Любить
29 января 2020

Что делать, если родителям не нравится, как ты живёшь

Мы поговорили с девушкой, которая научилась выстраивать здоровые отношения с родителями (хотя ей всё ещё бывает трудно).

Ангелина Грин
Ангелина Грин
Феминистка и журналистка.
Как выстроить здоровые отношения с родителями
21

Иногда близкие люди перегибают палку. Им кажется, что они хотят как лучше, но выглядит это как бесконечный поток критики. Мы поговорили с Инной Холодней — девушкой, которая научилась выстраивать здоровые отношения с семьёй (хотя ей всё ещё бывает трудно).

У этой статьи есть аудиоверсия. Если вам удобнее слушать, включайте подкаст.

«Один из девизов нашей семьи — „всё должно быть как у людей“» 

Моя семья всегда была скорее обеспеченной. Мне никогда ни в чём не отказывали: репетиторы, поездки за рубеж на отдых и учёбу, хорошие вещи. Папа — очень образованный человек, работает с зарубежными фирмами. Мама ушла с работы, когда я родилась, потому что папе нужна была поддержка: он много трудился и трудится до сих пор.

Один из девизов нашей семьи — «всё должно быть как у людей». Иногда это очень утомляет, потому что такая позиция накладывает ограничения на собственные желания и решения. Приходится укладывать себя в трафарет какого-то «нормального человека». Сейчас мне 27, и я от этого устала. Но когда я была младше, не ставила под сомнение такой подход к жизни — мне это казалось достаточно разумным и менять ничего не хотелось. 

В 2015 году (мне было 23), я уехала на учёбу в Голландию и там обнаружила, что «нормальный человек» — понятие очень зыбкое. Многие люди из моего окружения на учёбе (а это ребята со всего мира), вкладывали в эту формулировку совершенно не то, к чему я привыкла. Для меня оказалось новым и удивительным, что можно делать то, к чему лежит душа, быть непохожим на других и при этом считаться нормальным и заслуживающим любви и принятия.

Примерно тогда я впервые задумалась о том, как проходило моё детство, и поняла, что некоторые вещи в нём были не очень хорошими. Да, мне никогда не запрещали ничего из того, что считалось «правильным». Но если я выходила за рамки роли «хорошей девочки» — меня заставляли к ней возвращаться. 

«Я не помню, чтобы принимала решение без оглядки на семью» 

Почти все члены моей семьи в повседневной жизни неэмоциональны. При этом у нас нередко случались скандалы — это был практически единственный шанс выразить накопившиеся эмоции. Иногда, когда в семье случались конфликты, я слышала в свой адрес совершенно неконтролируемый поток неприятных слов, некоторые фразы я помню до сих пор. Не думаю, что это было что-то оригинальное — когда я обсуждаю эту тему с друзьями, становится понятно, что такие вещи говорят своим детям многие родители. Но позитивные эмоции у нас тоже не было принято выражать открыто. 

Я часто слышала, что меня хвалят кому-то из знакомых, но гораздо реже мне делали комплименты в лицо. Мои достижения считались чем-то само собой разумеющимся. 

Со временем я потеряла веру в то, что можно просто быть, и утвердилась во мнении, что нужно держать мину девочки, которая соответствует ожиданиям и никого не расстраивает. 

При этом оценочные суждения семьи были со мной всегда. Я не помню, чтобы принимала решение без оглядки на «а что скажет мама? а вдруг дяде не понравится?». Очень часто, делая что-то, я заранее готовилась оправдываться и ругаться. Отвоевывать себя. Я не могу вспомнить, когда у нас начала работать такая схема. Мне кажется, так было всегда. 

Самое яркое воспоминание из 9-го класса: мы едем на машине от дяди, за окном — ночная Тверская, я сижу на заднем сиденье машины и тихо плачу, потому что понимаю, что пойду учиться на юрфак, хотя совсем этого не хочу.

Я до сих пор не могу вспомнить, куда же я на самом деле хотела поступать. Зато очень хорошо помню, какую злость и беспомощность чувствовала от того, что мои желания не важны.

