Знать
13 июля 2022

7 когнитивных искажений, которые мешают жить

Но иногда помогают думать быстрее.

Дарья Полещикова
Дарья Полещикова
Редакторка «Горящей избы».
когнитивные искажения

Мы не задумываясь заказываем в ресторане проверенное блюдо вместо того, чтобы попробовать что-то новое. Автоматически считаем фанатов любимой группы хорошими людьми. Не уходим с надоевшей работы, потому что боимся изменений. Всё это примеры когнитивных искажений. Разбираемся, какие они бывают и как от них избавиться (и нужно ли).

Какие когнитивные искажения бывают

Когнитивные искажения, или ментальные ловушки, — это ошибки мышления, которые так или иначе совершаем мы все. Сложно сказать точно, сколько когнитивных искажений существует. Статья в «Википедии» содержит порядка двухсот наименований. И этот список продолжает расти. Автор книги «А кричать-то зачем?» Бастер Бэнсон проанализировал все искажения и объединил их в 20 уникальных групп. Их можно увидеть на схеме Джона Мануджяна.

Писатель и популяризатор критического мышления Никита Непряхин также проанализировал этот список и выделил 30 искажений, которые, на его взгляд, сильнее всего влияют на критическое мышление. Мы выделили семь любопытных. 

Эффект присоединения к большинству

Человек считает правильным то мнение, которое разделяет большинство. Из-за этого некоторые поступки он совершает не потому, что хочет, а потому, что так делают все вокруг.

Один из вариантов присоединения к большинству — искажение в пользу своей группы. Есть «мы» — граждане страны, выпускники определённого вуза, фанаты музыкальной группы. Мы думаем одинаково, доверяем друг другу. Нас объединяют общие ценности. И мнение «своих» мы считаем важнее и правильнее мнения «чужих». 

Ошибка выжившего

«Мы в детстве играли на заброшенных стройках — и ничего!» — классический пример ошибки выжившего. Ведь те, кто упал и разбился, уже не могут об этом рассказать.

Ешё один пример — сосредоточенность на чужих успехах и игнорирование неудач. Состоявшиеся бизнесмены пишут книги и дают интервью. Их пример на виду. Кажется, что построить эффективный бизнес не так уж сложно — многим же это удалось! Но проблема в том, что истории неудач доходят до публики реже. И создаётся ложная и однобокая картина мира.

Ловушка утопленных затрат

Это когнитивное искажение заставляет вкладывать время, деньги и усилия в убыточное дело. Бизнес прогорел и не приносит дохода. Но предприниматель уже потратил на него столько ресурсов, что жалко останавливаться. Другой пример — семейная жизнь не складывается. Отношения не приносят радости. Но партнёры столько лет провели вместе, что расставаться страшно. И они продолжают жить дальше и страдать вместо того, чтобы начать всё сначала.

Эффект третьего лица

Каждый считает, что реклама, пропаганда и любые другие способы манипуляции действуют на большинство людей вокруг, но только не на него. Сам он достаточно мудр, чтобы принимать решения самостоятельно. Например, выбирать кефир в самой яркой коробочке или голосовать за того кандидата, которого поддержали друзья.

Стереотипизация

Стереотипы делят мир вокруг на понятные категории и помогают экономить умственные усилия. Они могут быть как положительные, так и отрицательные. Интересно, что люди обычно не распространяют стереотипы на себя лично. Мы-то знаем, что русские не пьют на завтрак водку и не носят в рюкзаке балалайку. Но можем верить, что все француженки — стильные и изысканные, а немцы — педантичные и пунктуальные.

Эффект иллюзии правды

Люди считают правдой ту информацию, которую слышали много раз. На этом основан эффект навязчивой рекламы и пропаганды. Многократные повторения могут переубедить человека, даже если изначально он был уверен в обратном. В исследовании 2015 года американские учёные предлагали испытуемым абсурдные факты: «Сари — клетчатая юбка, которую носят в Шотландии» и «Атлантический океан — самый большой на планете». Вначале участники эксперимента  были уверены, что это неправда. Но после многократных повторений начали сомневаться в этом.

Отклонение в сторону статус-кво

Человек предпочитает стабильность, даже если перемены потенциально выгоднее. Лучше бездействовать и сохранить имеющееся, чем рисковать. Поэтому мы выбираем проверенное блюдо в ресторане, лечимся привычными лекарствами, даже если новые более эффективны, и не любим, когда приложения на телефоне обновляют интерфейс.

Зачем нам когнитивные искажения

Писатель Бастер Бэнсон считает, что когнитивные искажения по-своему полезны для человека.

