На формирование стандартов красоты влияет множество факторов: мода, политическая обстановка и даже заболевания, распространённые в обществе в тот или иной период. В Средние века тело скрывали, после — прятали в корсетах, а на лице подчёркивали то бледность, то румянец. Были и времена, когда красивыми называли больных, буквально умирающих девушек. Разберём это на примерах.
Стандарт красоты — условный эталон, который формируется под влиянием вкуса и исторической ситуации. Часто этот идеал подаётся как нечто незыблемое, но, если изучить историю, становится ясно, что понятие привлекательной внешности постоянно менялось. Рассказываем, как трансформировалось восприятие красоты в разные времена: вот, например, что считалось красивым в Древнем мире.
Здоровая кожа и скрытое тело в Средневековье
XV век
В Средневековье в Европе красивой считалась фигура с маленькой грудью и почти полным отсутствием талии. Стандарты красоты долгое время диктовала церковь. Тело считалось футляром для души — демонстрировать привлекательность было непопулярно и даже опасно. Христианство объявляло земную красоту грехом, косметику запрещали.
При этом интересно, что в XIV веке у женских нарядов появилось декольте: девушки открывали часть груди, плечи и шею. Не всем современникам нравилась эта мода: многие считали такие наряды греховными и порочными.
Признаком красоты была здоровая кожа — в те времена свирепствовали болезни, которые оставляли пятна на теле. Если на лице девушки не было пятен, это значило, что она ничем не болеет и может родить здоровых детей.
В позднем Средневековье красивыми считались открытый высокий лоб и тонкие брови. Чтобы сделать лицо более открытым, девушки зачёсывали и убирали волосы под капюшон. Также они специально сдвигали линию роста волос — выщипывали волосы и брови пинцетами.
В России XV века чем шикарнее была одета женщина, тем она считалась красивее. Девушки носили покрывала, сарафаны и кокошники, а также активно белились и румянились. Что касается телосложения, то красивыми считались высокие и полные женщины с овальным лицом. В те времена на Руси в женщинах ценилась главным образом их способность выносить ребёнка.
Пышные формы и светлая кожа эпохи Возрождения
XVI век
В Ренессанс (эпоху Возрождения) европейцы называли красивыми пышные и округлые формы. Художники хотели отойти от строгих религиозных стандартов христианства: стандарт красоты Ренессанса создали Боттичелли, Леонардо да Винчи и Рафаэль — женщины на их картинах выглядят хрупкими и беззащитными.
А вот русская красавица XVI века по-прежнему должна была быть в первую очередь выносливой, чтобы справляться с хозяйством и успешно вынашивать детей. Как пожилые, так и молодые женщины белились и румянились. При этом косметикой пользовались как для лица и шеи, так и для глаз и зубов.
Помпезность и шик барокко
XVII век
На смену эпохе Возрождения пришёл стиль барокко. Он зародился в Риме, Венеции и Флоренции, позже мода на него распространилась по всей Европе. Ключевыми чертами барокко стали театральность, торжественность и богатство, проявления которых сперва требовали в архитектуре и живописи, а затем и во внешнем виде.
Женщины носили максимально роскошные и дорогие наряды, вызывающие и пышные многослойные платья с объёмными рукавами. Отдельное внимание уделяли причёскам, которые были массивными и сложными. Чтобы сделать волосы пышнее, под них подкладывали подушечки из шерсти, пакли или стриженых волос. Также волосы завивали с помощью щипцов, укладывали помадой и украшали заколками. Как мужчины, так и женщины носили пышные парики.
В России и Европе XVII века ценились заметные формы. Идеал женщины того времени отражают полотна художника Питера Пауля Рубенса — большой бюст, округлые бёдра, подбородок с ямочками, розовые щёки.
Беззаботная юность рококо
XVIII век
На смену помпезному и вычурному барокко пришёл стиль рококо. Всё величественное и торжественное перестало быть модным, появился тренд на игривое и беззаботное настроение. Синонимы рококо — любовь и праздник, легкомыслие и беспечность.
В эту эпоху европейцы стали иначе относиться к возрасту — старость перестала ассоциироваться с мудростью и почётом, стареть стало нежелательно и даже постыдно. Красивой стала считаться юность, внешность с детскими чертами лица. Идеальное лицо должно было быть овальной формы, с ямочками на щеках и подбородке. Идеальный силуэт тоже изменился — стандартом красоты стали считать хрупкую девушку с небольшой грудью, грациозную и лёгкую.
В отличие от барокко с его тяжеловесными причёсками, в эпоху рококо в моду вошли маленькие парики с лёгкими локонами, которые украшали лентами. С 1740-х годов всё популярнее становились уже не парики, а причёска из своих волос, но обязательно напудренных.
Лица и волосы обильно пудрили мукой, чтобы сделать их светлее. Также в моде были специальные чёрные шёлковые пластыри — «мушки». Они служили своеобразной любовной символикой, акцентируя внимание поклонников на определённой части тела красавицы. «Мушки» клеили как на открытые, так и на закрытые части тела. Есть версия, что появление «мушек» было вызвано оспой и они были не просто украшением, а скрывали следы болезни.
В петровской России XVII–XVIII веков частично копировали европейскую моду — дамы красились на французский манер, рисовали себе «мушки», выщипывали брови и делали сложные причёски. Среди аристократок и горожанок появилась мода носить пышные юбки и удерживать их засчёт нарядов с корсетом.
Меланхолия декаданса
XIX век
В обществе этого периода преобладали упаднические настроения, разочарование и неверие в будущее, очарованность смертью. Причинами этого историки называют сильные потрясения, происходившие в то время в Европе и России. Например, в 1814 году завершилась Великая французская революция, которая длилась целых 25 лет. Это и другие подобные события сильно изменили менталитет человека того времени и привели к появлению нового литературного течения — романтизма, а вместе с ним декаданса.
Декаденты воспринимали себя как элитарную, болезненно чувствительную и утончённую культурную группу. Так появился новый стандарт женской красоты: образ красивой девушки стал неотделим от меланхолии, смерти и упадка. Привлекательной считалась хрупкая женщина с бледной кожей, грустными глазами и поникшими плечами. Она была мечтательной и печальной, могла плакать, читая стихи. Это было слабое существо, не приспособленное к реалиям окружающего мира.
Девятнадцатый век стал эпохой чахотки (туберкулёза). Врачи называли причинами чахотки страсти любого рода: от неумеренности в еде и мастурбации до сидячего образа жизни. По симптомам чахотка была похожа на горячку или лихорадку, и врачи часто неправильно интерпретировали симптомы. Из-за того что болезнь видели следствием сильных чувств, она превратилась в романтический диагноз. Утомлённых и меланхоличных барышень с нездоровым румянцем считали прекрасными — даже несмотря на то, что они умирали.
С начала Средневековья и до XIX века стандарты красоты плотно были связаны с настроениями в обществе и историческими событиями. Женщины меняли закрытые балахоны на открытые платья с корсетами, клеили и убирали мушки, подчёркивали то румянец, то бледность.
✏️ Другие материалы про моду и её переменчивость
Как общество сделало из худобы культ и теперь пытается с этим бороться
Не выбрасывайте мамины клёши! Почему мода циклична и какие тренды прошлого возвращаются к нам сейчас