«Родителям важна даже форма моих ногтей» 

Мои родители заинтересованы во всём, что со мной происходит. И когда я говорю «во всём», то имею в виду, что им есть дело не только до глобальных решений, которые повлияют на мою дальнейшую жизнь — поступление в университет, выбор будущего мужа, принятие карьерных решений. Им важна даже форма моих ногтей, цвет бровей, наличие и отсутствие чёлки, мой парфюм и чехол на телефоне, даже кафе, которое я выбираю для встреч с подругами. Друзья, конечно, родителей тоже интересуют. 

Оцениваются не только мои действия, но и действия моего окружения — кто-то слишком мямля, а этот себе на уме, эта тусовщица, а этот бесперспективный. «Зачем тебе с ними общаться?» 

Что бы я ни делала, я точно получу оценку, в первую очередь от мамы. Когда родители приезжали навестить меня в Голландию, я полтора часа выбирала, что надеть. Мне не хотелось, чтобы первая встреча за полгода была испорчена их комментариями о том, как я выгляжу. 

Повод для критики есть всегда. Когда я начала учить корейский — «тебе просто нечем заняться, да кому это нужно?», когда я бросила корейский — «очень перспективный язык, почему ты оставила занятия?».

И так всегда. Когда я занималась танцами, я «уделяла им слишком много времени, а университету — мало», когда бросила — «очень надо на танцы, что ты дома сидишь».

В детстве у меня, конечно, была своя «дочь маминой подруги» — положительный, практически идеальный, пример. И Настька — как отрицательный. Отрицательным примером Настя была потому, что плевать хотела на мнение не только родителей, но и окружающих вообще, а так в моей семье было нельзя. 

Даже если дело касается мелочей в духе мытья посуды или сервировки стола, я часто получаю фидбэк а-ля «да ну кто же так делает, у-у-у, дай я лучше сама». Пока я не начала жить одна в Голландии, я была абсолютно уверена в своей безрукости. Полтора года одиночества показали, что я вполне могу справляться с бытовыми (и не только) делами сама.

«Сначала я очень злилась, агрессивно отвечала на критику, много кричала и плакала. Это непродуктивно» 

Наверное, впервые я задумалась о том, что нужно менять формат взаимодействия с родителями, оказавшись за границей в обществе ровесников, которые совсем иначе общались со своими семьями. Для меня было удивительно, что другие варианты взаимодействия с родителями вообще существуют. Я достаточно долго сидела с видом «а что, так можно было?». Их пример позволил мне осознать и отследить моменты, когда на меня давят, когда мне не нравится реакция родителей на мои действия. 

Сначала я очень злилась, агрессивно отвечала на критику, много кричала и плакала. Это был не самый продуктивный метод: он давал выход моим эмоциям, но не менял поведения и отношения родителей. Я наконец стала вербализировать своё недовольство и закреплять для себя мысль, что мне не нужна критика, если я о ней не просила. Когда первая волна гнева схлынула, я начала более мягко указывать на то, что порой родительские советы мне не нужны, я могу разобраться сама, а их вмешательство нарушает мои границы. Я стала чаще умалчивать о своих решениях, так как пришла к мысли, что некоторые вещи их не касаются. 

Два года назад я сделала татуировку, которая напоминает мне о том, что я всегда могу опереться на себя. Даже если кто-то не одобряет мои действия, главное — чтобы их одобряла я.

«Когда я поняла, что так жить дальше не могу и не хочу, обратилась к психологине» 

Примерно год на терапии я ныла, плакала и жалела себя. На тот момент я не была готова к активному решению своих проблем с родителями, мне нужно было накопить ресурс. Когда он у меня появился и я нашла в себе силы бороться, начал вырисовываться план действий. Его можно было условно разделить на два этапа: эмоциональный и финансовый. 

Так как работа на эмоциональном фронте могла занять годы, я решила начать с денежного вопроса. В компании моей подруги была открыта вакансия. Хоть это и не была работа моей мечты, благодаря ей я начала покрывать свои расходы. Это дало уверенность в своих силах и финансовую независимость. Я получила возможность работать с психологиней более плотно и, следовательно, продуктивно. 

К сожалению, не могу сказать, что я полностью сепарировалась от семьи. Пока — нет. Да, я больше не живу с мамой на одной территории, но за квартиру, где я живу, платит мой отец. Мне тяжело даются отношения с финансами, хотя сейчас я по большей части обеспечиваю себя сама. Но мне не всегда удаётся разумно подходить к планированию финансов — я наконец-то «дорвалась». Как ребёнок, которому вдруг разрешили купить всё, что ему захочется. Так что главным пунктом моего плана всё ещё является полная финансовая независимость.