Помощь мозгу в обработке информации

Мозг не может переварить всё, с чем сталкивается. Чтобы сэкономить усилия, он выбирает, на что обратить внимание. И когнитивные искажения помогают отсеять ненужное. Мы замечаем яркое, понятное, давно знакомое или, наоборот, резко изменившееся. Нам нравится то, что подтверждает наши мнения и убеждения. 

Познание мира

Окружающий мир устроен сложно. Человек видит только его маленький кусочек. Когнитивные искажения помогают дорисовать общую картину мира. С их помощью мы находим закономерности. Заполняем пробелы в знаниях на основе прошлого опыта или собственных фантазий. Упрощаем устройство мира вокруг, делаем его понятным.

Мотивация действовать

Человек постоянно должен реагировать на изменения вокруг и принимать решения, от которых может зависеть его жизнь. Когнитивные искажения мотивируют действовать. Например, мы уверены, что от наших поступков что-то зависит. Фокусируемся на быстрых результатах и с трудом строим долгосрочные планы. Любим заканчивать то, во что уже вложили время и усилия. Предпочитаем быстрые и простые действия сложным и запутанным.

Запоминание важного

Человеческая память не может хранить всё. Но нам важно запоминать опыт, чтобы на его основе корректировать решения в будущем. Когнитивные искажения помогают разобрать информацию, которую мы получаем, на важную и неважную. Мы редактируем воспоминания, отбрасываем частности и запоминаем ситуацию в целом. Упрощаем произошедшее до отдельных ключевых моментов.

Почему на когнитивные искажения не стоит полагаться

Когнитивные искажения формируют неполную картину мира

Раз за разом отсеивая якобы ненужную информацию, человек создаёт картину мира, далёкую от реальности. В лучшем случае она будет неполной, а в худшем — ошибочной. Мы видим только те факты, которые подтверждают наши суждения. И игнорируем всё, что может пошатнуть уже сформировавшиеся убеждения. Обесцениваем информацию, которая кажется «неправильной».

Когнитивные искажения приводят к возникновению иллюзий

Мы ищем и успешно находим причинно-следственные связи даже там, где их нет. На этой особенности основано, например, магическое мышление. Вера в приметы, предсказания гадалок и астрологические прогнозы. Такие иллюзии мешают действовать рационально.

Когнитивные искажения заставляют принимать неверные решения

Ментальные ошибки часто мешают воспринимать ситуацию адекватно и делать верные выводы. Часть решений мы принимаем на основе собственной картины мира, которая может быть далека от реальности.

Избирательная память закрепляет ошибки

Мы запоминаем то, что подтверждает нашу правоту. Переоцениваем свой вклад в успех. Некоторые принципиально важные моменты прошлого забываем, потому что не придаём им должного значения. Это мешает анализировать ошибки и избегать их в будущем.

Как не поддаваться когнитивным искажениям

Помните, что когнитивным искажениям подвержены все

Никита Непряхин советует критически смотреть на собственное мнение и проверять, не повлияли ли на него ментальные ловушки. Сделать это непросто, потому что большинство решений мозг принимает легко, быстро и без усилий. Поэтому перед принятием важных решений нужно остановиться, сосредоточиться и постараться проанализировать ситуацию.

Узнавайте о когнитивных искажениях больше

Предупреждён — вооружён. Читайте о ментальных ловушках и ищите их в собственном поведении. Например, можно взять список искажений и выбрать те, которым вы подвержены сильнее всего. Проанализировать ситуации, в которых они мешают. И в будущем постараться контролировать эти моменты. Так вы сможете корректировать своё поведение.

Постарайтесь не принимать поспешных решений

Попробуйте изучить ошибки, которые совершили в прошлом. Подумайте, из-за чего так получилось. И в будущем избегайте быстрых решений. Берите тайм-аут на раздумье. Никита Непряхин рекомендует задавать себе следующие вопросы:

  • Почему необходимо поступить именно так?
  • Есть ли альтернативные решения и чем они обоснованы?
  • Есть ли кто-то, кто влияет на наши убеждения?
  • Что вы можете потерять, если примете такое решение? А что приобрести?

Если данных для принятия решения не хватает, постарайтесь найти недостающую информацию.

Не игнорируйте иные точки зрения

Приятно окружить себя единомышленниками, с которыми не о чём спорить. Но это создаёт однобокую картину мира. Чтобы посмотреть на ситуацию с нескольких сторон, общайтесь с разными людьми и изучайте разные источники. Будьте гибкими и не бойтесь корректировать собственные убеждения. 

Обложка: Софья Игинова / Горящая Изба

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий