Смотреть
27 мая

«Рассказ служанки» в реальности: 8 параллелей между сериалом и жизнью

От истории до современности.

Лисса Титова
Лисса Титова
Авторка
рассказ служанки
9

Закончился сериал «Рассказ служанки» — одна из главных антиутопий современности, которая пугала зрителей не монстрами, а чрезмерной правдоподобностью. Маргарет Этвуд, авторка оригинального романа, утверждала, что в её произведении нет ничего выдуманного: каждый элемент диктатуры Галаада основан на реальных событиях. Собрали восемь реальных случаев — от прошлых веков до совсем недавних новостей, — которые легли в основу сюжета или, к сожалению, неожиданно его повторили.

Подписывайтесь на «Горящую избу» 🔥
Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы».
Присоединиться!

Религиозный фанатизм

В Галааде власть действует от имени Бога. Жители постоянно повторяют фразу «пред Его Очами» — она служит напоминанием о всевидящем божественном контроле, от чьих глаз не ускользнёт ни один грех. Религия здесь превращена в механизм страха и подчинения, где Бог — это библейский Большой Брат.

Подобный режим действительно был в США в XVII веке, когда туда из Англии приехали радикальные христиане — пуритане. Они основали колонии, где стремились построить «Град Божий на холме» — общество, строго подчинённое их религиозным убеждениям. В их поселениях законы основывались на Библии, а церковь и власть были неразлучны. Как отмечала сама Маргарет Этвуд, именно суровая пуританская теократия является глубинной основой США, поэтому она и взяла эти идеи за фундамент своего произведения.

«Как и любая теократия, эта выбрала бы лишь отдельные фрагменты из Библии для оправдания своих действий, при этом делая ставку не на Новый Завет, а на Ветхий. А поскольку правящие классы всегда стараются получить лучшие и самые редкие ресурсы, а в условиях индустриального Запада одним из таких ресурсов становится фертильность, то в эти ресурсы входят женщины, способные к деторождению, и контроль над репродуктивностью».

Маргарет Этвуд 

«Охота на ведьм»

Если не подчиниться правилам Галаада — даже совсем чуть-чуть, вас жестоко накажут. Один из самых показательных примеров — сцена, где новая Служанка Джанин осмеливается огрызнуться на Тётушку в Красном Центре. За дерзость ей вырезают глаз. Казалось бы, слишком свирепая кара для столь небольшого проступка. Но это показательный урок всем девушкам, что за малейшее неповиновение будет расплата. 

Кадр из сериала «Рассказ служанки»

И такое в истории тоже было. Как раз в пуританские времена Америки. В ходе салемской охоты на ведьм невинных девушек обвиняли в колдовстве, сажали в тюрьмы, а некоторых даже вешали. Просто из-за того, что они не понравились какому-то человеку у власти либо же отличались от большинства. Всего за год от этого безумства пострадало более 200 человек. 

Трудовые лагеря для «распутных» женщин

Если женщина совершала серьёзное преступление по меркам Галаада, её ждала Колония — мёртвая пустынная земля, где «виновной» предстоит сутками очищать токсичные отходы. Например, такая участь ждала Эмили за то, что она была феминисткой, участвовала в сопротивлении Мэйдэй и пыталась сбежать. В Колониях у заключённых выпадают зубы и волосы, а кожа покрывается ожогами — почти все обречены на мучительную смерть. 

Можно подумать, что этот момент «Рассказа служанки» навеян сталинским ГУЛАГом, но настоящий прецедент подобного ужаса — американские тюрьмы начала XX века для «неугодных» женщин.

Кадр из сериала «Рассказ служанки»

Тогда в США действовал «Американский план», согласно которому женщин, подозреваемых в проституции, наличии венерических заболеваний или просто «распущенности», заключали в трудовые лагеря. С одной стороны, это делали для того, чтобы солдаты не заразились ЗППП. С другой же, это был радикальный способ контролировать женщин, которые постепенно начинали бунтовать против угнетения и требовать расширения своих прав. По такому же принципу действовали и приюты Магдалины в Европе.

Единственное значительное различие «Американского плана» и того, что показано в «Рассказе служанки»: в реальности в лагеря отправляли преимущественно небелых иммигранток и женщин из рабочего класса, а в сериале, напротив, зачастую наказывали белых женщин, которые якобы представляли угрозу порядку.

Контроль над рождаемостью

Вокруг рождения ребёнка в «Рассказе служанки» возведён целый культ. Церемония с чтением библейских текстов, Служанка на коленях Жены, механические движения Командора, публичные роды под крики и молитвы. Конечно, в мире, где роды — не личное дело, а общественная и религиозная обязанность, нет места презервативам. Что аборты, что любые методы контрацепции строго запрещены. Ведь единственная цель фертильной девушки — создать новую жизнь, новый «винтик» системы. Власти Галаада полностью взяли под контроль процесс беременности. Так же было в Румынии при диктаторе Николае Чаушеску.

