Комментарии

Как ездить на электросамокате и не травмировать себя и людей вокруг

правила езды на электросамокате

Электросамокаты — это удобно. Можно объехать пробки, быстро добраться до нужного места или покататься в парке. Проблема в том, что пока нет чётких правил использования самокатов. Безопасность на дорогах и тротуарах зависит от здравого смысла райдеров. Разберёмся, как не попасть в аварию на электросамокате.

Сервисы проката появились в России в 2018 году. Электросамокаты стали доступным способом передвижения и развлечением. Чтобы покататься, достаточно зарегистрироваться в специальном приложении. Сейчас в Москве около десяти сервисов кикшеринга. Прокат появился во многих городах России. 

Вместе с популярностью электросамокатов растёт и количество происшествий. Аренда стоит дёшево и практически не контролируется. Сервисы заявляют, что взять самокат могут только люди старше 18 лет. Но на деле ездят и подростки, и пьяные. По статистике, за 2020 год произошло 331 ДТП с участием электросамокатов. И это только зарегистрированные случаи.

Правила дорожного движения

Чётких правил передвижения на электросамокате нет. Райдеров можно приравнять к пешеходам наравне с людьми на роликах, в инвалидных колясках и на обычных самокатах. В таком случае ситуацию регулирует 4‑я глава Правил дорожного движения. Ездить на электросамокате можно по тротуару и в редких случаях — по краю дороги. Права для управления самокатом не нужны, возрастных ограничений нет.

Но электросамокаты развивают скорость больше 25 км/ч. Дети и подростки могут не справиться с управлением, а хаотичное движение по тротуарам опасно для пешеходов.

Формально электросамокаты можно считать мопедами. Тогда правила будут иными. Для управления необходимо быть старше 16 лет и иметь права категории M. Права более высоких категорий тоже подойдут, переучиваться не придётся. Ездить нужно по краю проезжей части, а за вождение в нетрезвом виде лишат прав.

Но на дороге в опасности оказываются уже сами райдеры. Происходят аварии, которые заканчиваются серьёзными травмами и даже смертью.

Минтранс работает над поправками к ПДД. Предлагается объединить электросамокаты, гироскутеры и моноколеса в категорию «Средства индивидуальной мобильности». По проекту, управлять СИМ смогут люди старше 14 лет. Ездить можно как по тротуару, так и по краю проезжей части, а скорость не должна превышать 20 км/ч.

Ещё одной проблемой является контроль арендованных самокатов. Сбив пешехода, райдеры на кикшеринговых устройствах часто скрываются с места аварии. Найти преступника в такой ситуации практически невозможно. Совет по правам человека предлагает установить на самокаты номера. Также есть идея регистрировать пользователей в сервисах кикшеринга по паспорту. Это позволит отслеживать райдеров и наказывать виновных в случае аварий.

В Петербурге сервисы аренды обязали ограничить скорость кикшеринговых самокатов до 15 км/ч. В Москве аналогичное ограничение скорости действует только в пределах «медленной зоны» — в Сокольниках, ВДНХ, Парке Горького и центральной части города. В Анапе ездить на электросамокатах по набережной запретили.

Разумным решением проблемы кажется  распределение потоков транспорта по скорости. Тогда электросамокаты должны ездить по велодорожкам, потому что их скорость близка к велосипедной. Но велодорожки есть не везде, и введение такого закона превратит электросамокаты из транспорта в развлечение. Добраться из одной точки города в другую будет невозможно. В Москве полезных велодорожек, которые можно использовать для передвижений, всего 110 км. Прогулочные трассы вокруг лесопарков и озёр не в счёт. В провинции ситуация ещё хуже. Во многих городах велодорожки — это узкие детские трассы в парках, никуда не ведущие.

Впрочем, ситуация постепенно меняется. В 2021 году в Москве запланировано строительство велотрасс на 26 улицах и в четырёх спальных районах — Академическом, Марьино, Отрадном и Строгино. Правила и инфраструктура постепенно подстроятся под новую реальность. Но пользоваться самокатами нужно уже сегодня. Приходится следовать здравому смыслу, чтобы не навредить себе и окружающим.

Правила здравого смысла

1. Освоить управление самокатом заранее

Перед выездом в город рекомендуем потренироваться. Для первого катания лучше выбрать ровное свободное пространство, например пустой паркинг. Сделайте несколько кругов на небольшой скорости, научитесь плавно поворачивать и тормозить.

2. Надевать шлем

Шлем не является обязательным по правилам, но мы рекомендуем надевать его. Он защитит от травм в случае столкновения и падения. Выбирайте хорошо проветриваемый шлем светлого цвета, чтобы чувствовать себя комфортно даже в жару.

3. Носить одежду со светоотражающими элементами

Светоотражающие элементы делают райдера видимым ночью и в сумерках. Можно купить куртку или рюкзак из светоотражающей ткани или прикрепить на одежду специальные наклейки.

4. Не перевозить на самокате детей

Перевозить на самокате пассажиров категорически запрещено. Устройство не рассчитано на такую нагрузку. Становится сложнее управлять самокатом и вовремя реагировать на ситуацию вокруг. 

5. Ездить по велодорожке

Безопаснее всего ездить по велодорожке. Если её нет, двигайтесь по правой части тротуара или обочины. Не разгоняйтесь и следите за происходящим вокруг. В толпе и на неровной дороге необходимо спешиваться.

6. Придерживаться безопасной скорости

По закону безопасной считается та скорость, при которой водитель может контролировать движение и соблюдать все правила. Поэтому нужно не только придерживаться рекомендованной скорости до 20 км/ч, но и учитывать собственные навыки, погоду и загруженность дороги.

7. Перестраиваться и останавливаться по правилам

Ездить на самокате нужно плавно, без резких манёвров. Обгонять слева. Перед перестроением посмотрите назад через левое плечо и убедитесь, что дорога свободна.

8. Соблюдать правила эксплуатации

Во время езды на самокате обе ноги должны стоять на платформе. Так легче сохранять баланс. Руки должны постоянно находиться на руле, потому что именно там расположен тормоз. Если затормозить крылом заднего колеса, оно сломается, а самокат поедет дальше. Запрещено ездить в ливень и по глубоким лужам.

9. Относиться к управлению всерьёз

Электросамокат — не развлечение, а серьёзный транспорт. Во время езды нужно быть внимательным и сосредоточенным. Напомним, что управлять самокатом могут только взрослые люди в трезвом состоянии.

Живу в провинции. Пишу тексты, которые легко читать. Люблю научпоп и знаю сто один бесполезный факт. В свободное время воспитываю сына, дочь, кота и попугая.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.