Не болеть
16 июля 2022

Женщинам пора перестать воспитывать в себе хорошесть. Отрывок из книги «Синдром хорошей девочки»

Женщины научились быть покладистыми, чтобы выжить.

Бомбора
Бомбора
Non-fiction издательство.
синдром хорошей девочки

Женщинам приходится постоянно мириться с несправедливым и грубым обращением со стороны окружающих, особенно мужчин. Частый корень этой проблемы: женщинам с детства внушают, что они должны быть всегда добрыми и послушными. Психолог Беверли Энгл в книге «Синдром хорошей девочки» объясняет, чем опасна установка на хорошесть и почему в неё так просто поверить. Мы публикуем отрывок из главы «Перестать верить, что быть хорошей — значит быть защищённой».

Жизнь несправедлива.

Неизвестный

Ложная установка: Если я буду хорошей (и справедливой) по отношению к другим, они тоже будут хорошо (и справедливо) относиться ко мне.

Наполняющая силой установка: я могу защитить себя и быть справедливой по отношению к себе.

Эта глава будет особенно полезна для Ханжей и Просветлённых.

Хорошие девочки убеждены, что защитить себя от боли, отвержения или вероятности быть покинутыми они могут, только оставаясь крайне милыми со всеми. Они верят, что достаточно не раскачивать лодку, мило улыбаться и соглашаться со всеми, чтобы никто не злился или не был жесток с ними. Другими словами, хорошие девочки используют свою хорошесть как защитный экран.

Откуда берётся уверенность в том, что умение быть хорошей защищает?

Повторюсь, чтобы досконально разобраться в подобном образе мыслей, необходимо вспомнить историю женщин в целом. Ещё не так давно женщина считалась собственностью — сначала отца, а затем мужа. Её безопасность и благополучие целиком зависели от доброй воли мужчины. Если девочка или женщина была недостаточно мила со своим мужчиной, он её наказывал, отталкивал или даже бросал.

Почти так же, как и темнокожие рабы Юга, женщины научились быть хорошими, приятными, вежливыми, любезными и покладистыми, чтобы выжить.

Думаю, воспоминания об этих не столь отдалённых временах сохранились в нашей коллективной памяти и запечатлелись в нас на клеточном уровне.

Другим источником ложной установки о защитной функции умения быть хорошей является концепция «магического мышления», связанная с идеей о том, что мысли обладают такой же силой, как и действия. Маленькие дети часто пользуются врождённой способностью к магическому мышлению, чтобы победить свои страхи и создать иллюзию контроля над происходящим с ними. Хорошим примером детского магического мышления является вера в то, что нужно быть хорошей и делать всё, что говорят родители, и тогда они не разведутся. Исходя из этого, нетрудно понять, каким образом в детском сознании формируется убеждённость в том, что способность «быть хорошей» убережёт от беды.

В возрасте семи-восьми лет дети обычно узнают, что существует разница между желаемым и реальными действиями, которые нужно предпринять. К наступлению пубертатного периода значительная часть магического мышления трансформируется в основанные на реальных событиях планы и действия или в приемлемые для данной культуры формы, включая веру и молитвы. Однако некоторые детские способы мышления, в том числе магическое, могут сохраниться и во взрослом возрасте, в особенности если они приносят облегчение, избавляя от страхов и тревоги. Даже если нам удаётся взглянуть на магическое мышление с точки зрения логики и понять, что оно больше не актуально, мы всё равно можем продолжить держаться за него втайне.

В особенности это касается болезненного или травмирующего детского опыта, связанного с убеждённостью в защитной силе хорошести. Например, ребёнок может верить, что своим хорошим поведением предотвратит что-то плохое или, наоборот, что его нехорошие мысли и поступки стали реальной причиной плохих событий.

Вера в справедливость как часть магического мышления

Магическое мышление, подсказывающее, что умение быть хорошей оградит от бед, тесно связано с идеей о том, что жизнь справедлива или должна быть такой. Иными словами, вера в защитную функцию хорошести основана на базовом ожидании, что жизнь справедлива.

Вера в справедливость жизни является детской фантазией.

