Потеря близких — тяжёлый и меняющий человека опыт, который все проживают по-своему. Режиссёры осмысляют его в самых разных жанрах. От трогательного ромкома до чёрной комедии и детектива — собрали сериалы, герои которых справляются с утратой.
«Мёртв для меня» (2019 – )
Джен недавно овдовела: её мужа Теда сбила машина. Героиня возненавидела весь мир: полицию, которая не смогла найти виновного, друзей и соседей, которые выражали соболезнования. И даже с собственными детьми отношения теперь напряжённые. С карьерой тоже не ладится. Джен продаёт квартиры, её работа — быть милой, общительной и вежливой с клиентами. А с этим у неё сейчас сложно. Не особенно веря в успех мероприятия, она приходит на собрание группы поддержки скорбящих. Здесь Джен знакомится с Джуди, которая переживает смерть жениха.
Женщины неожиданно быстро находят общий язык, и скоро Джуди становится частой гостьей в доме Джен. Окружающим эта дружба кажется странной. Мечтательная художница и грубоватая риелторка — люди с разных планет. Дети главной героини и вовсе уверены: Джуди — лгунья и что-то скрывает. Подозрения оправдываются: оказывается, новая подруга связана со смертью мужа Джен. А у того, в свою очередь, было полно своих секретов. Джен предстоит расследовать гибель Теда и научиться жить заново. Всё это не без помощи чёрного юмора, алкоголя и то весёлых, то пугающих приключений, в которые она ввязывается вместе с Джуди.
«Соболезную вашей утрате» (2018 – 2019)
Муж Ли Мэтт погиб во время хайкинга, упав с обрыва. Разбирая вещи через несколько месяцев после трагедии, Ли прослушивает сообщения на телефоне покойного. В одном из них его брат сомневается, что гибель была несчастным случаем. Ли пытается выяснить, что на самом деле произошло с Мэттом.
Общаясь с родными и коллегами мужа, Ли мучится вопросами. Мог ли её муж покончить с собой, если мечта его жизни — публикация дебютного романа — должна была вот-вот осуществиться? Насколько сильно обострилась его депрессия перед смертью? Могла ли героиня ему помочь? Постепенно ей приходится смириться с тем, что ответов она не найдёт. Единственный человек, который мог бы их дать, мёртв.
В сериале нет резких сюжетных поворотов, а об утрате рассказывают аккуратно и бережно. Героиня проживает все стадии горевания. Вот она проводит время в одиночестве, вот посещает группу поддержки. Решается на вечеринку в свой день рождения. Проводит выходные в городе, куда они с Мэттом ездили в свадебное путешествие. А вот впервые после его смерти идёт на свидание.
«Клиент всегда мёртв» (2001 – 2005)
После смерти отца Нейту приходится заняться семейным бизнесом — управлять похоронным бюро. Переживая потерю, он параллельно решает проблемы с близкими — угрюмым младшим братом, депрессивной матерью и бунтаркой-сестрой в переходном возрасте.
Вышедший в нулевые сериал стал одной из первых телевизионных историй на «похоронную» тему. Яркий микс драмы, триллера, чёрной комедии и магического реализма помог ему заслужить статус культового. К смерти здесь относятся запросто — как к части жизни. Умершие то и дело «оживают» в воспоминаниях героев, философствуют и даже дают советы. Каждый день работая со смертью, герои учатся ценить друг друга, переоценивают свои приоритеты и смиряются с тем, что всё когда-то заканчивается.
«Безопасность» (2017)
Год назад жена Тома умерла от рака. Герой пытается справиться с потерей и учится в одиночку воспитывать дочерей. Шестнадцатилетняя Дженни едва с ним разговаривает: ей явно не нравится, что у отца появилась новая возлюбленная. Однажды Дженни бесследно исчезает со своим бойфрендом после вечеринки в доме одноклассников. Никто их не видел, хотя семья Тома живёт в маленьком городке, где все друг друга знают.
«Безопасность» — крепкий детективный триллер, заставляющий зрителя всё время быть начеку. Кто из героев лжёт? Что они скрывают? Кому можно верить? Сериал хорош ещё и своей психологичностью. Здесь честно говорят о том, что происходит, когда ваш близкий тяжело болен, и о том, как это меняет отношения в семье. Герою предстоит пересмотреть своё прошлое и признать ошибки — ведь от этого зависит, удастся ли найти дочь.
«Жизнь и Бет» (2022 — )
Бет в общем-то счастлива. У неё прекрасные друзья и красавец-бойфренд, её ценят на работе. Но ей будто бы чего-то не хватает. И она не упускает возможности пожаловаться на это клиентам, которым продаёт коллекционное вино. Те с радостью слушают, ведь Бет делает это уморительно смешно (ещё бы, ведь её сыграла сама Эми Шумер!).
Когда умирает мать Бет, та держится молодцом. Но вот прямо на похоронах бойфренд неожиданно делает героине предложение. Опешив, она по всем законам ромкома решает: так продолжаться не может. И, собрав вещи, переезжает в другой город, чтобы начать жизнь заново. Ей предстоит пересобрать свою жизнь: проработать подростковую травму отношений с матерью, восстановить связь с эксцентричной семьёй, найти настоящую любовь и наконец понять, в какой профессии она себя видит.
В силу жанра сериал рисковал стать рядовой стендап-зарисовкой. Однако создателям удалось вывести комедию на другой уровень. Мало где с таким задором говорят о болезненных и важных для всех вещах — любви, жизни и смерти.
«Ванда/Вижн» (2021)
События разворачиваются через несколько недель после финала «Мстителей». Молодожёны Ванда и Вижн тихо и счастливо живут в маленьком городке. Окружающим невдомёк, что Ванда владеет телекинезом, а её муж — андроид. Но идиллия рушится: они всё ещё часть команды Мстителей, и прошлое не готово их отпускать.
Далее описание содержит спойлер
Ванда сталкивается с чудовищным горем от потери близкого. Настолько сильным, что с помощью магии она создает альтернативную реальность, где умерший по-прежнему жив. Но это может стоить героине её суперсилы.
Обманчиво стилизованный под ситкомы 50-х сериал — на самом деле вовсе не ситком и даже не привычное нам супергеройское кино. История Ванды и Вижна (кстати, первыми из Мстителей получившими свой сериальный спин-офф) — настоящая драма в супергеройской обёртке. В ней героиня узнаёт цену настоящей любви и пробует примириться с утратой.
«Ванда/Вижн» — ещё и настоящий поп-культурный деликатес. Чёрно-белые кадры навевают ассоциации со старыми телешоу и чередуются с визуальными эффектами из современных блокбастеров. А сюжет отсылает то к «Шоу Трумана», то к «Плезантвилю», герои которого обнаруживают себя внутри сериала. Это делает зрителя «соучастником» истории и заставляет гадать: где правда, а где вымысел.
«Жизнь после смерти» (2019 — 2022)
Тони не видит смысла жить дальше: его жена умерла от рака. Всё, что у него осталось, — пёс, которого герой постоянно забывает покормить, и унылая работа в местной бесплатной газете. Тони хамит окружающим, без меры пьёт и принимает наркотики и постепенно превращается в откровенно неприятного человека. Но окружающие упорно пытаются вернуть его к жизни. Сам того не замечая, Тони начинает меняться к лучшему.
Над сериалом работали шоураннеры «Дерека» — трогательной истории о взрослом мужчине с ментальными особенностями. «Жизнь после смерти» похожа на неё своим потрясающим человеколюбием. Тони находит поддержку у самых разных людей — наркодилера, проституированной женщины, новой коллеги в редакции газеты. Он учится принимать помощь и помогать другим сам. И в какой-то момент в его голову закрадывается мысль: «Возможно, эта жизнь не так уж плоха».
«Конец» (2020)
Кейт много лет работает в паллиативной медицине. Она выступает против эвтаназии, хотя в Австралии, где живёт героиня, это разрешено. Кейт старается не смешивать личное и рабочее. Однако всё меняется, когда её недавно овдовевшая мать заявляет: она не хочет жить и дочь должна ей помочь. Одновременно с этим пациентка хосписа совершает самоубийство, когда Кейт мешает ей провести эвтаназию. Семья пациентки обвиняет героиню в её смерти, и карьера Кейт под угрозой.
Кейт видит чужие утраты так часто, что у неё выработался «иммунитет». Но когда с горем сталкивается её семья, героиня впервые сомневается в том, правильно ли поступала все эти годы. Сериал говорит о серьёзном — о праве человека на достойную смерть. Можно ли ввести пациенту смертельную дозу препарата, если боль нельзя облегчить? А если заболевание не физическое, а ментальное? Эти вопросы здесь обсуждают с чёрным юмором — хороший способ снять табу со сложной темы.
«Всё будет хорошо» (2020 — 2021)
В свои двадцать пять Николас становится опекуном двух сводных сестёр-подростков. Их отец умирает от рака, а матери девочек не стало задолго до этого. Неожиданно свалившаяся ответственность пугает героя, но он твёрдо решил заменить сёстрам родителей. Ради них он переезжает из родной Австралии в США. В прошлом остались любимая работа и захватывающие карьерные перспективы. Николасу придётся начать всё с чистого листа.
Сериал подкупает своей честностью и прямотой. Главному герою то и дело нужно принимать решения — справляться с бытовыми вопросами и заботиться о сёстрах. Матильде семнадцать, она оканчивает школу, и ей нужно определиться с колледжем. А ещё у неё аутизм, и девушке сложно строить отношения со сверстниками. Четырнадцатилетняя Жеральдин проводит всё время с подругами, и, кажется, они плохо на неё влияют. И это не считая того, что все трое переживают утрату. Николасу всё время хочется позвать на помощь взрослых, но оказывается, что взрослый — это он.
«Загрузка» (2020 — )
Недалёкое будущее. Человечество научилось после смерти загружать сознание людей в цифровую реальность. Именно это случается с Нейтаном, который погибает в автокатастрофе. Его «загружают» в элитный сервис — настоящий диджитал-рай с роскошным домом, психотерапией, прогулками на природе и развлечениями. А главное — с возможностью сохранить связь с миром живых. Поэтому Нейтан видится с семьёй и продолжает отношения со своей девушкой Ингрид. Но кажется, у той были причины желать ему смерти. Разобраться в этом герою помогает Нора — не то сотрудница местной «техподдержки», не то ангел.
На первый взгляд сериал очень похож на другие научно-фантастические истории о смерти и утрате — на ум приходит роман Татьяны Замировской «Смерти.net». Но «Загрузка», как хорошая антиутопия, ещё и критикует мир, который наживается на чужом горе. Смерть превратилась в прибыльный бизнес. Живые отдают последнее и влезают в долги, чтобы общаться с цифровыми копиями умерших близких.
При всей футуристичности «Загрузка» удивительно похожа на сегодняшний мир — здесь смеются над мемами про культовые ситкомы, едут в офис в переполненном транспорте и танцуют под узнаваемые треки. И это делает героев с их проблемами ещё ближе и понятнее.