Знать
17 сентября

Как сёстры Гнесины изменили систему музыкального образования в России

Ксения Кукушкина
Ксения Кукушкина
Авторка
Изображение
1

Не всем известно, что музыкальную академию имени Гнесиных основали женщины. Сёстры Гнесины прошли сложный путь от небольшого помещения с одним роялем до одной из самых известных консерваторий в России. Рассказываем, как одна талантливая семья перевернула подход к музыкальному образованию.

Наследственная любовь к музыке

В семье Фабиана Гнесина и Беллы Флетзингер было двенадцать детей, трое из которых умерли в раннем возрасте. В жизни остальных девяти решающую роль сыграла мать. Всем детям Белла Исаевна передала любовь к музыке, а пятерых отправила учиться в лучшие консерватории. Четыре сестры, включая будущих основательниц училища, обучались в Московской консерватории имени Чайковского, а брат в Петербургской имени Римского-Корсакова.

Старшая из сестёр Евгения Гнесина первая поступила в университет. Она была очень одарённой, занималась у одного из лучших педагогов и композиторов девятнадцатого века Василия Сафонова. Они вели переписку, в дальнейшем он поддерживал Школу Гнесиных, направлял туда учеников и начинающих педагогов для практики под руководством бывшей ученицы. 

Вслед за старшей сестрой в Московскую консерваторию поступила Елена Гнесина. Сначала она училась на младшем отделении, но после исполнения концерта Моцарта Василий Сафонов забрал Елену в свой класс сразу на старшее отделение.

В консерватории девушки познакомились с будущими композиторами Сергеем Рахманиновым и Александром Скрябиным. Они станут хорошими друзьями Гнесиных и будут поддерживать их во время открытия собственного училища.

Кардинальные изменения в жизни семьи

В 1891 году глава семейства Фабиан Гнесин скончался. В семье начались финансовые сложности. Нехватка денег отразилась в первую очередь на образовании Гнесиных — все они на тот момент учились в консерваториях платно. Выход из сложной ситуации нашли старшие сёстры — Елена и Евгения.

Евгения начала давать частные уроки игры на фортепиано ещё студенткой. Вслед за ней начала преподавать и шестнадцатилетняя Елена. Обе сестры довольно быстро стали популярны, учеников становилось всё больше. Тогда же Елена начала собственную карьеру исполнительницы: выступала на благотворительных концертах, просветительских мероприятиях, собраниях различных художественных обществ.

Вскоре Евгению пригласили в Музыкально-драматическое училище при Обществе друзей литературы и искусства, где она работала одновременно со Станиславским. Евгения Гнесина занималась с членами этого кружка теорией музыки и давала частные уроки игры на пианино.

Открытие собственной школы

Гнесины решили открыть собственную музыкальную школу, когда одна из сестёр, Мария закончила учёбу. В отличие от старших сестёр, Мария получила педагогическое образование. 

Задача, которую Гнесины сами поставили перед собой, была сложной. Для открытия частного училища требовалось получить разрешение от городских властей, что само по себе было непросто. Кроме того, для создания и поддержания работы учебного заведения были необходимы финансовые вложения, а у Гнесиных не было никаких средств. Возникали также и довольно логичные сомнения: найдутся ли ученики и смогут ли три молодые пианистки, сами недавние студентки, справиться с такой ответственной задачей?

На помощь пришли консерваторские преподаватели, которые поддержали начинание Гнесиных. Они были уверены, что пианисткам хватит нескольких учеников, чтобы проявить себя в педагогике, и тогда количество людей в их школе обязательно будет расти. 

Уникальное училище с домашней атмосферой

Сёстры добились необходимого разрешения для открытия школы. Но снять отдельное помещение для занятий возможности не было. Они решили принимать учеников у себя дома, в квартире в Гагаринском переулке. Рояль был только один, на второй не хватало средств.

В 1895 году «Училище сестёр Е. и М. Гнесиных» официально открылось. На первых порах они не могли приглашать сторонних преподавателей, поэтому вели все классы сами. Художественное руководство осуществляли старшие сёстры Евгения и Елена, они же вели классы фортепиано. Класс скрипки появился, когда консерваторию окончила Елизавета Гнесина. А одной из первых учениц стала Ольга Гнесина. Она была единственной из сестёр, кто не учился в Московской консерватории.

Жизнь семьи была расписана по минутам. С раннего утра шли занятия с учениками. Проходили они в жилых комнатах сестёр, в гостиной, в нескольких комнатках-классах и в небольшом зале, предназначенном для выступлений. А вечером в доме принимали гостей, музицировали, обсуждали книги и музыку.

Постепенно количество учеников увеличилось. Появилась возможность перевезти училище в отдельное здание. Правда, сёстры продолжали жить в помещении школы: так было удобнее. Они обедали и ужинали под звуки занятий и репетиций. 

Атмосфера в училище была домашняя. В книге музыковеда Маргариты Риттих, посвящённой воспоминаниям современников о Елене Гнесиной, сохранилось описание внутренней обстановки Гнесинского училища. В нём начиная с передней «возникало ощущение домашности и уюта, веяло чем-то тёплым, родным и милым, в то время как в консерватории всё было красиво, богато, даже по-дворцовому парадно, торжественно и официально. Удивительно было и то, что возле гардероба, рядом с зеркалом, были… щётки для одежды. Щётки! Как дома! В консерватории этого не было».

Формирование особого подхода к ученикам

«Знать — это уметь» — эту фразу часто говорила Елена Гнесина. Она умела найти подход к каждому из учеников, сама создавала учебные пособия, правильно ставила руку юных музыкантов с помощью собственной «Фортепианной азбуки» и мотивировала сочинять музыку с ранних лет.

Другой подход был у Евгении Гнесиной. В результате сёстры удачно дополняли друг друга. Одна из подруг Гнесиных, Софья Апфельбаум, вспоминала: «У Гнесиных существовала интересная традиция. Перед экзаменом или концертным выступлением Елена Фабиановна и Евгения Фабиановна менялись на некоторое время учениками… У старших сестёр Гнесиных при единой методике всё же подход к учащимся был разный». Елена требовала быстрой реакции на свои замечания и не терпела, если что-то не получалось сразу. Евгения, наоборот, спокойно ждала результатов и верила в их появление. Если ученик не справлялся с заданием, она только вздыхала, и это мотивировало стараться сильнее.

Училище сестёр Гнесиных отличалось от других ещё и своей преемственностью. Большинство из молодых педагогов-гнесинцев начинали свою работу, даже не окончив училища, не говоря уже о вузе.

Все воспоминания о Гнесиных и их школе сопровождаются словами любви и благодарность. Композитор и педагог Тихон Хренников писал: «Мы были не просто учащимися, но и членами одной дружной семьи, которых роднила беспредельная любовь к музыке, к искусству. Для Елены Фабиановны и её соратников существовал единственный критерий в отношении к ученикам — талант и усердие воспитанников». 

Комментарии
Marina Ryumina
23 часа назад
Очень интересная статья! История этих женщин даёт силы для преодоления трудностей на пути к своей мечте. Спасибо автору!