Это то же самое магическое мышление, вытекающее из убеждённости, что мы можем контролировать действительность силой разума и поведением. В какой-то момент детям становится необходима эта невинная вера в то, что у всего происходящего есть причины и они имеют власть и возможность контролировать свою жизнь. Без этой иллюзии они оказались бы раздавленными миром, кажущимся таким непредсказуемым и неуправляемым. Даже став взрослыми, мы хотим быть уверенными в том, что хоть немного контролируем события своей жизни.

Но, убрав поверхностный слой этой иллюзии, мы обнаружим под ним страх. Корни его тянутся из детства. Это страх быть покинутыми, отверженными и в конечном счете умерёть. Мы переносим детские убеждения во взрослую жизнь, чтобы убежать от реальности, где у нас так мало власти и возможности что-либо контролировать.

Хорошие девочки часто сталкиваются с одной дилеммой. Когда всё вокруг складывается не так, как должно, когда жизнь несправедлива и им причиняют боль, даже несмотря на хорошесть, это приводит их в замешательство и расстраивает. Они даже начинают злиться, ведь их ожидания того, как другие должны относиться к ним, хорошим девочкам, не оправдываются.

Конечно, хорошие девочки слишком милы для того, чтобы нацелить свой гнев на обидчиков. Вместо этого они, скорее всего, направят его внутрь и будут винить себя за то, что были недостаточно хорошими или по какой-то причине заслужили плохое обращение.

Так они сохранят верность своей ложной установке, и жизнь по-прежнему будет справедливой для них.

Такой вид магического мышления может спровоцировать на самобичевание и взаимные упрёки. Продолжив верить в связь вашей хорошести и доброго отношения окружающих, вы не оставите себе иного выбора, кроме мыслей о том, что в вероломстве других можете винить только саму себя. Ведь в справедливом мире с хорошими людьми случаются только хорошие вещи, потому что они заслуживают быть счастливыми. Если жизнь справедлива, плохие вещи будут происходить только с плохими людьми, ведь они заслуживают свои проблемы и несчастья. Если же люди плохо относятся к вам, отвергают или уходят, это происходит только потому, что вы этого заслуживаете, верно?

Но правда в том, что плохие вещи на самом деле случаются и с хорошими людьми, даже такими милыми, как вы. Продолжая верить в справедливость жизни и в способность хорошести защитить от зла, вы бросаете себя в лавину чувства вины, обрушивающейся на вас, когда происходит что-то плохое, а это неизбежно. А так как обычно вы направляете свой гнев на себя, вас, скорее всего, накроет и глубокая депрессия.

Откуда берутся наши представления о справедливости?

Женщина должна быть справедливой, терпеливой и терпимой. Это убеждение является частью нашего биологического и культурного наследия. О детях заботятся в первую очередь именно женщины, поэтому природа обычно наделяет их врождённым умением сострадать, быть терпеливыми, безусловно любить и прощать. Но, когда дело доходит до взрослых отношений, женщинам свойственно доводить эти качества до крайности.

У них часто бывает обострённое чувство справедливости как по отношению к себе, так и к другим. Они склонны рассматривать ситуацию с обеих сторон. Такая потребность в справедливости часто мешает женщинам занимать чёткую позицию по важным вопросам и делает их лёгкой мишенью для манипуляций.

«Родители всегда учили меня играть по правилам. Они говорили, что если я буду хорошей девочкой, то у меня всё получится. Но всё сложилось совсем не так. Я всегда поступала правильно, но всё равно всё испортила». Это сказала мне женщина, годами подвергавшаяся эмоциональному абьюзу со стороны мужчины, изрядно поднаторевшего в использовании её потребности в справедливости для манипулирования ею. Каждый раз, когда она пыталась противостоять его недопустимому поведению, ему удавалось переворачивать ситуацию с ног на голову словами вроде: «То есть ты хочешь сказать, что сама так никогда не делала?» или «На прошлой неделе ты повысила на меня голос, почему же сейчас критикуешь меня за то, что я кричу на тебя?» (При этом он не видел никакой разницы в том, что она повысила на него голос только потому, что он часами ругал и унижал её.)

Приучая девочек несмотря ни на что быть справедливыми, понимающими и добрыми, мы оказываем им медвежью услугу.

Как сказала одна двенадцатилетняя девочка писательнице Рэйчел Симмонс: «Учителя говорят нам, что мы должны уважать друг друга и относиться к людям так, как хотим, чтобы относились к нам. Но это не так. Люди могут быть злыми. Так разве я должна быть приветлива с ними, даже если они плохие?»

Ещё одной причиной женского обострённого чувства справедливости и умения входить в чужое положение является их ярое стремление не быть похожими на тех, кто поступал с ними несправедливо. Так случилось с Брианой. «В детстве мать была крайне несправедлива ко мне. Например, она могла попросить меня полить газон. Я выходила на улицу и бралась за дело. Чуть позже она приходила и начинала кричать на меня за то, что вода стекает на проезжую часть. „Ты тратишь слишком много воды“, — орала она, причём иногда так громко, что нас могли услышать соседи. Я пыталась объяснить, что по-другому не получается, так как наш дом стоит на холме и вся вода стекает вниз. Но она не слушала. Она никогда не слушала меня, когда я пыталась объяснить ей, почему поступила так или иначе. Просто она всегда считала меня неудачницей. Я так на неё злилась за это. Помню, как говорила себе, что, когда вырасту, ни за что не буду несправедливой к своим детям».

Проблема в том, что Бриана довела свою потребность в справедливости до крайности. Она постоянно верила каждому, кто оплошал, будь то друг, коллега или её парень. Казалось бы, хорошее качество, но в действительности оно позволяло другим использовать Бриану. Например, Синди, её близкая подруга, больше года назад взяла у неё в долг некую сумму. Каждый раз, когда Бриана просила вернуть долг, Синди находила разные отговорки: то у неё не было денег, потому что она попала в аварию и должна была заплатить по счетам, то она потратила все деньги на учебники, то ей заплатили в этом месяце меньше обычного из-за больничного. Когда я спросила Бриану, верила ли она в эти отговорки, она ответила: «Не уверена. Но мне не хотелось быть несправедливой к ней. А вдруг она говорила правду?»

Чувство справедливости Брианы ещё больше обострялось, когда дело касалось её парня Джареда. Они с Джаредом встречались уже два года и договорились хранить верность друг другу. Но подруги Брианы постоянно твердили, что Джаред ей изменяет. «Я отказывалась верить в эти слухи. Джаред сказал мне, что он этого не делал, и я ему поверила», — заявила она мне. Вера Брианы в Джареда подверглась серьёзному испытанию, когда она нашла в его постели женское нижнее бельё. «Я была опустошена. Похоже, мои друзья всё это время говорили правду, — сказала Бриана. — Но Джаред всё объяснил тем, что вчера он тусовался со своим другом Кайлом и тот подцепил девушку. Он не мог пригласить её к себе домой, поэтому Джаред разрешил им остаться в его комнате, а сам спал на диване».

Я посмотрела Бриане прямо в глаза и поинтересовалась, действительно ли она верит Джареду. «Да, это на него похоже». В итоге наступил момент, когда запас доверия Брианы к Джареду иссяк. Она застала его в постели с другой девушкой.

Бриана плохо себя почувствовала, поэтому пропустила последний урок и зашла проведать Джареда. У неё были ключи от его квартиры, и она захотела сделать ему сюрприз. И сделала. Бриана была опустошена. Она проплакала несколько недель и в конце концов решилась пройти терапию, так как не могла смириться с тем, насколько наивной была. Она не могла перестать думать обо всех девушках, с которыми был Джаред, пока находился в отношениях с ней. «Как же жестоко меня предали! Какой глупой я была! Как же долго я этого не замечала! Я была так уверена в своей правоте, в том, что Джаред никогда мне не изменит. Не думаю, что снова смогу кому-нибудь доверять».

Бриана настолько перегнула палку в своих стараниях быть справедливой, что позволила друзьям и парню использовать себя. Не позволяйте поступать с собой так же.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий