В кодификаторе ЕГЭ можно увидеть только трёх женщин, которые занимались литературным творчеством, — Марину Цветаеву, Анну Ахматову и Беллу Ахмадулину. Но русская литература не ограничивается только ими. Знакомимся с десятью удивительными писательницами, о которых могли не рассказать в школе (и зря!).
Надежда Тэффи (Лохвицкая)
Надежда Лохвицкая родилась в 1872 году в Санкт-Петербурге. Сочиняла в семье не только она — её сестра Мирра Лохвицкая была очень известной поэтессой того времени, «русской Сафо», как писали критики.
Надежда не хотела приобретать популярность за счёт фамилии известных родственников (её брат Николай Лохвицкий был генералом-соратником Колчака), поэтому взяла псевдоним. Имя должно было принести счастье, а самые счастливые люди по мнению Тэффи — дураки. Основой стало домашнее прозвище знакомого — Стеффи. По воспоминаниям писательницы, он был «дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло...».
Тэффи работала в журнале «Сатирикон», писала фельетоны, пьесы, стихи и рассказы. В них она высмеивала предубеждения обывателей, тонко подмечая человеческие пороки.
Прославил Лохвицкую очерк «Демоническая женщина». В нём писательница иронизировала над напускной загадочностью женщин начала XX века. Вся Россия, в том числе император Николай II, восхищались рассказами Надежды Тэффи.
Тэффи называли «королевой русского юмора» XX века, но в её произведениях юмор всегда переплетался с грустными заметками о жизни. Так продолжалось до 1917 года. Надежда не приняла революцию, и ей пришлось бежать от жестокости нового режима. После эмиграции в Париж тональность рассказов изменилась — шутки ушли, оставив место философским рассуждениям.
Современница Ася Горская писала о ней: «Талант Тэффи скрашивал серую эмигрантскую жизнь, он часто вызывал улыбку, а за улыбку хочется сохранить о ней благодарную память».
Что читать
Лидия Чарская
Лидия Воронова родилась в 1875 году в Санкт-Петербурге. Она работала в театре, где и взяла псевдоним «Чарская» — от слова «очарование».
В своих произведения Чарская отразила опыт обучения в Павловском институте благородных девиц. В 1901 году вышла повесть «Записки институтки», где Лидия первая точно описала жизнь воспитанниц: строгие правила, скудную пищу, «затворничество» в течение семи лет.
Первая же книга принесла успех и статус идола юных российских читателей. Опрос Московского общества распространения технических знаний показал, что Лидия входила в список трёх самых популярных авторов того времени среди детей — после Гоголя и Пушкина.
Лидия писала приключенческие рассказы, главными героями которых часто становились девочки. «Сибирочка», «Лесовичка», «Щелчок» — истории детей, оставшихся один на один с жестоким, но интересным миром.
В 1920-е годы Советское правительство запретило издавать произведения Чарской как книги, «развращающие молодёжь» — слишком эмоциональные, якобы прославляющие «вражеский режим». Публиковать новые повести она больше не могла — даже под другим псевдонимом. Остаток жизни Лидия провела в бедности, обменивая у соседских детей еду на рукописи неизданных произведений.
Вспоминать о Чарской стали в 50–60-е годы XX века. В архивах Фёдора Сологуба даже нашли статью о Лидии, в которой он назвал творчество писательницы «одним из лучших явлений русской литературы».
Что читать
- Повести «Записки институтки», «Княжна Джаваха».
Нина Берберова
Нина Берберова родилась в 1901 году. После революции вместе со своим мужем Владиславом Ходасевичем она эмигрировала сначала в Берлин, потом в Париж. В это же время начался подъём её литературной карьеры — Берберова издала сборник рассказов «Биянкурские праздники», романы «Последние и первые», «Без заката». После этих произведений её заметили в широких литературных кругах.
В Россию писательница вернулась лишь в 1989 году, чтобы посмотреть на перестроечный Советский Союз. Позже она характеризовала себя и своё творчество как «шов», который пытался соединить две России — до и после революции.
Среди рассказов о жизни русских эмигрантов, биографий известных людей и автобиографических книг особенно выделяется произведение «Памяти Шлимана». Это рассказ-антиутопия о жизни общества в 1984 году — попытка писательницы понять, как человек и технологии будут взаимодействовать в будущем.
Одной из главных работ Берберовой считается «Курсив мой» — книга о революции в России и о том, как люди по-разному её переживали. Это очень личное произведение о самой Нине и её ближайшем окружении, в которое в разное время входили Марина Цветаева, Максим Горький, Владимир Набоков и другие литературные деятели.
«Мисс Серебряный век» — так называл её Вознесенский. Нина Берберова стала символом целой эпохи страшных потрясений в России. Революция, эмиграция, Вторая мировая война — писательница перенесла всё и отразила в своих произведениях.
Что читать
Зоя Воскресенская
Зоя Воскресенская была знакома советским школьникам рассказами о пионерах и деятелях коммунистического движения — её произведения были включены в учебную программу. Например, «Девочка в бурном море», «Секрет» и «Сердце матери» о семье Владимира Ленина.
Воскресенская начала писательскую деятельность, когда вышла на пенсию. С 1962 по 1980 год её произведения были опубликованы общим тиражом 21 миллион 642 тысячи экземпляров. Но не все знают, какой путь прошла Воскресенская, прежде чем стала писательницей.
Зоя родилась в 1907 году в Тульской губернии. С 14 лет работала в частях особого назначения, в 17 лет стала политруком трудных подростков. Затем Воскресенская стала частью внешней разведки Советского Союза и оставалась ей на протяжении почти 25 лет. Рабочий позывной Зои был «Ирина Ярцева».
Каждое новое задание заставляло женщину играть новую роль: то баронессы, то представительницы ВАО «Интурист». С заданиями она часто справлялась блестяще: один раз даже избежала провала операции, закатив скандал руководству отеля за то, что в номер к такой знатной даме ворвалась полиция. Под шум скандала разведчица исчезла.
В 90-е годы с личности Воскресенской сняли статус секретности, и она смогла написать биографические заметки об опыте внешней разведки — «Под псевдонимом Ирина: заметки разведчицы».
Что читать
Елена Чижова
Елена Чижова родилась в Санкт-Петербурге в 1957 году. Она поступила на экономический, позже пробовала себя в бизнесе и выпустила свой дебютный роман «Крошки Цахес» только в 2000 году. Сюжет произведения разворачивается в престижной советской школе.
В работе Елена предпочитает «длинные дистанции» — пишет романы, где изображает советское время: революцию, Гражданскую войну, Великую Отечественную, послевоенную жизнь. Центром событий везде становится человек, подавленный системой, который мечтает как можно скорее уехать из Советского Союза.
В каждом произведении Елена Чижова рисует яркие женские образы. Роман «Время женщин» описывает нелёгкие судьбы трёх разных поколений женщин. Исторический фон — Советский Союз конца 50-х годов, когда страна пытается встать на ноги после долгой войны. Лимитчица Антонина рожает дочь после случайной связи с питерским «стилягой» и скоро умирает. Воспитанием девочки занимаются соседки по коммунальной квартире: старухи, пережившие революцию и две войны, которые так и не признали советские порядки.
Елена Чижова занимает пост директора ПЕН-Клуба в Санкт-Петербурге. Главная цель организации — борьба за свободу слова.
Что читать
Ольга Славникова
Ольга Славникова родилась в Екатеринбурге в 1957 году. Она окончила факультет журналистики Уральского государственного университета, а после работала в местных журнале и газете. Славникова начала писать примерно в тогда же и публиковала небольшие рассказы в локальных сборниках, которые потом называла «братскими могилами». Разочарование в литературной деятельности привело её в книжную торговлю.
В 90-е Ольга попробовала снова войти в русскую литературу — ворвалась с объёмным романом «Стрекоза», который сразу вошёл в шорт-лист премии «Русский Букер».
В произведениях Славниковой реальное сталкивается с мистическим и образует фантасмагорический мир. Как, например, в романе «2017», который вышел в 2005 году. The Guardian включил его в список 10 лучших романов, действие которых происходит в России. Сюжетная основа — эпоха нового кризиса сознания в государстве: эпидемия неизвестной болезни, гражданская война, экологическая катастрофа. В романе удивительно сплетаются образы сказок и антиутопические картины возможного будущего России.
«2017» проводит параллель с революционными событиями 1917 года и пытается осмыслить магическую, роковую дату в истории России. Как сказала сама писательница, она хотела «заговорить» время от повторения страшных событий прошлого.
Что читать
Мария Степанова
Мария родилась в Москве в 1972 году. С раннего детства писала стихотворения, однако к профессиональной литературной деятельности пришла только в 2001 году — один за другим вышли её сборники «Лирика, голос», «Песни северных южан», «Тут — свет», «О близнецах».
Степанова любит нетривиальный подход к творчеству: она выдумывает новые слова и использует новаторские поэтические инструменты. В её стихотворениях слова часто не согласуются друг с другом грамматически — так Степанова размывает привычные воззрения о поэтическом творчестве.
В одном из интервью Мария Степанова сказала, что реализует в творчестве хватательно-спасательный рефлекс, — вытаскивает истории из забвения и пытается осмыслить судьбу обычного, ничем не примечательного человека.
В 2021 году поэтессу выдвинули на Международную Букеровскую премию за прозаическое произведение. «Памяти памяти. Романс» — книга-эссе, своего рода разбор архива Степановой, в котором она осмысляет историю своей еврейской семьи и сложности, выпавшие на её долю.
Что читать
- Стихотворение «Тир в парке Сокольники»
Яна Вагнер
Яна Вагнер родилась в 1973 году в Москве. По её словам, она никогда не хотела становиться писательницей. Сначала работала на радио, затем занималась транспортной логистикой. Но в 2009 году села и написала рассказ без названия, загрузила его в «Живой журнал» и получила неожиданно большое количество положительных откликов. Читатели просили продолжения. Так и сложился целый роман «Вонгозеро».
События романа разворачиваются в мире, который поразила эпидемия. В центре истории группа людей, которая пытается спастись от заражения, — компания бежит в Карелию, чтобы укрыться посреди безлюдного острова. В экстремальных условиях начинают проявляться их положительные и отрицательные черты.
«Вонгозеро» был номинирован на две крупные литературные премии — «НОС» и «Национальный бестселлер». Роман перевели на 11 языков, а в 2019 году экранизировали — события легли в основу сериала «Эпидемия», который попал в топ сериалов на Netflix и получил положительную оценку Стивена Кинга.
В 2013 году выходит своеобразное продолжение романа «Вонгозеро» — «Живые люди». Следующую книгу издали только в 2017 году — «Кто не спрятался. История одной компании». На этот раз Яна попробовала себя в классическом детективном жанре.
Работа над одним произведением занимает у писательницы несколько лет: например, роман «Кто не спрятался» она писала четыре с половиной года. По словам самой Яны, мир каждой новой книги затягивает её, делает своей частью, поэтому выбраться из него быстро — почти невозможно.
Что читать
Екатерина Марголис
Екатерина Марголис родилась в 1973 году и выросла в литературной среде: рядом с ней были друзья родителей — Надежда Мандельштам, Сергей Аверинцев, Белла Ахмадулина, Анастасия Цветаева. Все они в разной степени повлияли на формирование личности будущей писательницы.
В 2015 году вышла книга Марголис «Следы на воде» — сборник эссе, собрание историй реальных людей. Это зарисовки о трагических судьбах современных детей, которые пересекаются с историями детей Второй мировой войны. Сама Екатерина позиционирует себя скорее как рассказчицу, а не как писательницу — она старается не придумывать ситуации, а фиксировать реальные жизненные истории.
«Следы на воде» в том же году получила премию «НОС» в номинации «Приз зрительских симпатий».
Помимо литературной деятельности Екатерина рисует и занимается благотворительностью. Она составляла и иллюстрировала книги «Венецианские тетради. Иосиф Бродский и другие», «Баллада о маленьком буксире». Соавторами Марголис в этих проектах стали дети с онкологическими заболеваниями. Средства от продажи пошли на их лечение. Эта акция стала лауреатом национального конкурса «Искусство книги» в Нью-Йорке в 2010 году.
Что читать
Алиса Ганиева
Алиса Ганиева родилась в 1985 году в Дагестане. Алиса начинала как литературный критик, работала журналистом и редактором в «Независимой газете», сейчас ведёт программу «Страсти» о связи литературы и жизни на «Эхе Москвы».
В 2009 году Алиса решила уйти от роли критика и попробовать себя в качестве писательницы. Первое произведение «Салам тебе, Далгат!» едва не было опубликовано под мужским псевдонимом. Произведение удостоилось премии «Дебют», и Алисе пришлось раскрыть настоящее имя незадолго до церемонии награждения.
Первые произведения Алисы Ганиевой посвящены Дагестану. В них она показывает яркие национальные краски: описывает традиционные праздники, обращает внимание на неглянцевую изнанку жизни и говорит о том, как современная кавказская молодёжь пытается найти себя в мультикультурном мире.
Всего у Ганиевой вышло три романа и одна художественная биография: «Праздничная гора», «Жених и невеста», «Оскорблённые чувства», «Её Лиличество Брик на фоне Люциферова века». В 2015 году писательница попала в список самых талантливых молодых жителей Москвы по версии The Guardian.
Что читать
Обложка: LiliGraphie / Shutterstock / Wikimedia Commons / Public Domain / Burning Hut
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.