В 13 лет Надя Павлюченко под псевдонимом pavluchenko стала выкладывать каверы на Земфиру и Макса Коржа в инстаграм*. В том же возрасте девушка выпустила первую песню, а в 16 её трек «Река» уже играл на шоу «Танцы». Сейчас артистка пишет меланхоличную музыку об одиночестве и холоде в отношениях. Поговорили с Надей о разборках в школе, брошенном универе и внезапном переезде из Минска в Москву.
Расскажи о своём детстве. Каким оно было?
Я выросла в Беларуси, в Минске. Я заикалась, но никогда не стеснялась этого, и была очень весёлым и открытым ребёнком. Не боялась знакомиться и общаться с новыми людьми.
В раннем возрасте проявился и мой интерес к музыке. Я рассаживала бабушек на диване и пела им песни Софии Ротару. Во всех школьных анкетах, где был вопрос «Кем ты хочешь стать», я отвечала «Певицей». Поэтому в третьем классе меня отдали в музыкалку на гитару.
Но в музыкальной школе мне не нравилось. Не повезло с преподавателями: один из них уделял мне недостаточно внимания, другая — учила чётко по программе и не рассказывала ничего интересного. Мне было скучно, но это, на удивление, не отбило желание заниматься музыкой. Я почти каждый день играла на гитаре и пела. Видимо, желание реализоваться в пении и правда было очень сильным.
Как к твоей мечте относилась семья?
Плохо, очень плохо. Родители говорили: «Ну какая певица? Там всё через секс, наркотики, алкоголь!» У меня самой даже в какой-то момент сложилось такое представление. Я думала: «Неужели мне придётся реально с кем-то спать, если я хочу выпустить трек?» И не понимала, что делать.
Но одновременно с этим в голове крутилась мысль, что я смогу иначе и справлюсь со всем сама. Я отстаивала свою точку зрения перед мамой, папой и бабушкой и продолжала делать то, что мне нравилось.
А как обстояли дела со школой?
Мне там вообще не нравилось. Я постоянно боролась за справедливость и ввязывалась в конфликты. Например, если препод унижал ученика, могла встать со своего места и начать защищать одноклассника. Естественно, так ухудшались отношения с учителями, а за ними портились и оценки.
Меня и близких постоянно вызывали к директору. Родители, конечно же, были недовольны моей успеваемостью, и мы постоянно скандалили на этой почве. Но мне было всё равно. К тому же я знала, что хочу заниматься только музыкой, и посвящала ей большую часть своего времени.
В школе ты начала вести инстаграм* с каверами. Как появилась идея выкладывать видео под гитару?
Когда мне было 13 лет, я увидела, что люди записывают каверы, которые становятся популярными. И однажды подумала: «Почему бы не показать, что я умею?» Было интересно посмотреть на реакцию окружающих.
Я заливала песни Стрыкало, Земфиры, Макса Коржа. В общем, всех, кто мне нравился. И это сработало. Люди писали очень много тёплых комментариев, репостили видео, кто-то подписывался на мой аккаунт. Это было очень приятно.
Чуть позже я стала брать произведения поэтов и накладывать их на музыку. Мне так понравилось, что я какое-то время записывала только такой формат. И только потом перешла к своим песням.
Когда ты начала писать песни?
Сначала я долго писала стихи — класса с шестого. И года через два попробовала сочинять свои песни под гитару. Это было очень сложно, у меня взрывалась голова. Для песни нужно много текста, так ещё и музыка в припевах и куплетах должна быть разная. В общем, поначалу было тяжело, но постепенно я научилась и стала выкладывать свои треки.
В какой момент ты стала позиционировать себя не как кавер-мейкера, а как самостоятельную артистку?
После песни «Река», которую мы выпустили с Лёшей Кривдиным, когда мне было 16 лет. Она попала в чарты, хотя мы даже не вкладывались в рекламу. Трек стал приносить хорошие деньги, потом его взяли в шоу «Танцы» и о нём узнало ещё больше людей. Тогда я впервые почувствовала огромную гордость за себя.
И тогда же у меня появился тикток. Туда я стала выкладывать отрывки своих песен. Некоторые из них залетали и набирали популярность. Тогда я поняла, что можно привлекать аудиторию не только каверами.
Что ты делала после выпуска из школы?
Я не хотела учиться в университете, но в итоге всё-такие поступила — пошла за компанию с другом. Я позвонила ему и спросила, куда он идёт после школы. Оказалось, что в Белорусский государственный университет на маркетинг. Я очень любила английский и математику, и оказалось, именно эти предметы были нужны в БГУ.
В университете я особо не училась, но мне нравилась атмосфера. Вокруг было много интересных ребят. Мы тусовались, ходили на какие-то посвящения, в клубы — было очень круто. Первые полгода в универе — это вечная тусовка. Даже музыка отошла на второй план, потому что в голове постоянно были мысли: «А куда мы пойдём сегодня?»