В 1966 году он издал «Декрет 770», который запрещал аборты (кроме редких случаев инцеста, насилия или угрозы жизни матери) и контрацепцию. Власти следили за репродуктивным состоянием женщин, привлекая для шпионажа информантов — медицинских работников или студентов, а также подвергая женщин унизительным медицинским осмотрам в присутствии полиции. К моменту отмены «Декрета 770» в 1989 году в Румынии был самый высокий уровень материнской смертности в Европе.

Женские обрезания

Ещё один вид наказаний в «Рассказе служанки» — это женское обрезание. Его проводили, когда виновную считали сексуально распущенной. Так сделали с Эмили перед Колониями: ей изувечили клитор, чтобы она больше никогда не испытывала удовольствия от секса.

Сейчас эта практика признана нарушением прав человека и запрещена в большинстве стран мира. Несмотря на это, среди ныне живых женщин и девушек более 230 миллионов подверглись обрезанию — в основном в раннем или подростковом возрасте. И новости о попытках проведения женского обрезания появляются до сих пор. В октябре 2024 года, например, в Reuters написали о гражданине Великобритании, который собирался отправить маленькую девочку на подобную операцию в Ирак. К счастью, его план вовремя раскрыли, виновного посадили, а ребёнок остался цел.

Пропаганда патриархата и trad wife

Серена Джой (Яснорада) — женщина, которая была причастна к созданию Галаада и которая сама же от этого пострадала. До теократии она была известной писательницей, пропагандировавшей традиционные семейные ценности. Именно её книга «Место Женщины» стала фундаментом для идей Галаада.

Кадр из сериала «Рассказ служанки»

В наше время подобные Яснорады — это trad wives, «традиционные жёны», завирусившиеся в соцсетях со своей идеальной картинкой патриархальной женщины, которая всегда одета с иголочки, готовит самые изысканные блюда и доверяет мужу все важные вопросы. 

Современные trad wives утверждают, что их выбор быть домохозяйками и «служить» мужьям — это осознанное решение. Но проблема в том, что они воспроизводят устаревшие и угнетающие патриархальные нормы, умалчивая обо всех недостатках этого образа жизни. В прошлом такие нормы лишали женщин права на собственность, самостоятельный доход и даже телесную автономию.

Запрет разговаривать

Служанки в Галааде не слишком разговорчивы. От женщин там в целом ожидают скромность, покорность и тишину. Это выражается и во внешнем виде Служанок: широкие красные одеяния и головной убор с «крылышками», как шоры у лошадей. Так их изолируют от внешнего мира и общения. Друг с другом Служанки общаются во время прогулок парами и походов за покупками. Поскольку кругом могут быть «Очи» (шпионящие сотрудники тайной полиции), разговоры обычно нейтральные. Они ограничены религиозными присказками вроде «нам ниспослана хорошая погода» и «благословен плод».

В столице Галаада — Вашингтоне — порядки ещё строже. Когда в третьем сезоне Джун приехала туда вместе с Уотерфордами, она увидела, что местные Служанки не могут говорить вообще — их губы буквально скованы кольцами для пирсинга. Плюс они носят что-то вроде повязок, которые полностью закрывают рот. Увиденное поражает не только Джун, но даже суровую и немало повидавшую тётку Лидию.

Кадр из сериала «Рассказ служанки»

Власти Афганистана пошли ещё дальше: они на законодательном уровне запретили женщинам вне дома разговаривать и показывать лицо. Это сделано для того, чтобы мужчины не испытывали соблазна и не впадали в грех. 

«Если мы не можем говорить, зачем тогда жить? Мы как мёртвые тела, которые просто двигаются».

Шабана (имя изменено), девочка-подросток в Афганистане

Искусственное поддержание жизни для сохранения плода

В мире Маргарет Этвуд Служанка — это лишь инкубатор для детей. Всем в Галааде плевать на женщин, которые не могут родить. А к фертильным девушкам относятся достойно лишь в период беременности, чтобы плод не пострадал. Если вопрос стоит между жизнью женщины и жизнью ребёнка, выберут, конечно, второе. Достаточно вспомнить историю Натали (Мэтьевой). Служанка потеряла много крови из-за выстрела, и ей искусственно поддерживали жизнь, чтобы успеть сделать кесарево сечение. Она была слишком слаба для операции, поэтому скоропостижно скончалась.

В современной Америке тоже готовы использовать женщин как инкубатор. Недавно в Джорджии беременной Адриане Смит констатировали смерть мозга. В таком случае нет смысла держать пациента на аппарате жизнеобеспечения — он не поправится. Но законы штата обязывают врачей спасти плод, и поэтому Адриане продолжают искусственно поддерживать жизнь. Мама девушки в ужасе от ситуации, а в соцсетях идут активные споры, этично ли так поступать.

Комментарии
Valentina Platonova
28.05.25 16:01|изменено
Не успела даже начать читать статью, первое что бросилось в глаза, слово «авторка» 😣 Ничего не имею против феминитивов, но почему используется именно это окончание? В нашем языке полно прекрасных окончаний для феминитивов: учительНИЦА, стюардЕССА. Мы не говорим, учительша, или учителка, в некоторых речевых оборотах используют слово «училка» но никак не в глаза самой учительницы. К слову «авторка» хочется добавить «двинутая…», ну как то так. Вот еще несколько вариантов: 1. Авторница 2. Композиторница 3. Архитекторница 4. Лекторница 5. Специалистка 6. Радистка 7. Партнерша 8. Исследовательница 9. Модельерница 10. Художница 11. Дизайнерша 12. Тренеровщица 13. Блогерша / Ведущая блога PS Уж извините за душноту, но честно говоря, немного надоело читать и слышать такие мерзкие феминитивы, они как будто делают только хуже, в то время как должны улучшать и расширять границы восприятия женщин. И звучат как то унизительно.
Doch Razboynitsy
29.05.25 15:30
Феминитивы с окончанием "ка" в русском языке очень распространены и звучат совершенно гармонично, когда используются к месту. Это даже не что-то новое, повсеместно встречается "ка" в привычных нам феминитивах. Акушерка Спортсменка Комбайнёрка Санитарка Радистка Специалистка Студентка И прочие-прочие. И нет в окончании "ка" ничего унизительного. И уж точно "авторка" звучит приятнее и корректнее, чем предложенное вами "авторница".
Олеся Третьякова
31.05.25 13:18
И это единственное, что ужаснуло вас в статье? Или вы не прочитали дальше второго предложения? Удивительно, как некоторые люди расставляют приоритеты в своей жизни. 🙈
Анна Волкова
01.06.25 14:17
Феминнитивы вообще нужно использовать уместно. Есть слова, а которых род важен. Актер или актриса? Актер не заменит актрису и наоборот. В фильме может быть нужна именно актриса - женщина. Врач или "врачиха"? Не важно! Поэтому говорят просто врач. Учитель или учительница? Слово учительница употребляют чаще в отношении учительницы начальных классов, потому что это такая женщина, от которой ожидают доброты, понимания и некой материнской любви к детям. В старших классах даже женщину-учителя, например по биологии, называют просто "учитель биологии". стриптизер или стриптизерша? Принципиально важно! Применяйте феминитивы правильно и уместно, короче.
Саша Пыль
03.06.25 18:48
Согласна с вами. Применяем иак так вы примерно описали и будет всем счастье.
Саша Пыль
03.06.25 18:47
Знаете согласна с вами в том алане, что некоторые феминитивы созданы для того чтобы именно унизить женщину. Типа той же училки или врачихиб это реально унижает. И самое интересное, что многие из числа тех, кто активно топит за феминитиаы совершенно не учили правила русского языка в частноати то, что многие слова обозначающие профессию могут существовать только в мужском роде и к некотоым словам просто физически по правилам языка невозможно прицепить окончание, обозначающее женщину в професссии. И например та же Ахматова категорически не хотела быть поэтессой. Она сама говорила, что только женщина-поэт и точка. Это при том, что как по мне поэтэсса звучит круто. Просто ее такой феминитив унижал. Она сама ставила себя таким вот образом на одну ступень с мужчинами. Иначе тогда было нельзя. Иначе сожрут. Да и сейчас тоже самое.
Doch Razboynitsy
29.05.25 15:31
Статья восхитительная, авторке большое спасибо за то, что освещает настолько животрепещущую тему. К сожалению, сейчас это актуально, как никогда. У меня уже пару лет как стойкое ощущение, что мы откатываемся всё дальше в прошлое. Если ещё десять лет назад "Рассказ служанки" действительно ощущался антиутопией, то теперь есть шанс проснуться вот в таком Галааде, даже когда засыпала в советском государстве.
Natalya Nata
31.05.25 17:22
Долбанутое слово "автора", не существующее в русском языке, есть слово "автор", его и исполььзвйте, есть "писательница", уж получше двинутой авторки, и режиссерки туда же...
Ксения
01.06.25 19:56
просто обожаю людей, которые ущемляются от феминитивов под статьей о "рассказе служанки". мммм, ирония