«Ко мне начали относиться как ко взрослому человеку со своим мнением»

Со временем у меня появилась возможность переехать в Москву из Московской области (там находится родительский дом, в котором я жила до и после учёбы в Голландии). Я стала тратить меньше времени на дорогу, и это тоже помогало экономить силы, а затем распределять их на более важные вещи. Когда я привыкла к новому укладу жизни, начала работать на эмоциональном фронте. И снова по двум направлением: с внутренней стороны — личные границы и уверенность в себе, а с внешней — выстраивание диалога с родителями.

На психотерапии мы начали с обретения веры в себя, свои силы и желания. Сейчас мы уже продвинулись достаточно далеко, чтобы я поняла: мне тоже нужно научиться слушать родителей. Бывают ситуации, в которых они действительно могут помочь, у них всё-таки есть жизненный опыт, которого нет у меня. Главное — не проваливаться в старый паттерн, где я строю всю свою жизнь вокруг того, что скажет мама.

Второй шаг — отстройка личных границ. Этим пришлось заниматься практически с нуля, я за годы постоянной оглядки на родителей совершенно забыла, что границы вообще у меня когда-то были. 

Мы с моей психологиней выработали манеру ведения диалога, которая не вызывает агрессии со стороны родителей, но помогает вежливо отказываться от их советов и последовательно выстраивать свою линию поведения по отношению к ним. Теперь, даже если я не согласна с их позицией, вслух я выражаю что-то нейтральное и доброжелательное — в духе «да, спасибо за мнение, я подумаю пока ещё, здорово, что вам не всё равно». Они перестают настаивать, а я не трачу энергию на споры и могу принимать решения без лишнего давления.

Между нами теперь гораздо меньше скандалов и больше взаимопонимания. Мой статус в семье явно изменился: ко мне начали относиться как ко взрослому человеку со своим мнением.

Третий шаг — обретение собственной территории. Где я «одна хозяйка на кухне», где никто не может вмешаться в то, как я веду быт. Очень важно ощущать себя дома свободно и «в своём праве». 

Сейчас я занимаюсь познанием себя — пытаюсь исследовать, что я за человек, что люблю, чего хочу и о чём мечтаю. Оказалось, я не так хорошо знаю себя, если отбросить все выученные «правильные» ходы и ограничивающие рамки. Пока процесс идёт тяжело, я всё ещё очень завишу от оценки моей семьи и окружающих, но дорогу осилит идущий.

«Вы самый главный человек в вашей жизни» 

Я знаю, что с такой же проблемой, как у меня, сталкиваются многие. И всё, что я могу сказать: найдите опору в себе. Вы самый главный человек в вашей жизни. Заботьтесь о себе и помните, что обращаться за помощью — не стыдно. Не бывает идеальных людей, безупречных семей, безукоризненных жизней. 

Мифического «нормального человека» тоже не существует, все мы разные и далеко не идеальные. Любые ваши решения имеют право на жизнь. И ошибки — это тоже нормально, их на определённых этапах совершают все. Вы наверняка сможете сами разобраться с последствиями своих действий, к тому же без этого опыта вы никогда не научитесь жить по-настоящему. 

Сепарация — это страшновато. Вы будете чувствовать себя неуютно, особенно первое время. Потому что на вас внезапно свалится вся та ответственность за вашу жизнь, от которой вас «заботливо оберегали». Но, поверьте, оно того стоит. 

