17 февраля в российский прокат выходит фильм номинанта на премию «Оскар» Майкла Миллса «Камон Камон». Редактор Вика Анистратова посмотрела его перед премьерой и делится отзывом.
Кажется, что нам не хватает честных художественных фильмов о родителях. Их то выставляют идеальными созданиями, отчего берёт грусть за собственное несовершенство. То тиранами, отчего на сердце ещё печальнее. Создаётся впечатление, что золотой середины нет: есть только либо хорошие мамы и папы, либо плохие (чаще всего второе).
Но эта середина есть. И о ней говорит фильм «Камон Камон».
О чём фильм
Джонни — радиожурналист. Одинокий и немного печальный мужчина путешествует по стране и берёт интервью у детей из разных городов. Джонни спрашивает их о жизни, мечтах и о том, каким они видят будущее.
Во время своего путешествия герой навещает сестру Вив и её сына Джесси. Женщине приходится отлучиться, чтобы помочь бывшему супругу Полу с расстройством психики. Она уезжает к нему в Окленд и просит Джонни присмотреть за Джесси. Дядя и племянник почти совсем не знаю друг друга, но Джонни соглашается помочь сестре и берёт мальчика с собой. Так начинается путешествие героев по Америке.
Создание и отзывы критиков
Режиссёром и сценаристом фильма стал Майкл Миллс — номинант на премию «Оскар» за лучший сценарий. Его самыми успешными фильмами считаются «Женщины XX века» и «Начинающие». А теперь к ним присоединится и «Камон Камон». На сайте Metacritic фильм получил 82 положительные рецензии из ста. А рейтинг на Rotten Tomatoes остановился на отметке 94%.
Интересно, что картина чёрно-белая. Майкл Миллс говорит, что придумал такое решение сразу, чтобы сосредоточить внимание зрителя на самом главном.
«Вы не часто видите чёрно-белые фильмы о детях, и я знал, что это поможет зрителю серьёзнее относиться к герою. Это отвлекает внимание от всех текстур в цветовом мире и позволяет вам просто смотреть на человеческие лица».
Режиссёр Майкл Миллс
Роль Джонни исполнил Хоакин Феникс, которого помнят по фильмам «Джокер», «Гладиатор», «Она». Феникса считают одним из мастеров перевоплощений, и фильм Миллса не стал исключением. После пугающего клоуна из Готэма было поначалу непривычно увидеть добродушного небритого радиожурналиста.
Но больше внимания критиков, кажется, досталось исполнителю роли Джесси — Вуди Норману. До этого 11-летний актёр был замечен по большей части в эпизодических ролях в сериалах. Например, «Белая королева» и «Полдарк». «Камон Камон» стал первым крупным проектом для Нормана. И критики сошлись во мнении, что Вуди — новая звезда. Ричард Броуди из The New Yorker написал, что Норман «удивительно легко поддерживал сложный и эмоциональный диалог».
Фильм о родителях
Мне кажется, что фильм в первую очередь о родительстве. История семьи Джонни начинается с его больной матери. Вместе с сестрой Вив герою приходится наблюдать за тем, как любимый человек угасает. Женщине кажется, что она заново проживает моменты из собственного детства. И Джонни считает, что матери нужно просто подыграть, чтобы лишний раз не беспокоить. А Вив, наоборот, думает, что поддержка её иллюзий причиняет вред. Конфликты и потрясение от смерти матери разлучают брата и сестру на год. И когда они возобновляют отношения, в них чувствуются осколки холодности, но также тепло братско-сестринской любви.
Потом внимание фильма переключается уже на сына Вив Джесси. И теперь мы уже смотрим историю о материнстве. Сестра Джонни воспитывает ребёнка в одиночку. Из-за болезни её муж не может позаботиться даже о себе, не говоря уже о сыне. Вив полностью сосредоточена на воспитании мальчика и старается делать это хорошо. На фоне её стараний звучит цепляющий монолог, который Джонни зачитывает из книги Жаклин Роуз «Матери. Эссе о любви и жестокости»: «На матерей возлагается задача — конечно, нереализуемая — исправить весь мир... Что же мы творим с матерями, ожидая от них, что они возьмут на себя ответственность за всё самое трудное, что есть в нашем обществе и в нас самих». Какое счастье, что кто-то это озвучил!
Вив искренне хочет быть хорошей матерью. Но она понимает, что это невозможно. Она рассказывает Джонни о своих ошибках, приговаривая: «Никто не знает, как правильно. Но ты просто должен продолжать делать это».
Далее «Камон Камон» становится фильмом о том, как важно взрослому понять ребёнка и как много оба могут вынести из диалога друг с другом. Поначалу Джонни не знает, как общаться с мальчиком. Почему после порции сладкого он скачет как бешеный? Зачем нужно играть в странные игры? От чего ребёнок прячется на улице, заставляя Джонни волноваться? Но постепенно Джонни учится общаться с Джесси. Он понимает, что многого не умеет.
В этом и многом другом Джонни становится отличным (и всё ещё редким) примером героя, не обременённого грузом токсичной маскулинности. Когда нужно, он защищает Джесси, проявляет твёрдость. И вместе с тем учится слушать мальчика, старается понять его. Читает сказки на ночь и пускает слезу от трогательных слов. Участвует в фантазийных играх Джесси. Отвечает на миллион вопросов. Мужчина полностью берёт на себя заботу о ребёнке, а когда что-то не получается, говорит, что разберётся. И разбирается. Именно Джонни помогает Джесси осознать свои эмоции и принять их. «Это нормально, не быть в порядке!» — говорит он племяннику. Часто ли такие слова можно услышать от мужчины в мире, где всё ещё рассуждают, можно ли мальчикам плакать?
Фильм о детях
Для взрослого очень соблазнительна мысль, что дети — несмышлёныши, которые ничего не понимают о мире, и он тот, кто должен всё объяснить. Но на самом дети они понимают, и ещё как. Подчас лучше, чем взрослые. И герой Хоакина Феникса это осознаёт: на протяжении всей картины общается с детьми и просит их рассказать о своём видении вещей и событий.
А ещё зритель видит мир не только глазами Джонни, но и глазами Джесси. Мальчик учится различать свои эмоции: радость, скуку, досаду, обиду, злость, — а также пытается выражать их. Зритель видит, как Джесси узнаёт о мире всё больше, и легко может вспомнить себя в юном возрасте. Так через маленького героя нам рассказывают больше о нас самих.
Стоит ли смотреть
В фильме «Камон Камон» не так уж много действия, нет яркой кульминации и неожиданной развязки. Картина строится на неторопливых и вдумчивых диалогах — брата и сестры, дяди и племянника, взрослых и детей.
И в этом плавном повествовании, как мне кажется, и кроется очарование «Камон Камон». В своём отзыве обозревательница The Guardian Венди Айд написала: «Смотреть его [Майкла Миллса] фильмы — ненавязчивые по сюжету, но насыщенные эмоциональной фактурой — всё равно что смотреть на картину в галерее. Вы можете, если захотите, уйти, практически ничего не забрав. Или вы можете углубиться и открыть для себя целые миры внутри». И это описание очень точно работает для «Камон Камон».