Кому-то в первом триместре вдруг хочется погрызть мел или кирпичи. А кто-то прямо в палате роддома мечтает о сочном бургере с листьями салата. Как раз второе желание обыграла в своей недавней рекламе сеть быстрого питания Burger King. Её снимки с голодными новоявленными матерями взбаламутили интернет. Люди обсуждали, насколько этично для женщин так беспечно относиться к своему питанию. Спросили акушера-гинеколога и диетолога, кто прав в этом споре.
С чего всё началось
В сентябре 2024 года австралийская компания Hungry Jacks (дочерний проект Burger King) опубликовала любопытное исследование. Согласно ему, 39% женщин хотели бы съесть бургер сразу после родов. А ещё 55% из 2 000 опрошенных сказали, что чувствовали «безудержный голод».
После этого Burger King запустил рекламную кампанию «Свёртки радости». Для неё использовали изображения реальных женщин, которые только что родили. На фото и видео мамы без макияжа и укладок прямо на больничной койке с наслаждением вгрызаются в бургер, а другой рукой прижимают к себе новорождённого. Подписи гласят «прибыл в 17:35», «прибыл в 14:07». В английском языке так говорят и про родившегося («прибывшего на свет») ребёнка, и про доставленный курьером бумажный пакет с едой.
Как рекламу Burger King восприняли в интернете
Реклама со «свёртками радости» быстро завирусилась. В официальном аккаунте Burger King UK запрещённой соцсети пост набрал почти два миллиона просмотров. В комментариях началась дискуссия, которая позднее вылилась и в другие соцсети.
Мнения сразу разделились. Многим женщинам реклама понравилась, и они её похвалили.
«Думаю, любая женщина может съесть то, что хочет, после рождения собственного ребёнка».
«Женщины пережили самые тяжёлые, может быть самые героические часы в своей жизни. Они не ели нормально часами и, скорее всего, умирают с голоду. Они могут есть всё, что им, чёрт возьми, захочется».
А одна из комментаторок даже добавила: «Я медсестра с 2001 года, и, если бы родившая женщина попросила у меня бургер, я бы принесла ей два. Ты не ела 15 часов, у тебя всё болит, и ты только что вытолкнула из себя человека. Съешь хоть два бургера, если хочется. Как медсестра, я буду защищать тебя до последнего».
Похожую точку зрения разделили далеко не все. В комментариях под тем же постом нашлись люди, которым реклама показалась «аморальной», «безответственной» и даже «отвратительной». Главный аргумент — после родов матерям нужны питательные вещества, а не вредный калорийный бургер.
Особенно много критики прозвучало от мужчин. Например, специалист в области маркетинга Уилл Поскетт написал у себя в Linkedin: «Эта реклама продвигает продукты, которые вызывают рак и ожирение, на фоне новорождённых. Это цинично и мерзко». На Reddit такую позицию осудили.
«Конечно, же в роли критика мужчина. Боже упаси женщину, которая только что родила, сделать что-то для себя».
«Новое правило: все, у кого нет матки, не могут осуждать женщин, которые заслужили награду за то, что привели в этот мир другого человека».
«Мне всё равно, что мужчины говорят об этой потрясающей рекламе. Они просто пытаются привлечь к себе внимание, потому что что-то не так с ними. Можем ли мы просто игнорировать их?»
Многие женщины поделились личными историями. Например, как после родов они были настолько голодными, что буквально набрасывались на наггетсы из «Макдональдса» или пиццу. Справедливости ради, в комментариях нашлись мужчины, которые поняли своих жён. Кто-то даже сам сбегал для только что родившей супруги за большим хот-догом и картошкой фри.
Что о бургерах после родов думают врачи
Роды — это энергозатратный процесс. Родившая женщина (особенно если роды были естественные) потратила много энергии. Естественно, что после этого мамы обычно совсем без сил, но с повышенным аппетитом. При этом какой-то единой диеты, которая должна быть у только что родившей женщины, нет. Так что калорийный бургер вполне может восстановить новоявленной маме энергетический ресурс.