А когда музыка снова вернулась на первый план?
Через полгода, потому что тогда я решила бросить университет. Во втором семестре стало очень скучно. Появилось много узкоспециальных предметов, они были неинтересные и непонятные. В общем, мне всё разонравилось.
Я сказала родителям, что хочу уйти. Но тогда мама уговорила меня взять академ. Она надеялась, что я через полгода передумаю и продолжу обучение. Но вместо этого я уехала в Москву и, конечно, никуда не вернулась.
Как вышло, что ты уехала безвозвратно?
Мои друзья захотели поехать туда на месяц, просто потусить в городе. И предложили мне присоединиться. Я уехала, и тогда же мне написал лейбл с предложением посотрудничать. Мне понравились условия, и я осталась в Москве.
Как отреагировали родители?
Они офигели. Стали говорить: «Осторожнее, смотри, чтобы тебя не обманули. Лейблы — это всё секс и наркотики! Это всё очень страшно!» Конечно, предлагали поступить в местный университет, но я отказалась. Маме и папе хочется, чтобы музыка была моим временным хобби, а основная деятельность — более стабильной. Но они понимают, что это мой выбор, с которым они ничего не могут поделать.
Твои песни часто очень депрессивные. Почему именно такое настроение ты выбираешь для своей музыки?
Настроение приходит ко мне само. На людях я люблю быть клоуном. Мне очень нравится веселиться и веселить. Но когда я нахожусь одна, очень много грущу, делаю выводы из прожитых дней и складываю все свои мысли в песни. В глубине души я грустный и минорный человек, поэтому и музыка такая.
Какая из твоих песен самая личная и почему?
Почти все мои песни про меня. Я пишу исходя из того, что видела и чувствовала. Даже если история якобы рассказана о другом человеке — это всё равно моя история, просто под другим углом.
Но самый личный трек — «холодным». Я очень долго держала в секрете ситуацию, по мотивам которой он написан. Мне не с кем было поделиться своими чувствами. И в итоге я рассказала о них в песне.
В ноябре твои треки «холодным» и «до конца» попали в новый плейлист «Яндекс Музыки» «Искра» с песнями музыкантов, которые становятся популярными благодаря персональным рекомендациям сервиса. Что ты чувствуешь, когда понимаешь, что твоя музыка становится популярной?
Я улыбаюсь и сильно радуюсь! Это не описать словами. Очень вдохновляет, когда людям заходят мои треки, даже если они слышат их впервые, когда их предлагают рекомендации. Люди узнают о моей музыке и становятся постоянными слушателями. Мне вообще часто пишут, что мои песни попадаются кому-то в «Плейлисте дня» и «Моей волне». Приятно, что «Яндекс Музыка» и её рекомендации так меня любят.
Какой самый обидный комментарий о своём творчестве ты получала?
Ой, есть два популярных вида комментариев. Первый — «Почему она так орёт?», второй — «Почему непонятно, что она говорит?». Вот второе обижает, потому что для меня всегда очень важен текст песен и я хочу доносить его до самой широкой аудитории. Меня часто сравнивают со Скриптонитом, потому что у нас похожая манера — я зажёвываю слова.
Иногда ещё люди пишут агрессивное добро. Например, когда у меня была короткая стрижка, говорили: «Тебе нужно отрастить волосы, снять пирсинг, понятнее петь — и тогда ты будешь вообще крутой». У меня с этих комментариев прям горело! Я не могла понять, почему комментаторов так волнует мой внешний вид. Но сейчас я на такое почти не реагирую, потому что поняла: добрых людей и добрых слов намного больше. И мне этого достаточно.
Что самое сложное в работе начинающего артиста?
Недавно у меня был сольный концерт в Москве, и после него я вышла к людям. Мы обнимались, разговаривали. Это было здорово, но в этот же момент я поняла, что мою интровертную часть как будто загнали в угол. Было тяжело справиться с таким большим количеством внимания.
Ещё страшно из-за ожиданий людей. Кажется, что новый трек обязательно должен быть такой же крутой, как «Река». Не хочется стать исполнителем одного хита.
Но сложности всё равно стоят того, к чему я стремлюсь. Мне очень нравится выступать, нравится мандраж, аплодисменты, крики людей. Я очень этим вдохновляюсь.
Если не музыка, то с чем бы ты связала свою профессиональную деятельность?
Дайвинг! Недавно я была в Турции и там занималась дайвингом, и меня это так зарядило. Я очень люблю воду и хотела бы жить возле моря. У меня даже были мысли остаться там. Если бы я не занималась музыкой, то всё бросила бы — и Москву, и Минск — и осталась бы там.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий