть опытные комикессы, которые занимаются комедией профессионально. Есть сценаристки, которые пишут сериалы и шутки. Но есть много представительниц других профессий: эсэмэмщицы, архитекторки, инженерки, сотрудницы офисов.
Как много комикесса может заработать за одно выступление?
От тысячи до двух. Мы делаем недорогие билеты, по 200–300 рублей. Отдаём долю заведению, предоставившему площадку, а остальную прибыль честно делим между девушками.
Другие объединения чаще всего зовут на платные выступления только комиков с эфирами на телевидении или на YouTube, мы же открыты и для менее известных комедианток.
Сколько обычно приходит зрителей?
Нередко бывают полные залы по 50 человек.
А бывает?
Если ты про то, сколько человек приходило минимально, то три зрителя. Не знаю, почему так вышло. Раньше в такие моменты я чувствовала себя неуверенно: закрывалась и выступала «в пол». Мероприятие проходило не очень, девчонки расстраивались, и я ощущала свою ответственность за это.
Но недавно у нас была проверка материала, на которую пришли шесть зрительниц. Я честно им призналась: девчонки, я расстроена, что вас так мало, но я от души поработаю на вас и буду рада, если вы посмеётесь. И в этот вечер они реагировали, как полный зал: смеялись, поддерживали выступающих. Это было невероятно, и я получила колоссальное удовольствие, выступая для них.
Ты говорила, что женский юмор окружён большим количеством стереотипов. Про что на самом деле шутят женщины?
Вообще обо всём. Чаще всего девочки рассказывают про самих себя, и это всегда интересно слушать. Мне нравится, что мы начали говорить о вещах, которых раньше стеснялись. Например, есть комикесса Катя Крыловецкая и она шутила про то, что кто-то сделал её подружке комплимент «у тебя красивая матка».
Однажды Катя выступала на мероприятии, и там был странный бухой зритель. Добрый, но хэклер — это те, кто выкрикивают что-то во время выступления и мешают. Катя была последней закрывающей комикессой, которая рассказывает самое смешное и проверенное. И вот она произносит слово «матка», и этот чувак такой на весь зал: «Фу, б****». Мне стало так смешно, что слово настолько его напугало.
Добился ли кто-то из ваших выступающих успеха в большой комедии?
Некоторых комикесс, которые выступали с нами, сегодня можно увидеть в «Женском стендапе» на канале ТНТ. Например, Нику Тарасевич. Мы рады, что были вместе в начале её пути.
А как вообще относишься к «Женскому стендапу» на ТНТ?
Некоторые люди не ходят на живые выступления и смотрят стендап только по телевизору. Благодаря «Женскому стендапу» они могут узнать, что девушки тоже шутят и занимаются комедией. В программе много женщин с хорошим материалом и классным чувством юмора.
Но встречается много и стереотипных шуток. Структура проекта довольно странная: туда зачем-то приглашают всеми забытых звёзд, которые комментируют происходящее. Зачем делать акцент на зрителях, если шоу должно строиться на комикессах?
В общем, проект однозначно важный: здорово, что есть площадка, которая помогает женщинам развиваться в комедии. Но исполнение мне не нравится.
Почему так мало заметных российских женщин-комиков?
Люди почему-то думают, что женщины не умеют шутить. Но вы посмотрите, женщины всё могут и часто выступают! Есть много крутых комикесс, например, в Outside Stand Up — шоу, где записывают разные выступления. Посмотрите эфиры Веры Котельниковой, Сони Медовщиковой — они очень классные.
Главная проблема в том, что общество подавляет нас практически во всём. Постоянно слышно: женщина не справится, мужчина лучше. Даже работу в сфере комедии мужчине получить проще. В чат фемстендапа часто кидают какие-то предложения: например, недавно телеканал «Пятница» искал ведущего-комика. Я только начала писать про себя, и тут другая комикесса откликнулась: девчонки, я уже пробовала, там нужен только парень. Это так тупо! Если ты смешной и справишься с задачей, какая разница, кто ты, мужчина или женщина?
Назови трёх женщин в российском стендапе, на творчество которых стоит обратить внимание.
Мой топ-один — Вера Котельникова. Очень необычная альтернативная комедия у Юли Жеребцовой. И ещё назову свою напарницу Машу Щербакову — ей всего 17 лет и она безумная, очень крутая.