Только родившая женщина — точно не тот человек, которого следует пичкать нравоучениями о правильном питании. Она только что создала жизнь. После такого опыта особенно важно, чтобы к ней относились с уважением и понимали её право на собственный выбор. Реклама Burger King настолько притягательна, потому что в ней женщине наконец-то дали право есть то, что она хочет, отступив от требований и ожиданий. Здесь она может, несмотря на новую роль матери, позволить себе свободу выбора. А спокойная и довольная мама — залог спокойного малыша, и это стоит на первом месте.
С другой стороны, такая реклама манипулирует естественными послеродовыми потребностями. Создатели транслируют идею, что жирный бургер — то, что «хочет женщина в самый яркий момент её жизни». А у зрителей создаётся опасение, что этот самый бургер будет в первом молоке для ребёнка.
От одного бургера вреда не будет, особенно если женщина голодна, и это её осознанный выбор. Однако такая реклама как минимум неэтична. Она выглядит как пропаганда нездорового выбора, подобно рекламе сигарет для контроля веса.
Если уж разбирать бургер «на молекулы», можно выделить как полезные, так и потенциально нежелательные нутриенты для организма женщины после родов. Плюсы бургера:
- Белки. Котлета из говядины или курицы обеспечивает белок, необходимый для восстановления тканей, поддержания мышечной массы и иммунитета. Источники белка особенно важны для кормящих матерей — они помогают поддерживать уровень энергии.
- Железо. Красное мясо в котлете — источник железа. Оно может быть полезно для женщин, потерявших много крови при родах. Железо поддерживает уровень гемоглобина и помогает предотвратить анемию.
- Кальций и витамины группы В. Если в бургере есть сыр, то это кальций для поддержания костей и зубов, а также витамины группы B (например, В12), важные для энергетического обмена и здоровья нервной системы.
- Овощи. Листья салата, помидоры и огурцы содержат клетчатку, витамины (A, C) и антиоксиданты, которые способствуют хорошему пищеварению, поддерживают иммунитет и восстанавливают ткани.
Минусы бургера:
- Насыщенные жиры и трансжиры. Избыток жиров из котлет и соусов может повысить риски воспаления, ухудшить сердечно-сосудистое здоровье и замедлить восстановление после родов.
- Натрий (соль). В бургерах часто слишком много соли, что может привести к задержке жидкости и отёкам (особенно если женщина склонна к этому после родов).
- Сахар. В булочки или соусы часто добавляют сахар, который даёт быстрые калории без питательной ценности.
- Ингредиенты, которые могут вызвать индивидуальную реакцию. В соусах и специях могут быть добавки, которые не имеют питательной ценности и могут вызывать аллергические реакции и другие нежелательные симптомы. Поэтому важно знать индивидуальные особенности своего организма.
Таким образом, в бургере есть и питательные компоненты, которые могут поддержать маму в восстановлении, и нежелательные, которые в избытке могут замедлить восстановление и повлиять на общее самочувствие. Также с фастфудом легко перебрать норму калорий и переесть.
Что в итоге
Бургер после родов вряд ли навредит. И в целом нет ничего страшного, если он периодически появляется в рационе. Но не очень здорово, если такая еда на столе регулярно.
Как таковой специальной диеты для только родивших женщин нет. Есть несколько ограничений. Родившей и кормящей женщине важно выбирать блюда без сырых и полусырых продуктов, не жареные в большом количестве масла. Плюс некоторые продукты или напитки стоит ограничить или совсем исключить в зависимости от индивидуальных реакций мамы или ребёнка. Но нюансы стоит обсуждать с врачом, а не с интернетом.
В остальном женщине важно следить за поступлением всех необходимых витаминов, минералов и других полезных веществ. Питание должно быть здоровым и разнообразным. Важно дополнять рацион овощами, фруктами, бобовыми и цельнозерновыми продуктами, а также выбирать преимущественно ненасыщенные жиры в виде рыбы, орехов и семечек.