В 2017 году дело жительницы Серпухова Маргариты Грачёвой облетело едва ли не все СМИ. Муж девушки вывез её в лес и отрубил кисти рук. Его приговорили к сроку в колонии, а Маргарита навсегда осталась с инвалидностью. 23 ноября 2023 года на ivi выходит сериал «Сама виновата?», снятый по этой истории. Саша Подольникова посмотрела три первые серии до премьеры и считает, что проект озвучивает здравые мысли о домашнем насилии.
О чём сериал «Сама виновата?»
В подмосковном Серпухове происходит чудовищная расправа. Местный житель Дмитрий Грачёв вывозит жену Маргариту в лес, где избивает её, а потом топором отрубает кисти рук. Незадолго до этого Рита решила с ним развестись. Убивать супругу Дмитрий не планирует и тщательно продумывает преступление: пытает девушку ровно столько, чтобы она оставалась в сознании. А потом сам отвозит жену в больницу и идёт в полицию признаваться в совершённом.
Врачи пытаются пришить кисти, но скоро становится ясно: одну руку спасти не выйдет, а вторая перестанет двигаться. Рите нужны реабилитация и дорогой протез. Мама героини соглашается на участие в ток-шоу на федеральном канале, надеясь, что огласка поможет достать для этого деньги.
Тем временем за Грачёвой «охотятся» и другие журналисты — в том числе циничный Марк. Он выдвигает теорию, что Рита изменяла мужу и что именно это стало причиной трагедии. Марк хочет найти доказательства и выдать громкий эксклюзивный материал. Ради сенсации журналист готов на всё. И кажется, в этом есть что-то личное. Жена Марка подала на развод, и он подозревает, что у неё кто-то появился.
Кто работал над проектом
В основу сценария легли мемуары Маргариты Грачёвой «Счастлива без рук: реальная история любви и зверства» — о некогда счастливой семейной жизни, рождении детей и страшном событии, которое изменило всё. И о том, что было после: поддержке окружающих и принятии новой реальности.
Главную роль сыграла Анна Глаубэ, известная по ситкому «Развод», где брак главных героев разбивается о самую заурядную бытовую вещь — ремонт. «Сама виновата?» стала её первой крупной драматической работой. Однако с историей Грачёвой Анна уже сталкивалась: играла Маргариту в документальном проекте-реконструкции Первого канала. Кроме того, Глаубэ много общалась с Грачёвой лично, чтобы понять, как развивались их с мужем абьюзивные отношения. В интервью актриса говорила, что абьюз и манипуляции со стороны партнёра были и в её жизни — и это тоже помогло в работе над ролью.
Режиссёром сериала стал Сарик Андреасян — создатель ремейка «Служебного романа», комедий «Беременный» и «Тот ещё Карлсон!» и сериалов «Чикатило» и «Жизнь по вызову». Ни один из проектов не может похвастаться добротностью. «Жизнь по вызову» критики и вовсе называли «самым отставшим от жизни низкокачественным проектом о проституции» и считали, что главная его идея — оскорбить женщин. Тем удивительнее, что в «Сама виновата?» Андреасян умудрился никого не оскорбить и озвучил очень здравые мысли.
Достоверное «азбучное» изображение домашнего насилия
Авторы терпеливо и последовательно рассказывают историю превращения любящего мужа в домашнего тирана. Из настоящего, в котором окровавленную Маргариту привозят в операционную, действие постоянно перебрасывает нас в прошлое. Вот они с Дмитрием только начинают встречаться, вот героиня заботится о нём, когда он ломает руку, вот свадьба с белым платьем и толпой гостей, выписка с первенцем из роддома. А вот первые тревожные «звоночки»: недовольство мужа, когда уставшая Рита отказывает ему в сексе, скандал из-за выхода героини на работу и странное переведённое в шутку «Если ты уйдёшь, я убью тебя».
Такое почти «азбучное», обыденное изображение абьюза кажется уместным и своевременным. Особенно в России, где женщины страдают от домашнего насилия в 75 процентах случаев. Семья Грачёвых самая обычная: дети, работа, быт, жизнь с родителями — потому что на свою квартиру пока не хватает. К героям легко «подключаться», ведь они — прямо как мы. И даже местами не самая блестящая актёрская игра этому не мешает. Гораздо важнее узнаваемость: она даёт надежду, что история может изменить чью-то жизнь к лучшему.
Ещё одна сильная сторона проекта — то, как показано окружение классического домашнего тирана. Люди вокруг Дмитрия предельно слепы: друзья и бровью не ведут, когда он совершает расправу. Для матери сын всегда прав, что бы ни сделал: нахамил священнику на крещении ребёнка или отрубил жене руки. Эта достоверность вызывает оторопь и заставляет поверить в историю.
Яркий портрет противников #MeToo
Пока одни люди сочувствуют Маргарите, из других будто исчезла эмпатия. Лучше всего это демонстрирует Марк. Окружающие изредка недоумевают: неужели в нём нет ни капли сострадания к жертвам насилия? Но мужчина считает #MeToo «всего лишь новым трендом» и что надо «отключать эмоции», когда речь идёт о случаях абьюза. У него есть железный аргумент: однажды он освещал историю, где предполагаемого насильника, уважаемого университетского профессора, оклеветали. Значит, надо ставить слова других пострадавших под сомнение — может быть, не такие уж они и невинные овечки.
История Марка напоминает бесконечные стенания о том, как «ложные обвинения» ломают карьеру мужчинам-селебрити. В качестве «жертвы» культуры отмены комментаторы в соцсетях часто вспоминают Кевина Спейси. Суд снял с актёра обвинения в харассменте, и это вызвало волну сочувствия из-за «несправедливости» в его сторону. То, что Спейси занимался этически сомнительными вещами, пытаясь склонить к сексу подростка, защитников Кевина не волновало. Марк буквально становится собирательным образом всех этих людей, которые предпочитают верить не пострадавшим, а насильникам — богатым, влиятельным и известным.
Интересно посмотреть, во что выльется история этого героя. Окажется ли, например, что жена разводится с ним именно из-за его цинизма и мизогинных убеждений? Получит ли Марк какой-то урок? Если Андреасян сделает эту линию обстоятельной и подробной, ему можно будет только поаплодировать.
Неприглядно показанная «жёлтая» журналистика
«Давай без сантиментов. Святую из неё и без нас сделают», — говорит Марку главный редактор. Ему (и ещё десяткам «жёлтых» изданий) важнее не факты и уважительное отношение к жертве, а резонанс. Насилие — это то, на чём можно «сделать» просмотры, превратив в спектакль для зрителя. «Ревнивый муж пошёл на крайние меры» — произносит корреспондент слова, подходящие к водевилю, но никак не к истории Маргариты. Да и «крайние меры» — явно не та категория, к которой относится преступление Грачёва. Оно в принципе выходит за пределы человеческого. Так неприглядно в сериале показывают типичную «жёлтую» журналистику, намекая, что у неё на самом деле немало потребителей. А это много говорит об обществе, в котором мы живём.