Фильм «Один день» 2011 года с Энн Хэтэуэй занимает особое место в наших сердцах. Когда тринадцать лет спустя Netflix объявил о сериальном ремейке, поклонники отнеслись к этому скептически. Казалось, история о двух влюблённых друзьях идеальна и никакая новая адаптация ей не нужна. Да и бесконечные перезапуски культовых проектов не всегда оправдывают ожидания. Но вышедший в феврале сериал доказал: бывают и счастливые исключения.
Как появился ремейк фильма «Один день»
Netflix удивил новостями о новой адаптации романа Дэвида Николса осенью 2023 года. Планы выглядели амбициозно, учитывая любовь аудитории к оригинальному фильму — и то, что книга Николса стала читательским хитом и разошлась по миру миллионными тиражами David Nicholls moves on from One Day with new novel / The Guardian .
Команда заручилась поддержкой писателя, который стал исполнительным продюсером картины. Сценарную группу возглавила Николь Тейлор. В 2018 году шоураннерка получила премию BAFTA за сериал «Три девушки» — драму о том, как три подруги-подростка попадают в сексуальное рабство.
Создатели сделали ставку на ещё не успевшую надоесть «свежую кровь»: роли Эммы и Декстера достались Амбике Мод и Лео Вудаллу. Самое заметное до сих пор появление актёра случилось в «Белом лотосе», остроумно критикующем капитализм. У Амбики до «Одного дня» тоже была всего одна крупная работа — в реалистичном медицинском драмеди «Будет больно». Впрочем, и в роли второго плана Мод удалось покорить зрителя обаянием и чувством юмора. Параллельно актриса строит карьеру комикессы и выступает со стендапом. Известно, что Амбика чуть не отклонила предложение сыграть Эмму One Day: I rarely saw people like me in lead roles, says Ambika Mod / BBC . После трагикомического образа в «Будет больно» роль романтической героини казалась чем-то неправильным (здесь самое время вздохнуть и поблагодарить Амбику за то, что она передумала). Дэвид Николс тоже очень верил в Мод. По словам Featuring in our Spring 24 issue, Ambika Mod discusses her breakout role in This is Going to Hurt, her recent portrayal of Emma Morley in Netflix's adaptation One Day, and how she follows fate and synchronicities in her own life / Wonderland Magazine Амбики, в день начала съёмок Николс написал ей: «Нет героини, которой я дорожу больше, чем Эммой Морли, и я не думаю, что кто-то может сыграть её лучше, чем ты».
Сюжет остался прежним. На календаре 15 июля 1988 года. Эмма Морли и Декстер Мэйхью знакомятся на выпускном в университете и собираются переспать. Но вместо этого проводят ночь за разговорами, а наутро решают остаться друзьями. Пути героев расходятся. Девушка из небогатой семьи Эмма полна решимости менять мир к лучшему своим творчеством, а баловень судьбы Декстер планирует стать телеведущим и пожинать плоды популярности. Они строят очень разные карьеры и отношения с разными (не всегда подходящими им) людьми и подолгу не видят друг друга. Неизменным остаётся одно — их связь. Каждый год Эмма и Декстер встречаются 15 июля — и никто из них не решается рассказать о своих чувствах.
Почему сериал «Один день» ничуть не хуже (а порой и лучше) первой экранизации
Это полная адаптация книги
Экранизация романа в виде полнометражного кино — мероприятие сложное. Как минимум потому, что сохранить все сюжетные линии и прописать все детали книги в условных девяносто минутах хронометража невозможно. Что-то неизбежно теряется. И это одна из причин того, что нет на свете такой экранизации, которая бы устроила каждого книжного фаната. В сериальном формате работать с экранизацией удобнее: нет нужды «отрезать» от сюжета куски. А при должном старании можно гораздо объёмнее раскрыть характеры. Так случилось и с сериалом «Один день».
Четырнадцать эпизодов полностью охватывают историю Эммы и Декстера: каждый посвящён отдельному году в их жизни. Дотошность по отношению к деталям первоисточника — необязательное условие хорошей экранизации, но сериал стал от неё только сильнее. В отличие от фильма, он обстоятельно рассказывает, как и чем жили Эмма и Декстер сами по себе в перерыве между редкими встречами. Фокусируется на бесплодных попытках Эммы писать роман и безнадёжных отношениях с женатым директором школы, где она работает учительницей. На том, как суперзвезду телевидения Декстера на пике славы «съедают» паника и неуверенность в себе. Даже атмосфера в квартирке, которую Эмма покупает со своим бойфрендом и которую ненавидит всей душой, чувствуется по-особенному. Мы почти физически ощущаем эти унылые, неуютные, пропахшие жареным мясом комнаты.
Экранизация 2011 года рассказывала об Эмме и Декстера в романтической связке, в этом (в духе времени) было больше мелодрамы. Сериал подробно рисует их самостоятельные миры вместе со страхами, мечтами и надеждами персонажей. Драма здесь всерьёз соседствует с романтикой и помогает героям обрести глубину.
Больше человеческого и меньше киношного
С первого эпизода «Один день» берёт очень естественную интонацию — общая заслуга режиссёров-постановщиков, сценарной группы и каста. Не умаляя достоинств сыгравших в первой адаптации Хэтэуэй и Стёрджесса, можно сказать, что в глаза бросается большое различие. Декстер — Лео Вудалл — не «глянцевый» красавец-сердцеед, а Эмма — Амбика Мод — не красавица, которую упрямо пытаются выдать за «дурнушку». Они выглядят как обычные люди, те, кого запросто встретишь в метро или на улице.
Диалоги героев тоже звучат естественнее и не напоминают стендап, чем часто грешил фильм. Но даже не будучи нарочито-язвительными или специально смешными, реплики не теряют эмоциональности. Тем удивительнее помнить, что Амбика — комедиантка. Но хорошие комики могут не только шутить. Как выяснилось, они здорово умеют вдыхать в персонажей жизнь и выводить их из трогательной, но весьма стандартной мелодраматической орбиты куда-то на новый уровень. Речь не о том, что Энн Хэтэуэй не умеет играть. Скорее Амбике Мод доступны такие психологические нюансы и полутона, благодаря которым мы и правда верим в существование Эммы. Эммы, которая запуталась, застряла в отношениях с человеком, которого не любит. Эммы, которая боится потерять своего лучшего друга Декстера.
То же самое для своего героя делает Лео Вудалл. Джим Стёрджесс в фильме 2011 года отыгрывает обаятельного плейбоя (хотя и небесчувственного). Декстер Вудалла — больше чем плейбой. Он живой и уязвимый человек — и не одна сцена заставит убедиться, что актёру Вудаллу тоже подвластны все оттенки горя, боли и радости.
Важно и то, как Декстер и Эмма существуют вместе в кадре. Если в полном метре они делают это по правилам «любовного» жанра, в сериале их химия куда сложнее. Между Декстером-Стёрджессом и Эммой-Хэтэуэй считывается в основном романтическое (и часто сексуальное) влечение. Выражается оно в постоянных подколках и перешучиваниях. Харизматичный и успешный Декстер стереотипно подбадривает сомневающуюся в своём таланте Эмму. Она, в свою очередь, слегка стереотипно журит его за легкомысленность и опасное увлечение красивой ночной жизнью.
Новые герои выходят за эти рамки. Эмма и без Декстера приходит к тому, что она классная и талантливая, — и прямо об этом говорит. А Декстер не просто типичная телезвезда с обложки — за саморазрушающим образом жизни стоит ворох травм и неврозов. Персонажи нужны друг другу, не только чтобы однажды образовать пару. Любовь здесь не самоцель, она не исключает прочих вещей вроде рефлексии и внутренней жизни героев.
Словом, сериалу удалось миновать ловушку под названием «очень среднее Netflix-кино, которое забудется через пару часов после просмотра». А мастерство, искренность и притяжение в дуэте Мод и Вудалла подсказывают, что их имена могут появиться среди номинантов на будущую «Эмми».
Это по-умному инклюзивный проект
Фильм получился очень «белым». Ни в главных ролях, ни в ролях второго плана не было темнокожих актёров. Сериал это исправляет: Эмму играет актриса, чьи родители эмигрировали из Индии, а её подругу и соседку Тилли — девушка с африканскими корнями. Впрочем, обычные околорасистские претензии «их взяли только потому, что они небелые» обрубает замечательная актёрская игра.
Так что от кастинг-решения выигрывают и художественные качества проекта, и его инклюзивность. Всё-таки мы нечасто видим женщин индийского происхождения в главных ролях — на ум приходит разве что комедийный сериал «Я никогда не…» с Майтреи Рамакришнан. В недавнем интервью The Guardian Амбика Мод рассказывала ‘I was an idiot!’ Ambika Mod on nearly turning down the romcom role of a lifetime / The Guardian , как сложно актрисам-азиаткам получить большую роль, в том числе в романтических историях. В лучшем случае им предлагают сыграть лучшую подругу центрального персонажа. Именно нехватка репрезентации на экране во многом мотивировала Амбику согласиться на съёмки в «Одном дне».
«Образ моей Эммы — это все те люди, которые редко видят себя по телевизору. Здорово, что какая-нибудь южноазиатская девушка увидит „Один день“ и, даже если она не хочет быть актрисой, подумает: „Я достойна любви и осуществления своей мечты“».
Инклюзивность в проекте демонстрирует себя по-умному. Цвет кожи Эммы не играет в нём решающего значения, не становится для героини источником проблем и не вынуждает бороться за лучшую жизнь. В таком случае историю пришлось бы переписать, и Netflix теоретически мог бы на это пойти. Но нет, национальность — лишь одна из сторон её личности. Эмма умная, смешная, обаятельная, а ещё индианка по происхождению. «Человек гораздо больше какой-то из своих черт», — мягко говорят создатели. И приглашают зрителя в дивный мир, где небелые люди могут быть героями собственных сюжетов — в том числе мелодраматических.
Это ремейк, который понравился и зрителям, и критикам
Порой посмотревшая переснятую историю публика не принимает её и яростно отстаивает любовь к оригиналу — вне зависимости от того, похвалили ли новый проект критики. Такая судьба постигла фильм «Суспирия» Луки Гуаданьино 2018 года, «покусившегося» на культовый одноимённый хоррор Дарио Ардженто. Поклонники обвиняют Suspiria (2018). User Reviews / IMDb эту не самую слабую картину в блёклости. Ладная, даже образцовая экранизация «Гордости и предубеждения» 2005 года Джо Райта тоже нравится далеко не всем. Часть зрителей упрямо считает Pride & Prejudice (2005). User Reviews / IMDb каноничной сериальную версию BBC с Колином Фёртом, вышедшую в 1990-х. Сериал «Один день» — редкий случай, когда и профессионалы, и зрители почти безоговорочно полюбили ремейк. Кинообозреватели изданий от The Guardian One Day review – a flawless romcom you’ll fall for, hard / The Guardian до The New York Times ‘One Day’ Is Back. This Time, It’s Longer / The New York Times считают эту романтическую историю безупречной и естественной и в сравнении с фильмом менее клишированной. Простые интернет-пользователи в отзывах называют One Day (2024). User Reviews / IMDb сериал «разбивающим сердце», «ностальгическим», добавляя, что это «лучшая адаптация книги Николса».
«Игра Амбики Мод и Лео Вудалла делает шоу идеальной иллюстрацией того, какую эволюцию проделали образы мелодраматических героев в последнее время».
«Нравится тонкая „химия“ и потрясающая игра актёров, проживших на экране любовь, дружбу, личные успехи и провалы».
«Неважно, смотрели ли вы фильм 2011 года и насколько он вам нравится, — дайте сериалу шанс. Думаю, это одна из самых волшебных историй любви, когда-либо созданных за последние годы. „Химия“, космическая музыка и сама история — такая душераздирающе красивая».
«Я обожаю книгу, и в ней есть моменты, которые упустили в фильме и которые мне бы очень хотелось увидеть. Круто, что в сериале они наконец появились. P. S. Амбика Мод, ждём твоих новых ролей».