13 августа — День левшей. С одной стороны, принято говорить о том, что левши — очень творческие и способные люди. С другой, есть мнение, что с левшами что-то не так и их нужно переучивать на правшей. Рассказываем истории девушек, которых пытались переучить: кто-то смог отстоять себя, а для кого-то этот опыт стал травматичным.
«Я порой грустила, что стала „как все”»
Мы жили в небольшом городе, и я была первенцем у своих молодых родителей. Тогда почему-то считалось, что писать левой рукой плохо для сердца и организма в целом. Поэтому, когда воспитательница в детском саду предложила переучить меня на правую руку, родители согласились.
Меня заставляли всё делать правой рукой. Например, когда я пыталась есть левой, мне перекладывали ложку в правую. Занятия тоже были под наблюдением: со мной специально садилась воспитательница и помогала писать и рисовать. Не исключаю, что на меня могли повышать голос, когда я снова делала что-то левой. Но почему-то я совсем плохо помню это время. Думаю, это было тяжело, потому что другие дети делали многие действия не задумываясь, а я была вынуждена думать о том, как лучше взять стакан, ложку, ручку... Но привычка всё-таки сформировалась.
В школе у меня были проблемы с почерком: я не могла писать быстро в начальной школе, как другие, и порой оставалась с учительницей на дополнительные занятия, чтобы отрабатывать прописи. Я всё ещё пишу правой рукой, но мой почерк непонятен порой даже мне.
Недавно я начала заниматься спортом, и тренер сразу спросил: «Ты что, левша?» Потому что левая рука у меня сильнее.
Моя младшая сестра тоже левша, бабушка левша и подруга по парте в школе тоже была левшой. Мне было даже как-то обидно, когда вокруг говорили об исключительности и особенности левшей. А я ощущала, словно лишилась чего-то уникального и ценного. Ведь левшей меньше, чем правшей. И для некоторых людей они всё ещё нонсенс. Поэтому я порой грустила, что стала «как все». Но вот сейчас я решила вернуть себе себя: купила прописи, начинаю с нуля изучать их, пишу левой рукой чёрточки и буквы. Вроде получается неплохо. Но всё равно привычка даёт о себе знать, и как бы я ни хотела, когда нужно что-то быстро записать, пишу правой.
«Считаю, мне повезло выйти из этой ситуации относительно без стресса»
Моя бабушка левша, я левша, моя дочка левша. Не могу про бабушку ничего рассказать в плане переучивания — она из крестьянской семьи и работала кочегаркой в котельной. Лопату леворукость, очевидно, не мешала держать, а на остальном не заостряли внимания.
Я — позднесоветская левша и меня зацепило переучивание. Я помню, как в садике мне запрещали пользоваться левой рукой, особенно ножницами. Левую руку привязывали к телу. Не ругали, но очень настойчиво не давали что-либо делать ей. Своих слёз я не помню — помню только пыхтение, потому что не получалось как надо манипулировать ножницами.
Возможно, я плохо поддавалась тренировке, а может, воспитателям пришло распоряжение не третировать детей — история об этом умалчивает. Просто в какой-то момент от меня все отстали. Считаю, что мне повезло выйти из этой ситуации относительно без стресса.
Я ем и пишу левой рукой, но мышкой пользуюсь правой, как изначально показали. Компьютером, как только они появились в доступе дома и в школе, обучали пользоваться как для правшей — никому и в голову не приходило перестраивать управление для меня. Недавно друг рассказал про вертикальные компьютерные мышки, в том числе и для левшей. Мне очень трудно представить, как переключиться в компьютерной игре на управление мышью слева, клавиатурой справа (да ну, бред какой-то). И не думаю, что буду экспериментировать — боюсь разочароваться, что могла с удобством работать за компом всё это время. Но графическим планшетом я пользуюсь с левосторонним позиционированием.
Дочка — левша. Точнее, определившаяся амбидекстер, как и её папа. Он не настаивал на обязательном обучении пользоваться инструментами двумя руками с одинаковой лёгкостью. Делали мы это исключительно в игровой форме и для развлечения: а попробуй левой, а попробуй правой, а обеими? Во время подготовки к школе дочка сказала, что удобнее всё-таки левой, на чём и остановились. Но в рисовании периодически замечаю, как берёт фломастер в правую руку, если так удобнее провести линию.
Никаких специальных ножниц или ручек для левшей у нас дома нет, разве что чашки :) Я просто всегда стараюсь выбирать универсальный вариант под обе руки.
«Горжусь собой, что в итоге взяла верх над ситуацией»
Меня всю жизнь пытались переучить, начиная с детского сада! Когда ты маленький и только учишься держать ложку, то не особо задумываешься, какой рукой это делать. Берёшь — и всё.
В садике все сидели за квадратным столом и ели правой рукой, а я левой. Оказывается, таким образом я выделялась и мешала другим детям. Да и в общем это по какой-то причине не нравилось одной из воспитательниц, она говорила, что я неправильно держу ложку. Она пристально за мной следила и постоянно делала замечания, хотя у нас в группе были дети, которым действительно нужна была помощь. Например, у нас был мальчик из неблагополучной семьи, у него были проблемы с мелкой моторикой: во время еды ему сложно было держать приборы, он их постоянно ронял. Но следили почему-то именно за мной. В итоге я умею есть двумя руками.
Потом началась школа, и оказывается, если ты сидишь справа, то упираешься локтями в соседа. Учительница не придумала ничего лучше, как заставлять меня писать правой рукой «как все нормальные дети». Нельзя ведь просто посадить меня на другую сторону парты… Учитель была очень вспыльчивой, а я стеснительным ребёнком. Она каждый раз подходила и говорила, что левая рука неправильная, нужно писать правой. Иногда отбирала ручку. Очень отложился случай не со мной, а с одноклассником: он баловался, и тогда она не выдержала — взяла его за верх рубашки, как щеночка, и просто выволокла из класса. После такого было страшно не делать то, что она говорит.
Это продолжалось так долго, что я и правда начала чаще пользоваться правой рукой. Но мне всегда было удобнее работать левой.
Горжусь собой, что в итоге взяла верх над ситуацией и со старших классов из принципа не писала правой вообще. К этому решению меня подвело много факторов, в основном осознание собственной важности и некомпетентных методов преподавателей из детства. Если честно, было обидно, что какие-то странные женщины по непонятным причинам лишили меня индивидуальности. Плюс на тот момент я уже жила в другом городе, ходила в другую школу. Там учительнице было важно дать знания, а не знать, какой рукой кто пишет.
Сейчас я одинаково хорошо ем и правой, и левой рукой. В силу потраченных лет в школе правой рукой почерк более интересный, а левой как в прописях. Я керамист, так что в работе нужны обе руки, но ведущая всё равно получается левая. В быту предметы для правшей беру правой, но где сторона не играет роли, использую левую. Это уже скорее по привычке. Вот так вот желание других людей сделать меня «нормальной» сделало меня амбидекстром.
«Ну переучили и переучили, не чувствую каких-то травм по этому поводу»
Меня начали переучивать в самом раннем возрасте, как только поняли, что я левша. Переучивали родители, в основном мама, как я помню. Мне было года ну может два, три, четыре, это было начало 1970-х. Я очень плохо помню этот период, возраст же совсем ранний. Есть обрывки воспоминаний.
Мне просто приматывали левую руку полотенцем к телу, когда я ела или рисовала. Смутно помню, что мне это, конечно, не нравилось, я капризничала. Но со временем поневоле научилась орудовать правой рукой.
Меня удалось полностью переучить. К тому времени, как я стала отчётливо себя помнить, я была уже уверенной правшой. В школе всегда писала только правой. Левой рукой сейчас могу пользоваться примерно как врождённый правша — то есть как вспомогательной. Пытаюсь писать левой — это ужасные каракули. Стричь ногти левой рукой научилась с трудом уже в школьном возрасте.
Ко всей этой истории отношусь спокойно. Ну переучили и переучили, не чувствую каких-то травм по этому поводу. Понятно, что родители действовали так исходя из того, что, по их мнению, лучше для меня, и из существовавших тогда понятий, что так правильно. Они относились к этому так же: да, переучили, что такого?
Мой папа был левшой, тоже переученный, в итоге стал амбидекстром — примерно одинаково владел обеими руками. Я старший ребёнок в семье, и вот меня переучили. Сестра моложе меня на три года, и она осталась левшой. Если я относительно спокойно дала себя переучить, то она отчаянно сопротивлялась: орала, кусалась, отказывалась есть с примотанной левой рукой — и её довольно быстро оставили в покое. Это я уже помню. Брат моложе меня на девять лет, тоже левша, и его уже не переучивали: к тому времени отношение к левшам во многом поменялось, стали говорить и писать, что не надо их переучивать. Сейчас он в шутку называет себе «амбисинистром» — якобы одинаково плохо владеет обеими руками в части мелкой моторики. Он пытался развивать правую руку самостоятельно уже во взрослом возрасте, но получилось не очень. Такая же история с моим старшим сыном, он тоже левша и тоже во взрослом возрасте пытался развить правую руку, но безуспешно. Почерк у обоих любой рукой — как курица лапой.
Похоже, что настойчивое переучивание в раннем возрасте, когда ещё ребёнок не умеет хорошо владеть левой рукой, не оставляет травм и в большинстве случаев происходит успешно. Тогда как переучивание уже сложившегося правши — сложная задача, да и нужная ли?
«Говорила, что левой рукой писать „неправильно”, „левши живут меньше” и „левая рука — рука сатаны”»
Я левша и меня переучивали. Сначала несколько месяцев пыталась нянечка в садике, привязывали руку к стульчику, перекладывали ложку, чтоб «ела нормальной рукой», но так и не переучила. До восьмого класса доучилась нормально с левой. А потом пришла новая учительница русского языка и литературы. И вот это была жесть. Она говорила, что левой рукой писать «неправильно», «левши живут меньше» и «левая рука — рука сатаны» (женщина была крайне религиозна).
Она заставляла меня писать только правой рукой, била линейкой, если я писала некрасиво (а я писала некрасиво), била по руке, если пыталась писать левой. Она рвала мои тетради, если видела, что написано криво или левой рукой, в том числе и домашние задания; рвала тетради, если видела, что на них падали слёзы. Взрослые никак не реагировали на жалобы, потому что «ну не может же педагог, который 50 лет преподаёт в этой школе, быть не прав, не придумывай».
Дети присоединились к буллингу и затравили меня до суи*да (успела спасти скорая). Причиной травли было несколько факторов, я в принципе была «не таким» ребёнком, но в том числе меня травили именно за леворукость. Например, популярная обзывалка «дочка сатаны» пошла именно с подачи учительницы по причине леворукости. Причём травля началась, как только эта учительница начала «прилагать усилия» для моего исправления. До этого одноклассникам было безразлично, пара комментариев были, конечно, но это не перерастало во что-то серьёзное.
В итоге я ушла из школы после 9-го класса в колледж — окончила с трояками по её предметам. На правшу не переучилась, зато травма осталась. А эта женщина до сих пор работает в школе.
«Пишу я отвратительно плохо, зато... обеими руками»
Меня пытались переучивать. Мама, человек с медобразованием (!), прочла в какой-то газете, что левши меньше живут. Поэтому незадолго до школы меня начали переучивать. Переучивали достаточно стандартно: перекладывали предметы в другую руку. Столовые приборы из левой — в правую, когда в прописях писала, то тоже ручку перекладывали. В общем, следили за этим.
Я слабо помню, кроме момента с прописями. Со слов мамы всё было деликатно, но я не уверена, потому что в разговорах об этом она упомянула, что также считала, что всё должно быть «правильно» и что «криворуких» в семье быть не должно. На вопрос о том, как она поверила в заметку в газете, где было написано, что это влияет на продолжительность жизни, она просто посмеялась в ответ.
Не уверена, что в этом дело, но есть ощущение, что переучивание сильно повлияло на мою координацию. Я занималась в разные периоды времени танцами, рукопашным боем и другими боевыми искусствами. Я очень часто не понимаю, вне зависимости от тренеров, как именно выполнить то или иное действие, то есть когда нужно повторять быстро, я часто путаю лево и право, с какой руки или ноги начать. Один из тренеров сказал, что это вполне может быть связано с тем, что меня переучивали из левши в правшу, но сама я точно не знаю, есть ли подтверждение, что это может повлиять.
С ведущей ногой у меня тоже какая-то путаница. Обычно ведущая та же нога, что и рука (у большинства): у левшей — левая, у правшей — правая. Я обычно пинаю мяч левой ногой, а бежать начинаю из упора сидя с правой. Ну и на тренировках тоже могу путать ноги, хотя вне тренировок я не путаю само по себе лево и право, только когда не задумываясь делаю что-то физически.
Пишу я отвратительно плохо, зато... обеими руками (левой сейчас хуже). Так и с некоторыми другими вещами.
Из бонусов только то, что в моей профессиональной деятельности мне пригодилось, что я почти амбидекстр: я массажистка. Обе мои руки примерно одинаково сильные — и в целом, и отдельно запястья. Многие массажисты в начале карьеры подолгу занимаются с кистевым эспандером, особенно уделяя внимание той руке, которая не ведущая. Много фокусируются, чтобы работать обеими руками симметрично. Но у меня это сразу получалось, потому что я и в жизни могу делать иногда одни и те же действия разными руками.
Станьте первым, кто оставит комментарий