Сто лет назад Мария Монтессори стала революционеркой в педагогике. Сейчас в мире более 15 тысяч школ Монтессори. Её метод оказал влияние и на обучение детей, и на индустрию развивающих игрушек. Такая популярность не могла не породить недовольства, так что сейчас у метода не только есть сторонники, но и достаточно критиков.
Суть метода Монтессори
Мария Монтессори — итальянский педагог с медицинским образованием — в начале XX века придумала систему обучения детей, которая основывалась не на принуждении к выполнению заданий, а на побуждении к самостоятельности. Её метод состоял в том, чтобы создать для детей среду, в которой они свободны в перемещении и выборе занятий.
Комфортная среда в понимании Монтессори — это в первую очередь среда, соразмерная ребёнку. Шкафы, открытые полки с игрушками и дидактическим материалом организованы так, что дети могут свободно, без помощи взрослых, брать то, что им необходимо, и возвращать обратно. Предметы соразмерны детским рукам и приятны на ощупь — чтобы с ними ребёнку хотелось взаимодействовать. Правило соразмерности распространялось и на бытовые предметы: лестницы, умывальники, столы, стулья и другие объекты должны были показывать ребёнку, что он находится в своём мире, а не в мире взрослых.
Новый подход сильно отличался от традиционной системы школ, ведь классическая педагогика подразумевала обучение детей в группах и учителя-наставника, который выдавал задания и ставил оценки за их выполнение. В методе Монтессори не было оценок, а учитель выполнял роль посредника между ребёнком и инструментом, который нужен для его развития на конкретном этапе.
Мифы и реальность
Вокруг системы Монтессори со временем образовалось много мифов, особенно на постсоветском пространстве. Это связано с тем, что после революции, когда молодое советское правительство озадачилось воспитанием и обучением подрастающего поколения, нужна была единая система, которая подготовит личность нового типа — в коллективе и через коллектив. За это важное направление работы с детьми отвечала Надежда Крупская: она и поспособствовала закрытию немногочисленных школ Монтессори на территории России — как излишне индивидуалистических и не отвечавших идеологии государства. Были посеяны сомнения не только в методе Марии Монтессори как педагога, но и в ней самой как в личности.
Миф 1. Монтессори бросила собственного ребёнка
На самом деле ей пришлось отдать сына в приёмную семью, потому что он был рождён вне брака. В конце XIX — начале XX века в католической Италии воспитывать ребёнка незамужней женщине было немыслимо. Молодой коллега Марии, Джузеппе Монтесано, от которого она и родила сына Марио, не женился на Монтессори из-за запрета своей матери, но обещал Марии, что никогда не женится на другой женщине и будет всегда заботиться о ребёнке. Оба обещания возлюбленный нарушил. Мария отдала сына в приёмную семью, но продолжала его навещать. Впоследствии Марио узнал, что она его настоящая мать. Когда он стал взрослым, много путешествовал с Марией и помогал внедрять педагогический метод Монтессори в разных уголках мира.
Миф 2. Монтессори была инспектором школ при режиме Муссолини
Мария Монтессори и правда получила место государственного инспектора школ Италии, а школы Монтессори поддерживало итальянское правительство во главе с Бенито Муссолини. Но когда Муссолини решил включить эти школы в молодёжное фашистское движение, Мария отказалась от сотрудничества, её школы были закрыты, а ей с сыном пришлось эмигрировать сначала в Испанию, а затем в Нидерланды.
Миф 3. Система Монтессори подходит только для детей с отставанием в развитии
Действительно, Мария Монтессори начала разрабатывать свой метод, наблюдая в специальных приютах за детьми с психическими расстройствами. Она заметила, насколько сильно окружающая среда влияет на формирование навыков и обучение детей. И посвятила себя тому, чтобы организовать среду, стимулирующую развитие ребёнка. Сначала она опробовала свои наработки в Ортофренической школе, куда принимали детей с отклонениями в развитии — они, по мнению учителей, не могли учиться в обычных школах. Затем Монтессори открыла Дом ребёнка в Риме, там были дети без отставания в развитии. Впоследствии школы Монтессори появились в других странах Европы и мира.
Сейчас детские сады и школы Монтессори — это обычное и повсеместное явление. И если в России эту систему нередко ассоциируют с особенными детьми, то за границей маятник на другой стороне: образовательные учреждения Монтессори часто воспринимаются там как элитарные.
Стоит иметь в виду и то, что после смерти Марии Монтессори её подход развивают последователи. Педагоги, работающие по этой системе, создают профессиональные объединения, делятся опытом и вводят новые практики. Только в России защищено более 500 кандидатских и докторских диссертаций, связанных с изучением монтессори-метода. Подход давно превратился в нечто большее, чем идеи одной итальянской женщины, хотя именно они составляют его основу.
Миф 4. Дети растут слишком свободными и не признают авторитетов
С первой частью утверждения можно отчасти согласиться. Система Монтессори построена по принципу свободного творчества и основана на природной потребности детей познавать мир. Каждый ребёнок обучается в своем темпе и с помощью тех инструментов, которые ему нравятся больше других. Благодаря добровольной работе дети со сложностями с дисциплиной становились более уравновешенными.
С тезисом про отсутствие авторитетов можно поспорить. Действительно, педагог в монтессори-классах не является наставником, поэтому детям не приходится опираться на его мнение. Однако образовательный процесс предполагает уроки вежливости. Возможно, они есть не везде, но там, где есть, дети знакомятся с нормами, принятыми в обществе, учатся общаться, строить отношения, решать конфликты. В монтессори-классах взаимодействуют дети разного возраста, при этом старшие могут помогать младшим, а младшие учатся на примере старших.
Миф 5. Система Монтессори способствует непослушанию детей
Мария Монтессори была убеждена: ребёнок — личность, равная взрослому. Но пока эта личность зависит от взрослого в силу физиологических причин, задача взрослого — организовать для ребёнка подходящую среду, чтобы он самостоятельно изучил её и научился с ней взаимодействовать. Поскольку одного правильного метода освоения окружающей среды нет, значит, нет и только одного правильного мнения взрослого.
Это был революционный подход для того времени. В традиционной педагогике считается, что ребёнка нужно подчинить, чтобы он действовал по принятым правилам, поощрять за подчинение и наказывать за непослушание. А Монтессори в центр системы обучения поставила ребёнка и его потребности, которые меняются по мере взросления.
Плюсы и минусы системы Монтессори
При всех достоинствах обучения по системе Монтессори, когда каждый ребёнок учится в своём темпе, без стресса, критики, с уважением личных границ и поощрением любознательности, есть минусы. Например, ребёнку, который в детском саду учился по системе Монтессори, может быть сложно встроиться в традиционную систему обучения в школе — с безусловным авторитетом учителя. Другим неочевидным минусом может оказаться то, что ребёнок умеет договариваться со сверстниками и помогать им (то есть быть партнёром), но не умеет дружить. Дело в том, что система воспитания Монтессори не предлагает детям ролевые игры из-за риска перенять неидеальную ролевую модель, а именно такие игры помогают ребёнку эмоционально развиваться.
Что такое система Монтессори — спорная методика для детей с особенностями или универсальная система воспитания, в каждой семье решают сами. Родители, вдохновлённые этим методом, часто ищут специальные садики и школы. Но есть примеры, где принципы воспитания и образования, которые сформулировала Мария Монтессори, стали применяться в обычных школах и детских садах без указания имени автора. Они растворились в национальных системах платного и бесплатного образования в России и странах СНГ. Достаточно вспомнить размеры стульев, столов и посуды в советских и российских детских садах, а также пришкольные клумбы, теплицы и мастерские: Мария Монтессори предлагала привлекать школьников к труду на фермах и предприятиях, где подростки не только работают, но и управляют процессами — рассчитывают экономику, участвуют в продаже, занимаются маркетингом. Возможно, идеи Монтессори влияют на нас даже тогда, когда мы об этом не подозреваем.
Станьте первым, кто оставит комментарий