Комментарии
Марк Уотни
30.01.20 18:52
есть такая штука в русском языке, как «Род имён существительных». и в соответствии с ней «Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола. Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком существительном-подлежащем ставится в мужском роде, если речь идет о мужчине, и в женском роде, если речь идет о женщине. Определение-прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде.» поэтому все хирургессы,профессорессы, психологини и прочие гинекологини — все сплошь от лукавого , невежества, независимо от контекстов и прочего.
Татьяна Никитина
30.01.20 19:40 | изменено
Нам кажется, что правильно представлять человека так, как он сам себя позиционирует. Если героям и авторам статьи комфортно самоопределятся через феминитивы — используем феминитивы, если нет — нет.
Seldony iLushkersky
31.01.20 06:26
согласен с вами, но это ничего не изменит. ее право выражаться по своему((
N K
14.03.22 05:50
Термин "балерина" замечательно обозначает как женщин, так и мужчин. Не пониманию, зачем пытаться ввести какие-то другие слова для обозначения мужчин в профессии. Николай Цискаридзе, например, прекрасный балерина.
Дмитрий Белкин
19.07.22 06:03
БалерУН вообще-то.Или балерИСТ уж тогда
Seldony iLushkersky
31.01.20 06:25
Статья хорошая, но после "психологиня" я зациклился на тупости слова и воспринимал автора, как феминистку, хотя, может, это не так. Стоит употреблять слова в традиционном стиле, хоть это и издание для прекрасного пола.
Angelina Grin
04.02.20 20:37
Здравствуйте! Я писала этот материал, и я феминистка. Равно как и моя собеседница, насколько я знаю. Не вижу никакой проблемы в том, что вы меня или кого-то ещё воспринимаете как человека с активной гражданской позицией, уважающего свои права и свободы и готового их защищать. Разговор с героиней, по-моему, вполне наглядно демонстрирует, что бывает, если безропотно жить в древних традициях патриархального общества, быть хорошей девочкой и во всем слушаться маму с папой. Поэтому не очень понятно ваше разочарование. Привыкайте: скоро феминистками будут все женщины, потому что всё хорошее в жизни начинается с самоуважения. Удачи вам!
Ярослав Борута
30.03.20 14:00
Спасибо вам огромное за материал! Очень близко мне, у меня похожая история. Было приятно узнать, что я не один такой. И я конечно не уверен, что скоро все женщины будут феминистками, но надеюсь, что хотя бы к концу моей жизни их будет хотя бы процентов 70 :)
Ева Фалькенхайм
07.10.20 23:16
Пишет вам женщина. Во-первых, проблема инфантилизации в том, что ваши героини живут при матриархате. Да-да, том самом, а именно порожденным либеральным же феминизмом. В чем его признаки? Регулирует мать. Про отца даже не слова. Она бы точно так же отрегулировала сына. А почему? Потому что малодетность, а если ты не готова ребенка любить (то бишь гиперопекать) - то можно лечь на аборт. В среде, где многодетность порицается, свободного выбора не будет никогда - один сын на войне, другой ушел в дальние края, одна дочь пошла гувернанткой, другая в монастырь, третья не хочет замуж, но ее не попрекают, ибо за ней есть закрепленное имущество. Может хоть писательницей стать, как Джейн Остин. Во-вторых, проблема в том, что мать живет по критериям, подходящим для рабочего класса, а дочь - по понятиям городской интеллигенции, то есть налицо социальный лифт, который плохо работает.В Средние века та же крестьянка прекрасно все знала о материальном положении семьи, о том, как можно добывать источники пропитания, и могла ночевать в избе с подругами. Через некоторое время феминисток не будет совсем. Ни одной. И это даже славно, потому что я планирую услышать ответ на вопрос, как поступать в такой ситуации, а не кого винить. Вините ваших предшественниц, которые считают самым ценным для себя один орган между ног, на основании чего Лев Толстой гораздо хуже его бедной несчастной жены. Напоминаю: она могла и сбежать от мужа, и подать на развод с этим "извергом", раз уж он отлучен от церкви.Нет, коня на скаку не ваши останавливали.
Дмитрий Белкин
19.07.22 06:01
Теть, с ума не сходи. Насмотришься телевизора и агиток и бросаешься на прогресс с камнями и палками. Эволюционируй!
М. Колесник
14.09.22 11:32
А нафига его, коня, останавливать? Скачет себе, нехай скачет. Всё бы вашему поколению другим воли не давать.
ольга ч
05.11.23 19:29
Интересно, в семье речь о дисфункциональной семье, на которой можно хорошенько заработать ушлым психологам и терапевтировать их хренову тучу лет. Почему это проблема патриархального общества? Есть какие то доказательства что квир гбт фем активисты психически здоровее и строят сплошь здоровые семьи и общества? Я такого не видела, наоборот, регулярно вижу как фем активисты хвалятся своей менталочкой и просят донат на антидепрессанты
Инна Холодней
04.02.20 20:46
Вы знаете, сначала хотела ответить вам в развернутой форме, но как-то зациклилась на тупости выражения "прекрасный пол" и перестала воспринимать ваш комментарий как повод для беседы.
Лера Homka
23.04.21 20:42
вообще-то это мог быть не феминизм автора. В Украине, например, принято закон согласно которому женщин на должности нужно называть именно так (с таким окончанием). Да, это звучит немного смешно, но лично для меня это лишь следование нововведеным правилам. Не стоит так зацикливаться на словах.
Тетяна Пшенична
10.03.20 11:53
Привлекло внимание название статьи, но, что именно делать, так и осталось непонятным. Это конечно же чудная история из жизни, но стоит либо название статьи изменить, либо рекомендаций добавить.
Анастасия Аншакова
05.10.24 12:24 | изменено
Вот же рекомендации (возможно, добавили после, я не знаю). 1) начала работать на эмоциональном фронте. И снова по двум направлением: с внутренней стороны — личные границы и уверенность в себе, а с внешней — выстраивание диалога с родителями. 2) на психотерапии мы начали с обретения веры в себя, свои силы и желания 3) обретение собственной территории. Переехать от родителей, вести самостоятельную жизнь, при этом ходить на психотерапию, работать над верой в себя, понимать свои желания; "исследовать, что я за человек, что люблю, чего хочу и о чём мечтаю"; осознать, что идеальных людей не существует.
Елена Бугакова
12.03.20 20:19
Спасибо за статью, вы такая молодец! И отдельно за психологиню)
Надежда Помогайло
03.04.20 22:07
Спасибо за статью, тема мне очень близка! Поделитесь контактом психолога:)
Victoria Antsiferova
18.03.21 10:03
Спасибо за статью! У меня такая же проблема с родителями(с мамой в особенности) и даже с квартирой похожая ситуация:D Я думаю вы все правильно написали! Буду следовать вашим советам=)
Лера Homka
23.04.21 20:54 | изменено
и я прохожу через похожие чувства и ситуации, правда у меня все еще осложняется совместным проживанием и наличием второго мужа, а также дочери от первого брака. Но мы работаем над ситуацией, скоро съедем, наконец, и я надеюсь, что смогу ощутить глоточек свободы от критики, придирок, замечаний и просто побыть хозяйкой в СВОЕМ доме. Раньше не придавала этому значения, но с годами жить по чужим правилам очень сложно, особенно, когда уже выработал свои. Всю жизнь держу все переживания в себе. От части от страха быть непонятой, но всякий раз, когда даю слабину и говорю, что думаю - убеждаюсь, что правильно, что молчала. Ибо слышу лишь, что я немного больная и все не правильно вижу. А как же право быть уникальной личностью? свободной и независимой...Принятие - его так не хватает. Именно не понимания твоих мыслей, а просто принятия тебя такого, как ты есть. Я вот на днях поняла, что я по сути 15 лет мечтаю лишь о том, как съехать. Притом семья у меня приличная, но вот с эмоциональным контактом у нас туго очень. По крайней мере у меня с ними точно не сложилось. Хотя раньше было лучше, а вот после пары случаев и фраз все начало рушиться. Хотелось бы добавить еще пару фраз о любви матери, выше там почему-то указали "если ты не готова ребенка любить (то бишь гиперопекать)" - п.с. я знаю, что автор немного не в себе - но все же возмущает такая трактовка любви матери. Гиперопека это как раз болезнь и неумение родителя воспитывать, но это никак не связано с любовью. Любовь - это просто быть рядом, уметь поддержать, подуть на ранку, подать руку, но отпустить, когда ты уже встал на ноги. У этой любви нет повода, нет причин, она не безусловном уровне и возникает просто от того, что ты видишь свою кровиночку. Жаль, что во многих семьях любви то ли нет, то ли она со временем превращается в родительский долг или хуже того - фальш..Автору отдельное спасибо. Такие статьи помогают собраться с духом и восстановить силы, когда все туго и на душе тяжело.
Вереск КВ
20.10.23 10:27
Это была очень нужная и актуальная для меня статья! Спасибо автору за историю❤️