Знать
15 марта

Поп-культурная психология. Как понять себя на примере персонажей кино и литературы

«Психодемия»
«Психодемия»
Онлайн-школа.
по-культурная психология

Сюжеты кино и литературы захватывают нас. Мы увлечённо обсуждаем сериалы, находим поддержку в книгах и фильмах, сопереживаем героям: иногда плачем из-за них, иногда — испытываем эмпатический, или «испанский», стыд. Какие-то сериалы пересматриваем, когда грустно, а какие-то произведения не можем досмотреть или дочитать, потому что они даются слишком тяжело. Иногда мы узнаём себя или своих знакомых в героях, а иногда — ситуации, которые случались и с нами. Помимо развлечения, просмотр кино и чтение художественной литературы может обладать терапевтическим эффектом. Вместе с психологом разбираемся, благодаря чему он происходит и как можно его усилить с помощью анализа персонажей.

Виктория Моисеева
Практикующий психолог, обучалась в Восточно-Европейском институте психоанализа

Как литература и кино помогают в самопознании

Если разбирать, как литература и кино помогают нам лучше понять себя, сложно не затронуть теорию коллективного бессознательного Юнга и концепцию архетипов.

Юнг много изучал мифы и сказки по всему миру и заметил, что вне зависимости от культуры у них есть общие мотивы и сюжеты. Так появилась идея «коллективного бессознательного» — образ мира, который сформировался у человеческого вида ещё в доисторические времена и который присутствует в психике любого человека. 

Архетипами Юнг назвал универсальные образы коллективного бессознательного. Например, в любой культуре есть образ матери, содержащий общие характеристики, которые мы связываем с её фигурой (забота, защита, интуитивная мудрость). Или, например, архетип любви. В зависимости от культуры и наших личных взглядов любовь может определяться по-разному, но, скорее всего, представление о ней будет ассоциироваться с соединением, глубокой связью и поиском душевного единства. 

Сложно дать каждому архетипу чёткое определение, но мы мгновенно их узнаём. И тот же эффект появляется, когда мы читаем книги или смотрим кино. Все человеческие переживания обладают универсальностью: мы чувствуем одни и те же эмоции, проживаем похожие стадии жизни. Поэтому, даже не зная ничего про мифы и архетипы, мы увлекаемся сюжетами, если они нас чем-то «цепляют».

У людей есть потребность чувствовать сопричастность с другими людьми. И в её удовлетворении нам помогают сюжеты, в которых мы находим что-то похожее, даже если чувствуем это неосознанно. Например, человек в какой-то момент жизни столкнулся с изменой. Когда в книге или сериале ему попадётся сюжет, где герою изменяют, это помогает соприкоснуться со своими чувствами и почувствовать свою сопричастность с другими: одно дело знать, что «такое случается», и другое — увидеть своими глазами, даже если история вымышленная.

С точки зрения понимания других людей может быть полезно, когда в кино или книге герой поступает социально неодобряемо или негативно по отношению к кому-то, и это тоже напоминает нам ситуацию в жизни, но с обратной стороны. Если продолжить пример с изменой — человек, которому изменили, читая книгу, смотрит с позиции человека, который изменяет. Узнает его мотивы, видит, с какими муками совести и последствиями он сталкивается. И в результате чуть лучше может понять своего партнёра, который сделал ему очень больно. Его история становится ему более понятной, ведь потребность в упорядочивании также заложена в людях. Нам важно находить объяснение тому, что произошло, а не оставаться в неизвестности.

Отдельное направление терапии — «сказкотерапия» — построено на работе со сказками. Терапевтический эффект достигается через рассказывание или сочинение собственных сказок. Как и мифы, по всему миру можно найти сказки, содержащие один и тот же мотив или цепочки мотивов. Сказки могут поддерживать людей в эмоционально напряжённых ситуациях, помогают снять напряжение и предложить решение проблем. Любимые истории часто очень тесно связаны с симптомами конкретной проблемы, личным опытом или поведением. 

Плюс сказок в том, что их можно использовать не только в психотерапии взрослых, но и с детьми. Исследования показывают, что сказкотерапия может эффективно снизить тревогу у детей. Например, проводилось исследование среди детей, больных лейкемией, которое показало облегчение тревоги и улучшение самочувствия у детей, проходящих стрессовое медицинское лечение с помощью рассказывания сказок.

Почему одни персонажи нам нравятся, а другие — вызывают антипатию

Наверняка вы замечали, что разные персонажи вызывают у нас разные эмоции. Причём даже если положительный персонаж нравится почти всем, наверняка найдётся человек, который не почувствует к нему симпатии.

Особенно это заметно, когда мы обсуждаем друг с другом произведения, где много разных персонажей и они не относятся однозначно к «плохим» или «хорошим». В начале нулевых девочки смотрели сериал «Зачарованные» по телевизору, а потом играли друг с другом, выбирая персонажей. Наверняка многие вспомнят из детства вопрос «Кто ты из „Зачарованных“?».

Женщины разного возраста до сих пор похожим образом обсуждают героинь «Секса в большом городе». И наверняка вы замечали разное отношение к ним: вам может нравиться Кэрри Брэдшоу, а вашу подругу она же может ужасно раздражать.

Нравиться или не нравиться нам кто-то может по разным причинам, но в любом случае мы будем замечать в героях какие-то качества, которые есть в нас или в ком-то из нашего окружения. Также мы можем представлять себя на месте героя и понимать, что, случись такое с нами, мы бы этого не потерпели! Или, наоборот, — зачем же он так поступил?! Это может вызывать большой эмоциональный отклик, поэтому, конечно, мы злимся или сочувствием героям.

Раздражение на кого-то из персонажей может быть очень полезной эмоцией с точки зрения самоисследования. Возможно, нас раздражает герой, который действует так, как мы себе не позволяем. Например, персонаж кажется кому-то слишком дерзким и наглым. Это может говорить о том, что человеку на самом деле хотелось бы в каких-то ситуациях привлекать больше внимания и действовать смелее, но он подавляет это желание, не разрешает себе из-за того, что привык считать такое поведение «некрасивым», или боится вызвать осуждение.

В теории Юнга этот феномен называется «Тенью» — то, что человек в себе не принимает и поэтому обострённо замечает в других. Поэтому, когда вас кто-то раздражает, полезно проанализировать это и с помощью раздражения на героя выяснить, чего нам, возможно, не хватает в своей жизни. Или же показанная ситуация напоминает вам о чём-то своём, с чем у вас связаны сильные эмоции?

Зачем анализировать характер персонажа, если он всё равно выдуманный? 

Кому-то может показаться, что нет смысла анализировать выдуманного персонажа и выдуманной истории: ведь всё равно это плод фантазии автора, а в жизни «такого бы не могло произойти».

На самом деле именно поэтому анализировать может быть полезно — за любым, даже самым фантастическим произведением, скрыт опыт его создателей. И жизненный опыт автора, и те произведения, которые он сам читал или смотрел. Всё это совсем необязательно привносится осознанно, но, так как автор берёт пищу для творчества из своего ума, за всем, что он создаёт, стоит его собственный бэкграунд.

Если это произведение, в котором участвует много людей, как сериалы и кино, то туда подобным образом вносит свою часть каждый из участников. Актёры вкладывают свои эмоции и своё видение в каждого персонажа. Поэтому любые вымышленные истории берутся из опыта реальных людей. 

И мы можем присоединяться к их эмоциям и переживаниям, интуитивно чувствуя то, что стоит за историей, даже если история вымышленная и невероятная.

Например, в фантастических историях, таких как книги и кино о «Гарри Поттере» или «Звёздные войны», есть мотивы, которые мы узнаём: детско-родительские отношения, дружба и вражда, поиск своей стаи, взросление, учёба у наставников. Несмотря на фантастический контекст, мы эмоционально присоединяемся к переживаниям героев, потому что они нам знакомы.

Что ещё помогает анализировать художественные произведения 

В художественных произведениях действительно содержится опыт миллионов людей, с помощью которого мы можем лучше понять себя и других. Усилить этот эффект и понять произведение ещё лучше можно, если, помимо произведения, читать разборы, сделанные специалистами в области культуры или психологии, или даже просто мнения других людей.

Кому-то может понравиться читать книги с анализом произведений, кому-то — посещать лекции об искусстве, книжные и киноклубы. Но не всегда есть силы и время на дополнительное изучение произведений. Даже для того, чтобы самостоятельно проанализировать персонажей в кино, скорее всего, недостаточно посмотреть его один раз, когда всё внимание уходит на наблюдение за сюжетом.

Это не значит, что опыт оказывается недоступным. Сегодня множество энтузиастов читают и смотрят произведения за других, делая подробные разборы в аудио- или видеоформате. Авторы таких подкастов тоже воспринимают произведения через собственную призму и трактуют их по-своему, а мы можем согласиться или не согласиться с ними, но в любом случае это поможет нам увидеть новые грани произведения. Когда же в разборах участвуют психологи, сценаристы, искусствоведы, разборы могут дать нам информацию о произведениях, которую мы бы, скорее всего, иначе не узнали.

С помощью разных шоу и подкастов мы можем узнать биографии авторов произведений, чтобы понять, какой личный опыт стоял за созданием произведения и как он повлиял на историю, которую мы знаем. Или послушать разбор персонажей, сделанный психологом, чтобы понять, почему они ведут себя именно так.

«Такие форматы просветительских, образовательных подкастов набирают всё большую популярность, потому что рассказывают о сложных и порой запутанных темах простым языком. — объясняет Александра Караваева, операционный директор „Психодемии“, — Они открывают совершенно новое прочтение знакомых всем произведений, учат людей познавать себя, анализируя характеры персонажей и многолетний культурный опыт».

Подобный контент помогает лучше разобраться в себе и в людях с помощью любимых произведений, а не через сложные книги по психологии.

Примеры подкастов с разборами произведений поп-культуры

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий