«Все эти женщины прекрасны, но мне такой не быть. Я не хочу быть такой» — говорит 15-летняя косматая девушка, разглядывая фотопортреты актрис с бровями-ниточками и аккуратными волнами на голове. Она ещё не перекрасилась в платиновую блондинку, и мир пока не произносит её имя одновременно с придыханием и презрением. 12 мая в онлайн-кинотеатре Start состоялась премьера сериала-байопика о легендарной французской актрисе Брижит Бардо. Вика Анистратова посмотрела первые две серии и рассказывает, почему увидела в них историю не только о Бардо, но и о ненависти к женской сексуальности.
О чём сериал «Брижит Бардо»
Юной Брижит 15 лет. Она выросла в богатой, строгой католической семье и мечтает стать танцовщицей. Однажды девушку замечает молодой режиссёр Роже Вадим и приглашает её сняться в фильме, сценарий к которому он сам написал. Так начинается история Брижит Бардо, которая станет одной из самых знаменитых французских актрис. Сериал расскажет о её жизни с 1949 по 1960 год.
Создание и команда
Соавторами и режиссёрами сериала стала Даниэль Томпсон и её сын Кристофер. Им потребовалось четыре года, чтобы придумать и написать сценарий байопика. Для этого Даниэль Томпсон общалась со свидетелями событий из жизни Бардо и с её друзьями. Также Томпсон опиралась на биографии людей, которые стали частью жизни Бардо: её агента Ольги Хорстиг, продюсера Рауля Леви и первого мужа Роже Вадима.
По словам продюсера «Брижит Бардо» Паскаля Бретона, сериал ставил целью не только рассказать о жизни знаменитой актрисы, но также показать культурные изменения Франции 50-х.
«Та эпоха — исторический момент, когда всё меняется, когда мы переходим от чёрно-белого к цветному, и для меня Бардо во всех отношениях символизирует этот поворотный момент, когда мы перешли от пуританского и холодного общества к социальному, политическому освобождению, к сексуальной революции».
Главную роль исполнила Джулия де Нуньес. Проект стал первой крупной работой в её карьере. Создатели признавались, что не рассчитывали найти девушку, похожую внешне на Брижит Бардо. Но сходство де Нуньес получилось завораживающим.
Что интересно, сериал «Бардо» — не первая попытка рассказать историю французской дивы. В 2010 году американский режиссёр Кайл Ньюман планировал снять биографический фильм об актрисе. Брижит, узнав об этом, разозлилась: «Фильм обо мне? Но я не мертва! Они не посмеют снять его, не поговорив со мной. Иначе полетят искры». Она также добавила, что никто не будет достаточно подходящим на роль Брижит Бардо, будь то француженка или иностранка.
Даниэль и Кристофер Томпсон попытались встретиться с Брижит Бардо, чтобы та оценила сценарий и пообщалась с Джулией де Нуньес. Но безуспешно. Её адвокат лишь подписал соглашение об адаптации и заверил, что Бардо не будет вмешиваться в съёмки или помогать продвигать сериал. Журналисты пытались выведать у актрисы, будет ли она смотреть байопик. Та ответила, что ей это не интересно.
«Я знаю мою жизнь наизусть, я её создала и прожила. Мне не нужно смотреть её заново».
Почему сериал интересно смотреть
Сериал показывает ужас сексуализации, но не выставляет героиню слабой перед мужчинами
Когда я узнала, что вышел байопик о Брижит Бардо, то напряглась. Ещё не забыла, как поступили с Мэрилин Монро в нашумевшем фильме «Блондинка». Сравнение тут напрашивается невольно. И Мэрилин, и Брижит стали легендарными актрисами и секс-символами своей эпохи. Обе как пожинали плоды своего успеха, так и страдали от ужасов патриархального мира. Но «Блондинка» представил Монро бесхребетной девушкой, зависящей от обстоятельств и жестокого мира мужчин. Спойлер: она была больше, чем это. Создатели фильма оправдывали такой взгляд тем, что хотели показать «сексуализированное хищничество» Голливуда. А критику за искажение личности Монро, мол, фильм получил просто потому, что это «искусство не для всех».
Я посмотрела две серии «Брижит Бардо: искусство жить» и убедилась: нет, необязательно выставлять женщину слабой жертвой обстоятельств, чтобы показать ужасы дискриминации, сексуализации и харассмента. Первую славу Брижит Бардо принёс фильм «И Бог создал женщину». Вторая серия как раз описывает историю его создания и первую реакцию публики. Фильм довольно провокационный для своего времени: главная героиня Жюльетт — чувственная девушка, которая любит свободу и мужчин.
Так совпало, что во время съёмок стало известно о романе Брижит Бардо с актёром Жаном-Луи Трентиньяном. Тогда она ещё была замужем за режиссёром Роже Вадимом. Публика сложила два плюс два: Жульетт = Брижит Бардо. Реакция предсказуемая: актрису оскорбляют, называют *девушкой лёгкого поведения* и даже печатают её фотографию на церковных брошюрах с надписью «Зло».
Из-за своего образа Брижит сталкивается с харассментом. Окружающие считают, что раз она позволила себе встречаться с разными мужчинами, то она развратница. А значит, и роли получала через постель (железная логика, ничего не скажешь). Когда Брижит приходит к министру с просьбой, тот сразу показывает, каким способом Бардо может заслужить его благосклонность.
В отличие от кино-Монро, кино-Бардо не уступает мужскому миру. Она требует к себе справедливого отношения. Она считает себя сексуальной, раскрепощённой и не собирается притворяться кем-то другим. Бардо не хлопает растерянно глазами, послушно соглашаясь на всё, потому что «иначе бы её добавили в чёрный список». Я ужасалась тому, через что приходилось (и предстояло) пройти Брижит Бардо из-за своей сексуальности. Но также видела, что ради того, чтобы это показать, не нужно выворачивать личность реального человека наизнанку.
Это история не только про Брижит Бардо, но и про женскую сексуальность
У сериала в оригинале есть слоган: Et Brigitte créa B.B. — «И Брижит создала Б. Б.». Как по мне, гениальная отсылка. Слоган собран по той же конструкции, что и название фильма «И Бог создал женщину», ключевого в карьере Бардо. А Б. Б. — инициалы Брижит, так её часто называли в медиа. Слоган как бы говорит, что не индустрия создала Бардо, а она сама.
В первой серии Брижит ещё юная девушка. Она выросла в строгой, уважаемой и довольно консервативной семье. Все ждут, что она будет добродетельна, послушна и невинна. Но Брижит не такая, и уже в 15 лет понимает это. Она хочет носить чулки, пока мать заставляет её носить носочки с цветочками. Хочет ходить в кино и театры допоздна. Хочет любить и наслаждаться любовью. И меня поразил её монолог перед родителями, где Брижит признаётся, что их строгое воспитание не сделало её «хорошей девочкой», а только приучило врать. Не знаю, был ли такой разговор на самом деле, но даже если это и фантазия сценаристов, то очень хорошая. Она может отозваться в сердцах многих женщин, которых также воспитывали быть хорошими, и которые на самом деле не хотели быть хорошими.
Пуританское общество ругало фильм «И Бог создал женщину» на чём свет стоит. И тем не менее люди продолжали нести деньги в кинотеатр. Бардо подарила образ новой женщины: свободной, раскрепощённой, наслаждающейся своей сексуальностью. Напоминает героиню «Секса в большом городе» Саманту Джонс, которая тоже вдохновляла женщин не стыдиться своей сексуальности.
Да, Бардо пытались шеймить за её откровенный образ. И это в очередной раз показало двуличие общества. Мужчину, который наслаждается женщинами, ласково зовут Дон Жуаном. Женщину, которая наслаждается мужчинами, называют блудницей. Справедливо ли это? Первые серии говорят «нет». И увидели мы, что это хорошо.
«Брижит Бардо: искусство жить» — это просто красивое кино
Даже если вы не поклонник Брижит Бардо и не хотите искать в сериале аллюзии на устройство общества, сериал стоит посмотреть хотя бы потому, что он красивый. В первой серии зрителям показывают Париж конца 40-х. Впрочем, кого удивишь уже Парижем. Во второй серии предстаёт прибрежный городок Прованса Сен-Тропе. Лазурное море, домики, будто списанные с картин художников, холмы, усыпанные соснами и маками. Прямо через экран чувствуется атмосфера курортного города. Уверена, что это не последняя красивая локация, ведь мы смотрим историю, действие которой разворачивается во Франции!
Красива и актёрская игра. Мне понравилась Джулия де Нуньес, которая перевоплощается из скромного подростка в роскошную диву, и Жюль Беншетри, сыгравший Трентиньяна. Также в актёрском составе Виктор Бельмондо, внук того самого Жан-Поля Бельмондо, и Ипполит Жирардо, известного российским зрителям по фильму «Париж, я люблю тебя».
Пока что по первым сериям оцениваю «Брижит Бардо: искусство жить» как нарядное, вдохновляющее и немного печальное кино. Я знакома с биографией актрисы, и мне всё равно было интересно смотреть. Ведь это не только история о Брижит Бардо или о французском обществе 50-х. Это также история о женщине, которая дерзнула быть собой. Которую любили и ненавидели за это.
Станьте первым, кто оставит комментарий